
Русские вещи: учебник номер один в Германии
Елена Ерёменко26.01.2015
Один из самых популярных учебников для начинающих музыкантов в Германии — «Русская фортепианная школа» гамбургского издательства «Ханс Сикорский». Нам стало интересно, почему немецкие дети постигают азы музыки, разучивая «Перепёлочку» и «Жили у бабуси два весёлых гуся». Оказалось, тотальная популярность русского учебника неслучайна. А история его проникновения на немецкий рынок крайне интересна. Об этом — наш рассказ в рубрике «Русские вещи».
При первом знакомстве с будущим учителем музыки мы с сыном-шестилеткой должны были получить рекомендации по покупке учебника.
«Купите „Русскую фортепианную школу“ издательства Сикорского!» — предложил педагог. Я подумала: «Надо же, какой внимательный — решил сделать приятное, учитывая мой русский акцент, вот и предлагает что-то связанное с русской культурой».
В нотном магазине, рассматривая яркую красно-белую книжку с двумя симпатягами-медведями, я воспользовалась случаем и спросила, часто ли покупают этот учебник. И получила ответ, что это вообще один из самых популярных учебников, в чём я скоро убедилась сама на традиционном рождественском концерте в нашей музыкальной школе. Почти у каждого ребёнка в руках была «Русская фортепианная школа» — всё та же, из-за её алого цвета рождественский колорит концертного зала ещё усиливался.
Понятно, подумала я, живём-то в бывшей ГДР, здесь ещё сохраняются старые связи и интерес к русской методике. Но оказалось, что всё обстоит совсем иначе. Этот замечательный учебник — продукт одной из самых авторитетных западногерманских фирм, и за ним стоит большая история, в которую вплетены и события советских времён, и имена прославленных русских музыкантов, и участие немецких профессионалов.
Как русский учебник покорил мир

Так, в сборнике рядом с «Перепёлочкой», «Весёлыми гусями у бабуси», этюдами Лядовой соседствуют и местные, любимые немецкой детворой песенки и пьесы. Конечно, стало очень любопытно, кто был автором идеи запустить на немецкий рынок советский учебник. Потом уже он пошёл и в другие страны зарубежья... Представьте, сколько юных музыкантов в Европе разучили «Во поле берёзонька стояла»! Правда, по-немецки это звучит как «Маленькая берёзка».
Конечно, не только с этой замечательной мелодией знакомит «Русская музыка для фортепьяно». Учебник того времени традиционно включал всё многонациональное музыкальное богатство республик Союза.
Кроме политического подтекста, здесь очень важной была действительно музыкальная идея: многообразие ритмов, уникальные национальные мелодии и характеры — это действительно дорогого стоит. В Германии, например, самый распространённый музыкальный размер народных песен — четыре четверти, а здесь такое разнообразие ритмов! В немецкое издание попали украинские, татарские, белорусские и многие другие национальные музыкальные произведения.
Честно говоря, все страны постсоветского пространства должны быть очень благодарны авторам учебника за такую музыкальную презентацию на европейском рынке. Стоит признать, что в объединённом Евросоюзе не часто услышишь музыку народов других стран — много звучит классики, конечно же, эстрады, но из национальной музыки, может быть, лишь еврейская музыка только и мелькает, да французская, а другие национальные мелодии звучат только в тематических программах, то есть совсем не часто.
Буквально на днях в коридоре нашей музыкальной школы я стала свидетельницей маленького диалога: девочка читала маме домашнее задание и старательно выговаривала слова «абхазский танец», что было нелегко, но она всё же справилась. «Где это, мама?» — та пожала плечами, достала смартфон и вскоре ответила: «На Кавказе, дочка». «Интересно!» — откликнулось юное пытливое создание.
Сколько детей благодаря этому замечательному сборнику познакомятся с огромным миром русской музыки, впитавшей в себя разнообразие многонационального пространства, смогут уловить совершенно иные мелодии, интонации, услышать другой характер!
Сквозь железный занавес

