RUS
EN
 / Главная / Публикации / Как наш Жерар Филип отказался от Гамлета

Как наш Жерар Филип отказался от Гамлета

Светлана Хохрякова10.08.2014

В фильме «Сорок первый»10 августа народному артисту СССР Олегу Стриженову исполняется 85 лет. За ним на долгие годы закрепился титул советского Жерара Филипа. В то же самое время едва ли ни его изъяном считалось то, что советского-то в нём и не было. Из Стриженова пытались сотворить подобие западно-европейского романтического киногероя, а он упрямо мечтал о роли простого русского человека. Годы спустя актёр напишет в автобиографической «Исповеди»: «Меня сочли эталоном офицера Белой армии, и если бы пошёл на поводу у режиссёров, мог бы сыграть всех поручиков, существовавших в литературе».

Белокурый красавец с зелёными глазами

Родился Олег Стриженов в 1929 году в Благовещенске. Мама будущего актёра окончила Мариинскую гимназию в Петербурге при женском институте императрицы Марии Фёдоровны, отец — Николаевскую кавалерийскую школу в Петербурге. Позднее он стал красным командиром. В семье было три сына. Старший —Борис — погиб в 1942 году под Сталинградом. Средний — Глеб Стриженов — стал талантливым актёром. Семья кочевала по городам и странам. Где только Стриженовы не жили: в Туркестане, Персии, Тифлисе и Харькове. Только в 1935 годе перебрались в Москву, где в 1949-ом Олег Стриженов поступил в Театральное училище им. Б. Щукина. А в 1951-м дебютировал в кино, сыграв небольшую роль болельщика в картине «Спортивная честь». После училища уехал в Эстонию, получив распределение в Русский театр драмы в Таллине. Ролей долго ждать не пришлось. Сразу же сыграл Незнамова в пьесе Островского «Без вины виноватые». Тогда-то его и приметил ассистент Александра Файнциммера, который приступал к картине «Овод». И Стриженов начал сниматься. Белокурый красавец с зелёными глазами, аристократичными манерами оказался находкой для кино. Интересно, что после картины «Сорок первый» Григория Чухрая его называли «синеглазеньким». Так обращалась к его герою — поручику Говорухе-Отроку — большевичка Марютка в исполнении красавицы Изольды Извицкой. «Овод» вышел в 1955 году. Успех был небывалый. Стриженова знала вся страна. После этой роли кинорежиссёр Григорий Козинцев, занимавший тогда руководящий пост на киностудии «Ленфильма», посоветовал Стриженову поступить в Ленинградский театр драмы им. Пушкина (бывшую и нынешнюю Александринку). Стриженов так и сделал. Однако проработал в прославленном театре примерно год, предпочёл сцене работу в фильме «Мексиканец» Владимира Каплуновского.

Григорий Чухрай, тогда ещё молодой режиссёр, пригласил Стриженова в картину «Сорок первый», которую ставил по рассказу Бориса Лавренёва, на роль белого офицера. После кинопроб он сказал: «Фильм у меня в кармане». Это была весьма смелая по советским временам картина, наполненная каким-то скрытым эротизмом. «Сорок первый» показали на Каннском кинофестивале. Французские рецензенты сравнивали Стриженова с Жераром Филипом. Пошли предложения сниматься в западном кино, но они оседали на уровне советских чиновников, не доходя до адресата.

В роли Егорова, «Неподсуден»Он сыграл в советско-индийской ленте «Хождение за три моря» в 1957 году у режиссёра Ходжи Азмада Аббаса тверского купца Афанасия Никитина, отправившегося в XI веке в Индию. В советско-французской ленте «Третья молодость» Жана Древиля, вышедшей в 1965 году, — композитора Чайковского. Снимался в чешской картине «Трус» Иржи Вайса в роли советского партизана. Иногда Стриженову выпадали роли современных героев. В картине «Неподсуден» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова он сыграл лётчика Егорова, поразив зрителей умением молчать в кадре, но при этом многое сказать. Имея завидную внешность, Стриженов получал немало классических ролей: Пётр Гринев в «Капитанской дочке» Каплуновского, Мечтатель в «Белых ночах» в постановке великого и ужасного Ивана Пырьева, Тузенбах в «Трёх сестрах» Самсона Самсонова, Лаевский в чеховской «Дуэли» режиссёра Татьяны Березанцевой.

Князь Волконский, «Звезда пленительного счастья»Ну, и конечно, героев дворянских «голубых кровей» он продолжал играть всю жизнь. Но ему хотя бы везло на хороших режиссёров, таких как Владимир Мотыль, у которого в 1975 году он снялся в «Звезде пленительного счастья», сыграв князя Сергея Волконского.

