EN
 / Главная / Публикации / Русские вещи: учебник номер один в Германии

Русские вещи: учебник номер один в Германии

Елена Ерёменко26.01.2015

Один из самых популярных учебников для начинающих музыкантов в Германии — «Русская фортепианная школа» гамбургского издательства «Ханс Сикорский». Нам стало интересно, почему немецкие дети постигают азы музыки, разучивая «Перепёлочку» и «Жили у бабуси два весёлых гуся». Оказалось, тотальная популярность русского учебника неслучайна. А история его проникновения на немецкий рынок крайне интересна. Об этом — наш рассказ в рубрике «Русские вещи».

При первом знакомстве с будущим учителем музыки мы с сыном-шестилеткой должны были получить рекомендации по покупке учебника.

«Купите „Русскую фортепианную школу“ издательства Сикорского!» — предложил педагог. Я подумала: «Надо же, какой внимательный — решил сделать приятное, учитывая мой русский акцент, вот и предлагает что-то связанное с русской культурой».

В нотном магазине, рассматривая яркую красно-белую книжку с двумя симпатягами-медведями, я воспользовалась случаем и спросила, часто ли покупают этот учебник. И получила ответ, что это вообще один из самых популярных учебников, в чём я скоро убедилась сама на традиционном рождественском концерте в нашей музыкальной школе. Почти у каждого ребёнка в руках была «Русская фортепианная школа» — всё та же, из-за её алого цвета рождественский колорит концертного зала ещё усиливался.

Понятно, подумала я, живём-то в бывшей ГДР, здесь ещё сохраняются старые связи и интерес к русской методике. Но оказалось, что всё обстоит совсем иначе. Этот замечательный учебник — продукт одной из самых авторитетных западногерманских фирм, и за ним стоит большая история, в которую вплетены и события советских времён, и имена прославленных русских музыкантов, и участие немецких профессионалов.

Как русский учебник покорил мир

«Русская фортепианная школа» издательства «Ханс Сикорский»При более детальном знакомстве с учебником оказалось, что в основе его лежит знакомая многим поколениям учеников «Школа игры на фортепьяно для первых-вторых классов» под редакцией Николаева. Немецкая версия такого знакомого в России учебника оказалась обновлённой, адаптированной к немецкоязычному пространству.

Так, в сборнике рядом с «Перепёлочкой», «Весёлыми гусями у бабуси», этюдами Лядовой соседствуют и местные, любимые немецкой детворой песенки и пьесы. Конечно, стало очень любопытно, кто был автором идеи запустить на немецкий рынок советский учебник. Потом уже он пошёл и в другие страны зарубежья... Представьте, сколько юных музыкантов в Европе разучили «Во поле берёзонька стояла»! Правда, по-немецки это звучит как «Маленькая берёзка».

Конечно, не только с этой замечательной мелодией знакомит «Русская музыка для фортепьяно». Учебник того времени традиционно включал всё многонациональное музыкальное богатство республик Союза.

Кроме политического подтекста, здесь очень важной была действительно музыкальная идея: многообразие ритмов, уникальные национальные мелодии и характеры — это действительно дорогого стоит. В Германии, например, самый распространённый музыкальный размер народных песен — четыре четверти, а здесь такое разнообразие ритмов! В немецкое издание попали украинские, татарские, белорусские и многие другие национальные музыкальные произведения.

Честно говоря, все страны постсоветского пространства должны быть очень благодарны авторам учебника за такую музыкальную презентацию на европейском рынке. Стоит признать, что в объединённом Евросоюзе не часто услышишь музыку народов других стран — много звучит классики, конечно же, эстрады, но из национальной музыки, может быть, лишь еврейская музыка только и мелькает, да французская, а другие национальные мелодии звучат только в тематических программах, то есть совсем не часто.

