RUS
EN
 / Главная / Публикации / Что надо знать каждому в России

Что надо знать каждому в России

Георгий Осипов27.08.2014

Подсчёты, пусть и весьма приблизительные, показывают, что на среднестатистический «уезд» Европейской России приходится по десятку Героев Советского Союза. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Однако есть и совсем другие показатели — как, например, в Венёвском уезде Тульской губернии, над которым «золотых звёзд» — более тридцати (!). Пишу в старой административно-географической терминологии, потому как теперешний Венёвский район Тульской области от него по очертаниям несколько отличается. Но даже не в этом суть — «героическая аномалия» налицо, и историкам, как нынешним, так и грядущим, есть в чём разбираться.

Последний предводитель

И начать, пожалуй, им стоит с удивительной книжки — «Что надо знать каждому в России». Невелика она по объёму — всего-то 172 страницы, — но воистину «томов премногих тяжелей». Написал её последний предводитель венёвского дворянства, камергер, князь Алексей Николаевич Шаховской (1855–1921), чей дом доныне сохранился в Венёве. Шаховской — отец архиепископа Сан-Францисского Иоанна и известной мемуаристки Зинаиды Шаховской — не последних фигур русской эмиграции. Книжка вышла в довольно неожиданном месте — типолитографии Санкт-Петербургской тюрьмы (!) — двумя и в совокупности довольно солидными тиражами в 1912 и 1915 годах. Переиздана с сокращениями в Берлине в 1939 году под названием «Что надо знать каждому в русском зарубежье».

До наших дней дожили всего-навсего два экземпляра — в главных книжных собраниях Москвы и Петербурга. Один из них нашёл (и переиздал) руководитель клуба краеведов «Венёвский уезд», историк и журналист Денис Махель. Жанровых аналогий книжке князя Шаховского что-то не припоминается. Уже появившееся где-то определение «учебник патриотизма» верно, но лишь отчасти.

Ведь патриотизм — тема небезопасная: в том смысле, что сделаешь лишний шаг в одну сторону — впадёшь в самый дурно пахнущий «квасной» патриотизм, в другую — окажешься на грани отрицания того, что и князь Шаховской, и миллионы его современников считали единосущной основой государства. «Жизненным опытом предки наши дознались, что главными устоями нашей Родины являются православная вера, царь и Отечество». Шаховской, безупречно проходя по единственно возможной грани, без исступлённого кликушества и мертвенного скептицизма, просто и с достоинством спрашивает: «Когда мы говорим о стране, поступающей справедливо или несправедливо, мы разумеем, что люди, которые её населяют, избирают хороший или дурной путь. Итак, кто же заставляет Россию поступать дурно или хорошо? Кто делает её страной, наполняющей нас гордостью или вызывающей чувство стыда?» И сам же отвечает: «Истинно великой и достойной уважения страна будет только тогда, когда дела её будут почтенны и будут иметь ценность. Если бы Россия поступила несправедливо и употребила своё могущество на то, чтобы незаслуженно вредить другим, то, как бы велика и сильна она ни была, как бы ни была победоносна в войнах и ни благоденствовала в мире, — не было бы ни малейшей причины гордиться ею».

Но Шаховской, как и один широко известный киноперсонаж, знал, что запоминается только последняя фраза — в конце посвящённого патриотизму раздела он прозорливо добавляет: «Я считаю совершенно необходимым указать вам здесь на дурную сторону ложно понятого патриотизма. Патриотизм становится ложным во всех тех случаях, когда он ослепляет вас до такой степени, что вы утрачиваете понимание собственных недостатков и чужих достоинств, когда он порождает враждебность, стремится создать между нами и соседями непреодолимую преграду и убивает в нас всякое чувство доброжелательности».

Шаховской отлично понимает, что подлинный патриотизм воспитывается не занудливыми нотациями и пустопорожними поучениями. Нет лучших в этом смысле учителей, чем отечественные история и литература. А потому все «теоретические» разделы то и дело перемежаются примерами из них (заметно при этом, что автор явно неравнодушен к поэзии Ивана Никитина). Исторические примеры — как общеизвестные, вроде подвига патриарха Гермогена и Бородинской битвы, так и неведомые. Современному читателю — так и вовсе. Скажем, многие знают курортный посёлок Архипо-Осиповка на Черноморском побережье? А в чём, собственно, заключался подвиг рядового Архипа Осипова, в честь которого он назван, и в какую из войн сей подвиг был им совершён? И уж совершенная для всех нас terra incognita — подвиги русских солдат и матросов во время совсем недавней для автора и вчистую забытой потомками Русско-японской войны — как, скажем, подвиг рядового Василия Рябова.

О пользе трезвости и свобод

Не патриотизмом единым жив русский человек — в целом книга Шаховского — это, скорее, учебник по гражданскому воспитанию, по гражданскому обществу, если угодно. И по тому, что принято сегодня называть россиеведением — больше половины книги посвящено чисто фактическим знаниям о ней. Герб, флаг, гимн — понятно. Главнейшие достопримечательности и святыни страны — тоже. Но вместе — и подробный рассказ о работе, скажем, министерства внутренних дел и земства, министерств финансов и юстиции, путей сообщения и народного образования. О том, как вообще управлялась страна сто лет назад. Некоторые отрывки звучат удручающе злободневно — скажем, такой: «Иногда лица, желающие попасть в Государственную Думу, не считают для себя позорным давать избирателям деньги — подкупать их... Продавать счастье и благополучие своей родины — значит наносить вред не только себе, но и всем соотечественникам — ведь они, несомненно, должны пострадать, если в Государственную Думу будут посланы люди не за ум и способности, а потому лишь, что они богаты...» Отдельно, между прочим, приведены росписи всех доходов государства за 1911 год, откуда, кстати, видно, что самые большие расходы приходятся не на военные, а на транспортные надобности — с подробными таблицами цен на железнодорожные билеты по всей России во всех четырёх классах. Представьте-ка себе нечто подобное в современном учебнике для младших школьников!