Смотрю раздел детской литературы, здесь ещё два сборника «Русской фортепианной школы», теперь уже под редакцией Юлии Суслиной. Теперь мне всё становится понятно — здесь работал профессионал высшей категории.
Чтобы понять, о чём речь, вернёмся лет на сорок назад, в семидесятые, времена, напомню, железного занавеса и строительства социализма. В Советском Союзе в период так называемого застоя был невероятный подъём музыкальной жизни — появились уникальные молодые музыканты. На родине их талант тоже не остался незамеченным, правда, по понятиям того времени и тех руководителей. Особого внимания удостоились семеро: их имена позже вошли в так называемую хренниковскую семёрку. На съезде композиторов они были жёстко раскритикованы, и их музыка попала на долгие годы под запрет для исполнения. Это были музыканты-новаторы, впоследствии получившие мировую известность: Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов.
Мировой музыкальный рынок требовал новаций — музыкальные менеджеры конкурирующих компаний ФРГ, Великобритании, Франции, США искали идеи по всему миру. Интерес западных специалистов к тому, что происходило в России, стране с великой музыкальной культурой, был очень высокий — подтверждением этих догадок было появление на западе музыки Альфреда Шнитке. Но общее положение дел было неизвестно, страна оставалась закрытой для внешнего мира.
Тем не менее у советского руководства были амбиции и желание показать Западу свои таланты. Нужны были контакты, и здесь могли успешно работать только настоящие профессионалы с большим авторитетом и влиянием. С немецкой стороны интерес к советскому рынку проявило издательство «Ханс Сикорский» — и это было большой удачей для русской музыки.
«Ханс Сикорский», одно из самых авторитетных музыкальных издательств мира, всегда особо выделяло направление русской музыкальной культуры. Именно этому издательству в конце пятидесятых годов удалось договориться с СССР представлять на своей территории советскую музыку. У издательства были права на музыку Шостаковича и Прокофьева. То, что музыка русских гениев хорошо известна западному слушателю и что почти каждый день на радиоканалах сегодня можно услышать их произведения, — это, конечно, во многом заслуга команды издательства.
Интересно отметить, что, когда в советскую бытность издательству пришлось договариваться с советскими функционерами, каждый преследовал свои цели. Но в итоге каждый получил дивиденды: в ФРГ прозвучала музыка Тихона Хренникова, а издательство «Ханс Сикорский» добилось выхода на закрытый советский рынок с правом совершенно законно контактировать с молодыми советскими композиторами.
Однако возможным это стало благодаря очень важному посреднику — Виктору Суслину, попавшему под все запреты в СССР и вынужденному эмигрировать. На работу он устроился в издательство Сикорского.
Виктор Суслин и стал тем проводником, который свёл издательство с талантливыми молодыми советскими композиторами. Благодаря этим знакомствам сначала в Германии, а потом и в других странах публика открыла для себя Губайдулину, Шнитке, Канчели, Денисова, Фирсову и, конечно, самого Суслина. Издание их произведений, участие в больших фестивалях, конкурсах, продвижение на радио и телевидении — всё это делалось издательством Сикорского.
Русская музыка — в немецкие массы

Супруга музыканта Юлия Суслина, живущая сейчас под Гамбургом, до сих пор известна как один из самых успешных педагогов по классу фортепьяно. Сразу после переезда в Германию Юлия Александровна начала работать по специальности.
Её ученики с успехом осваивали классику советской музыкальной школы, побеждали на конкурсах. Но нужна была методическая основа, а таких учебников в ФРГ не было. Тогда Юлия Суслина обратилась к опыту «Школы игры для фортепьяно» Николаева. Конечно, для полноценной работы следовало книгу адаптировать, для младших школьников был нужен и знакомый музыкальный материал — немецкие народные и детские песни. После всей предварительной подготовки Суслины предложили издательству русский учебник.
Доверие к авторитету Виктора Суслина было столь высоким, что издательство, невзирая на сомнения, решилось на выпуск нового для рынка учебника. В это время как раз и было решено сделать раздел детской музыки одним из приоритетных. Суслину доверяли, но всё же никто не смог прогнозировать такого грандиозного успеха нового учебника. Он раскупался, рецензии шли положительные — и скоро стало ясно, что нужно делать продолжение.
Редактором следующих выпусков, уже для более подготовленных детей, стала Юлия Александровна. В СССР она уже имела опыт работы в столичном музыкальном издательстве. Так «Сикорский» получил высококлассного музыкального редактора и педагога-практика в одном лице.
Учебники Юлии Суслиной стали не только успешным бизнес-проектом для издательства, но и предложили всему миру новую методологическую основу. С её лёгкой руки в мир пришёл очень качественный культурный бренд с русской историей и содержанием.
Также по теме
Новые публикации


Историк своего народа 14.04.2021
Народный писатель Чувашии Михаил Юхма написал более двухсот книг на исторические и современные темы на русском и чувашском языках (переведены на многие языки), его пьесы ставились в драматических и кукольных театрах разных российских городов и стран. Среди его многочисленных наград немало международных – премия Андерсена за достижения в детской литературе и золотая медаль ООН. 
Чем пахнет космос? 12.04.2021
В День космонавтики обратим внимание на профессиональную лексику покорителей космоса. Как в любой профессиональной сфере, где используются сложные системы и оборудование, в космонавтике множество аббревиатур. Их употребление позволяет экономить время, но для зарубежных специалистов на орбите это представляет определённую трудность. 


Лолита и космонавт 08.04.2021
Каждый год в апреле мы возвращаемся к славному дню 12 апреля 1961 года. В тот день корабль «Восток-1» поднял на околоземную орбиту первого человека новой космической эры – Юрия Гагарина. Полёт продолжительностью чуть более полутора часа сделал его фигурой, которой до сих пор восхищаются во всем мире. А нам совершённый Гагариным ровно 60 лет назад подвиг позволяет вспомнить невероятную связь его истории с прекрасным персонажем из Аргентины – певицей и актрисой Лолитой Торрес. 