Буквально на днях в коридоре нашей музыкальной школы я стала свидетельницей маленького диалога: девочка читала маме домашнее задание и старательно выговаривала слова «абхазский танец», что было нелегко, но она всё же справилась. «Где это, мама?» — та пожала плечами, достала смартфон и вскоре ответила: «На Кавказе, дочка». «Интересно!» — откликнулось юное пытливое создание.

Сколько детей благодаря этому замечательному сборнику познакомятся с огромным миром русской музыки, впитавшей в себя разнообразие многонационального пространства, смогут уловить совершенно иные мелодии, интонации, услышать другой характер!

Сквозь железный занавес

Урок музыкиМузыкальный учебник выпускает гамбургское музыкальное издательство «Ханс Сикорский», одно из старейших и известнейших. На сайте издательства особое внимание уделено русской классической и современной серьёзной музыке.

Смотрю раздел детской литературы, здесь ещё два сборника «Русской фортепианной школы», теперь уже под редакцией Юлии Суслиной. Теперь мне всё становится понятно — здесь работал профессионал высшей категории.

Чтобы понять, о чём речь, вернёмся лет на сорок назад, в семидесятые, времена, напомню, железного занавеса и строительства социализма. В Советском Союзе в период так называемого застоя был невероятный подъём музыкальной жизни — появились уникальные молодые музыканты. На родине их талант тоже не остался незамеченным, правда, по понятиям того времени и тех руководителей. Особого внимания удостоились семеро: их имена позже вошли в так называемую хренниковскую семёрку. На съезде композиторов они были жёстко раскритикованы, и их музыка попала на долгие годы под запрет для исполнения. Это были музыканты-новаторы, впоследствии получившие мировую известность: Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов.

Мировой музыкальный рынок требовал новаций — музыкальные менеджеры конкурирующих компаний ФРГ, Великобритании, Франции, США искали идеи по всему миру. Интерес западных специалистов к тому, что происходило в России, стране с великой музыкальной культурой, был очень высокий — подтверждением этих догадок было появление на западе музыки Альфреда Шнитке. Но общее положение дел было неизвестно, страна оставалась закрытой для внешнего мира.

Тем не менее у советского руководства были амбиции и желание показать Западу свои таланты. Нужны были контакты, и здесь могли успешно работать только настоящие профессионалы с большим авторитетом и влиянием. С немецкой стороны интерес к советскому рынку проявило издательство «Ханс Сикорский» — и это было большой удачей для русской музыки.

«Ханс Сикорский», одно из самых авторитетных музыкальных издательств мира, всегда особо выделяло направление русской музыкальной культуры. Именно этому издательству в конце пятидесятых годов удалось договориться с СССР представлять на своей территории советскую музыку. У издательства были права на музыку Шостаковича и Прокофьева. То, что музыка русских гениев хорошо известна западному слушателю и что почти каждый день на радиоканалах сегодня можно услышать их произведения, — это, конечно, во многом заслуга команды издательства.

Интересно отметить, что, когда в советскую бытность издательству пришлось договариваться с советскими функционерами, каждый преследовал свои цели. Но в итоге каждый получил дивиденды: в ФРГ прозвучала музыка Тихона Хренникова, а издательство «Ханс Сикорский» добилось выхода на закрытый советский рынок с правом совершенно законно контактировать с молодыми советскими композиторами.

Однако возможным это стало благодаря очень важному посреднику — Виктору Суслину, попавшему под все запреты в СССР и вынужденному эмигрировать. На работу он устроился в издательство Сикорского.

Виктор Суслин и стал тем проводником, который свёл издательство с талантливыми молодыми советскими композиторами. Благодаря этим знакомствам сначала в Германии, а потом и в других странах публика открыла для себя Губайдулину, Шнитке, Канчели, Денисова, Фирсову и, конечно, самого Суслина. Издание их произведений, участие в больших фестивалях, конкурсах, продвижение на радио и телевидении — всё это делалось издательством Сикорского.