Некоторые предметы (не в значении дисциплины), описываемые Шаховским, в учебниках для современных недорослей и вовсе представить затруднительно. Например, почему и как надо делать сбережения на старость — с подробным описанием финансовой системы страны. О пользе трезвости — в России вопрос вечный. О том, как работает в России почта — опять-таки с необходимыми расходами. А также — «О свободах», в частности о свободе печати и о силе печатного слова, единственное ограничение которых Шаховской видит в исполнении старинной заповеди: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода моего ближнего».

«Как уже это принято в Америке»

К книге Шаховского прилагаются две его очень интересные записки «О воспитании в школах».

...Вот любопытный отрывок. Откуда он и кто его автор? «Ответы учеников по программным предметам... надлежит признать вполне удовлетворительными, а по арифметике — прямо хорошими. К сожалению, наряду с этим приходится констатировать крайне слабое представление у детей... об отечественной истории и географии. На мой вопрос, с кем произошла битва на Куликовом поле, я ни от кого не мог получить верного ответа». Пишет какой-нибудь современный методист гороно? Да нет — венёвский земский начальник 5-го участка Николай Александрович Пушкин, сын генерала Пушкина и внук поэта.

А Шаховской обобщает: «Общеизвестным крупным недостатком наших сельских школ является то, что они... не оказывают на учеников ровно никакого воспитательного воздействия... Чтобы положить начало... воспитательному воздействию школы, безусловно, необходимо сделать воспитание, как уже это принято в Америке, самостоятельным предметом преподавания... чтобы на него был отведён хоть один определённый час в неделе».

Шаховской после выхода книги, собственно, и стал внедрять свою педагогику во вверенном ему уезде, где начало строиться множество земских школ. В одном из четырёхклассных училищ постигал азы и никому не ведомый тогда мальчонка Вася Чуйков... Результат известен.

Очень символично, что, начав книгу с чуть переиначенного, чеканного афоризма адмирала Нельсона «Россия ожидает от каждого, что он исполнит свой долг», после массы практических сведений Шаховской завершает её главой под многозначительным названием «Душа человека». В ней есть и такие слова: «Дух — это всё. Предки наши убеждали: „Блюдите, чтобы не погасла свеча“. Под свечой тут надо подразумевать горящий внутри нас пламень духа, который просветляет, оживляет и укрепляет нас».

...Разные люди оценили книгу Алексея Николаевича Шаховского по-своему. Император Николай II — лично вручив ему камергерский ключ. Большевики — уничтожением практически всего тиража книги. Будущий маршал, дважды Герой Советского Союза Чуйков — историей всей своей жизни.

А как оценим мы? И оценим ли вообще?

Также по теме

Новые публикации

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о прекращении общения с Константинопольским патриархатом. Этот шаг был предпринят в ответ на стремление Константинополя предоставить автокефалию украинской церкви. С просьбой дать прогноз развития ситуации на Украине мы обратились к заместителю главы Отдела внешних церковных связей РПЦ о. Николаю Балашову.
13 октября в Монреале и 14 октября в Оттаве под эгидой Координационного совета организаций российских соотечественников Канады, при поддержке детского центра «Мечта» (Монреаль) и оттавской русской школы свв. Кирилла и Мефодия прошла V Всеканадская педагогическая конференция преподавателей русского языка.
16 октября на родину в Пензу вернулись участники первого полевого этапа этнографической экспедиции Русского географического общества «Современный этномир». Экспедиция проводилась с 2 по 16 октября в крупных городах Узбекистана – Ташкенте, Бухаре и Самарканде – местах с наибольшей концентрацией русского и русскоговорящего населения республики.
Несмотря на серьёзное ухудшение отношений между Польшей и Россией, в стране остаётся немало людей, которые поддерживают действенную связь с Россией, с её историей и культурой. В Белостоке уже 25 лет существует Русское культурно-просветительное общество, члены которого – потомки тех русских, кто остался в Польше после развала Российской империи. О том, чем занимается РКПО сегодня, мы поговорили с секретарём общества Андреем Романчуком.
«У юкагиров. Древнейший тундренный народ северо-восточной Сибири» – так называется новая книга-альбом голландского лингвиста Сесилии Оде, вышедшая этим летом на голландском, русском и английском языках в нидерландском издательстве Lias. Эта книга – своего рода дневник, написанный во время лингвистических экспедиций в Якутию, на крайний северо-восток Сибири.
С 5 по 9 октября 2018 г. в столице Болгарии проходил IV Всемирный молодёжный форум российских соотечественников. Тема форума в этом году – «Россия и мир». Это событие по праву считается одним из самых масштабных форумов представителей российской молодёжи за рубежом.
Можно ли по нормам речевого этикета изучать национальный характер? И почему не здороваться, заходя в лифт – это вполне этично? Известный лингвист, доктор филологических наук Максим Кронгауз давно наблюдает за русским речевым этикетом. Своими выводами он поделится на конгрессе РОПРЯЛ, который проходил в Уфе.
С 11 по 14 октября в Уфе проходит VI конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Одна из актуальных для России тем – как сочетать преподавание родного языка в национальных школах с обучением на государственном (русском) языке. Своими мыслями по этому поводу делится ведущий эксперт по билингвизму, профессор Московского педагогического госуниверситета Елизавета Хамраева.