
Земное дело астрономов
Георгий Осипов20.08.2014
За без малого два века Пулковская обсерватория подарила истории отечественной науки столько сюжетов, что сравнивать их можно... Нет, конечно, не с количеством светил на небе в ясную ночь. Но много. Очень много.

Такова и одна из старейших русских обсерваторий — Пулковская. Но — не старейшая. Место, откуда наблюдали за светилами, было и при Академии наук. Но большой город — он во все века большой город, и потому Николай I, сам по образованию чистый «технарь» и большой любитель технических новинок, поддержал проект строительства большой обсерватории на Пулковских высотах.
Двадцать десятин срочно выкупленной у местных крестьян земли, четырнадцать вёрст от Северной столицы... Высоты эти — по питерским масштабам — ну если не Гималаи, то Альпы — точно: 248 футов, или 75 метров, над уровнем Кронштадтского футштока, по которому издавна меряются в России высоты. Классический ансамбль зданий обсерватории возвели по проекту Александра Брюллова. Строительство завершили за четыре года и денег не жалели: общая сумма затрат составила более двух миллионов рублей. Оборудовали лучшей по тем временам немецкой оптической техникой.
Творение Брюллова. Но не картина

Но в России, как водится, где печаль, там и радость. Часть инструментов удалось спасти, включая линзу знаменитого тридцатидюймового рефрактора. А также большую часть уникальной обсерваторской библиотеки, старейшие «единицы хранения» которой относятся аж к XV веку. Повезло обсерватории с её восстановителем: академик Щусев счёл и нужным, и возможным восстановить постройки по чертежам Брюллова.
Теперь «звёздным смотрителям» вроде бы грех роптать: уже без малого четверть века обсерватория входит в состав охраняемого ЮНЕСКО объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга...», в 1997-м включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, три с лишним сотни сотрудников, филиалы — один «скит» в Симеизе, на горе Кошка, построенный на средства богатого мецената и астронома-любителя Николая Мальцова, отдельной книги заслуживает. Как и каждый из блистательных учёных, побывавших у окуляров её телескопов: Виктор Амбарцумян, Дмитрий Максутов, Борис Стругацкий... Но биографии великих учёных, как свидетельствуют социологи, нынче сильно не в чести.
А жаль — первым в этом ряду стоял бы всё тот же Василий Яковлевич Струве, не только великий учёный, но и родоначальник выдающейся династии: весьма известный ныне издатель Никита Струве — внук известного философа и публициста Петра Бернгардовича, в свою очередь, доводившегося внуком основателю обсерватории. Но из всего, что сделал старший Струве для России, мне кажется самой симпатичной его знаменитая дуга — было бы правильнее писать её с прописной буквы. Между прочим, крупнейший (по размерам) объект — 2 820 километров, — внесённый в 2005 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Измеряя фигуру Земли

Триангуляционные пункты по-разному выделялись на местности: например, выдолбленными в скалах углублениями, железными крестами, пирамидами из камней или специально установленными обелисками. Часто их помечали кирпичом из песчаника, заложенным на дно ямы. А иногда это был гранитный куб с полостью, залитой свинцом, положенный в яму с булыжниками. Конечные точки уже при создании Дуги были закреплены монументами.
Создавалась эта Дуга с целью определения параметров Земли, её формы и размера, и в России это измерение фигуры нашей планеты было первым в её истории: исследования подтвердили, что Земля — не шар, а эллипсоид. Протянулась Дуга по всей Европе на 2 820 километров и покрывала угол в 25 градусов 20 минут, или 1/14 часть окружности Земли, — от норвежского Фугленеса возле мыса Нордкап до украинской деревеньки Старая Некрасовка близ устья Дуная. Однако судьбу своего творения почтенный Василий Яковлевич предвидеть вряд ли мог. И дело даже не в том, что из 265 «опор» Дуги Струве сегодня осталось — так считается — всего 34.
В пору создания Дуги она проходила по территории всего-то-навсего двух государств: Шведско-норвежской унии и Российской империи. Сегодня 34 пункта делят между собой десять стран: Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина и Молдавия. Больше всего пунктов сохранилось, как ни странно, в перепаханной войнами Белоруссии (согласно энциклопедиям — девять, сами белорусы говорят о девятнадцати) и в Финляндии. России, как ни рассуждай о неисповедимости исторических судеб, достались только две (Мякипяллюс и «Точка Z», связывающая между собой северную и южную части Дуги), да и те на затерянном в Финском заливе в 180 километрах к западу от Петербурга островке Гогланд (административно — Кингисеппский район Ленинградской области).
Тропами Струве

Во-вторых, напрашивается и вопрос о том, куда смотрят организаторы туризма — как в масштабах отдельных стран, так и всей Европы? Больших маршрутов, связывающих несколько стран, в наше время создаётся немало, вспомнить хотя бы Великий шёлковый и Великий чайный пути. Но, как ни странно, все они проходят по преимуществу в широтном направлении. Меридиональных — пока нет.
С самым большим уважением к Дуге Струве относятся в Белоруссии. Дело и в известной доле исторического везения, и в том, что братья-белорусы едва ли не первыми подметили, что пункты эти находятся по преимуществу в самых диких (или заповедных, как кому нравится) местах, в которые больше всего тянет современного городского жителя. И вот уже к пунктам Дуги привязаны и специальные маршруты, и уютные сельские усадьбы... В Финляндии специализированных маршрутов, насколько мне известно, нет, но пункты Дуги обязательно показываются во время поездок по стране. В России создание таких пока лишь предполагается — в частности, в рамках создаваемого на Гогланде Ингерманландского заповедника.
...А напоследок, как водится, анекдот. В первозданном значении — забавный случай, бывший в действительности. В 2006 году в той же Белоруссии выпустили памятную монету номиналом двадцать рублей, посвящённую Дуге Струве. Да не простую, а... квадратную, со скруглёнными углами. Но вот беда: на реверсе, где обозначена длина Дуги, ей «довесили» 60 километров — значится 2 880! Часть и без того небольшого тиража монеты, по слухам, успели изъять, но на белорусском нумизматическом рынке монета успела превратиться в один из самых дорогих «лотов».
Как говорится, не в Дугу...
Также по теме
Новые публикации



Как матрёшка стала мягкой силой России 04.07.2025
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве. 


Анатолию Эфросу – 100 лет 03.07.2025
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка. 