Русская музыка — в немецкие массы

Виктор Суслин и София ГубайдулинаВиктор Суслин стал настоящей находкой для издательства — это был гениальный музыкант, талантливый и опытный музыкальный редактор, человек с кристальной репутацией среди своих коллег. С ним тесно связана и история нашего учебника.

Супруга музыканта Юлия Суслина, живущая сейчас под Гамбургом, до сих пор известна как один из самых успешных педагогов по классу фортепьяно. Сразу после переезда в Германию Юлия Александровна начала работать по специальности.

Её ученики с успехом осваивали классику советской музыкальной школы, побеждали на конкурсах. Но нужна была методическая основа, а таких учебников в ФРГ не было. Тогда Юлия Суслина обратилась к опыту «Школы игры для фортепьяно» Николаева. Конечно, для полноценной работы следовало книгу адаптировать, для младших школьников был нужен и знакомый музыкальный материал — немецкие народные и детские песни. После всей предварительной подготовки Суслины предложили издательству русский учебник.

Доверие к авторитету Виктора Суслина было столь высоким, что издательство, невзирая на сомнения, решилось на выпуск нового для рынка учебника. В это время как раз и было решено сделать раздел детской музыки одним из приоритетных. Суслину доверяли, но всё же никто не смог прогнозировать такого грандиозного успеха нового учебника. Он раскупался, рецензии шли положительные — и скоро стало ясно, что нужно делать продолжение.

Редактором следующих выпусков, уже для более подготовленных детей, стала Юлия Александровна. В СССР она уже имела опыт работы в столичном музыкальном издательстве. Так «Сикорский» получил высококлассного музыкального редактора и педагога-практика в одном лице.

Учебники Юлии Суслиной стали не только успешным бизнес-проектом для издательства, но и предложили всему миру новую методологическую основу. С её лёгкой руки в мир пришёл очень качественный культурный бренд с русской историей и содержанием.

Также по теме

Новые публикации

На Украине очередная «зрада», пишут местные СМИ. Музыкальный сервис Spotify опубликовал топ самых популярных исполнителей, произведения которых чаще всего скачивали украинские слушатели. Так вот, украинских среди них нет. Вообще. На первом месте – Моргенштерн. Дальше сплошь представители российского шоу-бизнеса плюс казах Скриптонит, тоже русскоязычный.
Проблемы функционирования русского языка на постсоветском пространстве с каждым годом обретают всё большую остроту. Поиску решений целого ряда насущных вопросов в этой сфере посвящён Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве».
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов заявил, что США проводят «антироссийский месячник», нагнетая обстановку на украинской границе и продвигая на этом фоне инфраструктуру НАТО ближе к России.
6 – 7 декабря Российская академия образования проводит первую большую международную конференцию по проблемам образования с международным участием. Речь, в частности, будет идти об образовании в период ковида. Накануне конференции экс-глава Минобрнауки РФ и новый президент РАО рассказала о деятельности Академии.
Белоруссия, как и Россия, почти полностью русскоязычное государство. Белорусский язык там встречается разве что на вывесках и указателях. Также его можно услышать от сельских жителей старшего возраста и небольшой части интеллигенции — идейных сторонников возрождения «мовы». Однако русский язык в республике имеет ряд особенностей.
На Youtube-канале «Русского мира» прошла первая презентация инновационных проектов по продвижению русского языка. Были представлены первые шесть проектов, отобранные из нескольких сотен, разработанные в период с 2017 по 2021 годы.
Есть такой диалект русского языка – аляскинский. Он начал формироваться во второй половине XVIII века, когда Аляска принадлежала России. Местным жителям надо было как-то общаться с русскими промышленниками и торговцами. В результате такого общения на свет появился особый диалект.
Организация курсов повышения квалификации для учителей из регионов Киргизии, обеспечение школьников качественными учебниками, предоставление выпускникам школ КР бюджетных мест в университетах и институтах РФ, высадка педагогического десанта на юг республики – лишь небольшая часть российских образовательных программ, которые сегодня успешно работают в республике. А впереди ещё новые совместные проекты.