Непримиримый характер

Хрестоматийной стала история о том, как Стриженов отказался от роли князя Андрея Болконского в «Войне и мире» Сергея Бондарчука. Хотя на пробы пошёл по принципиальным соображениям. И доказал, что лучший. Но сниматься не стал, затаив обиду на Бондарчука, который вызывал на пробы самых разных артистов, а его, Стриженова, пригласил в последнюю очередь. Министр культуры Екатерина Фурцева лично уговаривала Олега Стриженова сыграть роль князя Андрея. Но он был непримирим. И это не единственный случай. Григорий Козинцев приглашал его на Гамлета, но опять Стриженов не принял предложение, о котором любой другой артист мог бы только мечтать. В итоге принца Датского сыграл Иннокентий Смоктуновский. А когда Стриженов получил телеграмму «Вы — Вронский. Александр Зархи», что означало утверждение на роль в фильме «Анна Каренина», он тут же порвал её. Не мог понять, как можно было всё решить, не поинтересовавшись, интересен ли ему вообще этот материал. Таков был непримиримый характер артиста. Возможно, после этого появился приказ «Госкино» — не снимать Стриженова. Владимир Краснопольский, работавший с ним на фильме «Неподсуден», говорил, что связано это было ещё и с тем, что Стриженов мог уйти с картины, не закончив работу. Не потому, что чувствовал себя звездой, а просто не выносил халтуры.

Олег Стриженов проработал десять лет во МХАТе начиная с 1965 года. Застал там легендарных мхатовских «стариков» — Яншина, Грибова, Тарасову. Играл Тузенбаха, Треплева в «Чайке», вновь Незнамова. А потом сделал резкий ход, как было уже не раз, — покинул МХАТ и поступил в Театр киноактёра.

По большому счёту, снимался Олег Стриженов не так часто, как это могло быть. Зато роли памятные. Достаточно было «Овода» и «Сорок первого», чтобы остаться в истории отечественного кино. Одна из последних его работ — роль миллионера Александра Гагарина, живущего вдали от родины и вернувшегося туда, где прошли его лучшие годы, в фильме «Вместо меня» Ольги и Владимира Басовых. Он нанимает молодого человека (эту роль сыграл Сергей Безруков) и заставляет его проживать жизнь за себя, поскольку сам прикован к инвалидной коляске. Владимир Басов-младший рассказывал, что Олег Стриженов так соскучился по работе, что взялся за роль со страстью, какая молодым и не снилась. Он исписывал страницы, работая над ролью, и говорил каждый раз: «Вот написал кое-что».

В своей «Исповеди» Стриженов пишет, что всю жизнь мечтал о свободе, а выбрал самую зависимую профессию в мире, которая зависит даже от собственного настроения.

Также по теме

Новые публикации

К Международному дню родного языка в нашей стране приурочили акцию «Родные языки России». Более 8000 тысяч школьников из 72 регионов страны записали на видео и опубликовали в социальных сетях стихи на 60 языках народов России. А в некоторых российских регионах в этот день прошли Тотальные диктанты на национальных языках.
Россия – страна многонациональная и многоязычная. И в Международный день родного языка мы хотим пригласить всех за праздничный стол, чтобы попотчевать национальными блюдами. Уверяем, вас ждут не только гастрономические, но и лингвистические открытия.
В конце августа прошлого года на работу в киргизский Ош приехали 17 учителей из Российской Федерации. Этому предшествовал серьёзный отбор, кандидаты из разных городов не были знакомы друг с другом. Для многих это был первый выезд за границу причём на длительный срок – на год. О том, как им работается в школах с разными языками обучения, что нравится, а что нуждается в улучшении, рассказали трое учителей: Марина Петрова, Наталья Сахарова и Марина Зайченко.
Восьмой международный поэтический интернет-конкурс «Эмигрантская лира» назвал победителей в номинациях «Эмигрантский вектор» и «Неоставленная страна» для русскоязычных поэтов дальнего зарубежья и авторов из России и стран СНГ соответственно. Как оказалось, поэзией соотечественники из-за рубежа не избывают тоску по утраченной родине, а общаются с русскоязычными друзьями и ищут единомышленников по всему миру. Стихи и раньше не знали границ, а интернет разрушил последние преграды.
Разобравшись с русскими школам в Латвии, которые в соответствии с новой реформой в скором времени полностью переводятся на латышский язык обучения, власти взялись и за малышей. В январе 2020 г.  латвийский парламент без обсуждения с заинтересованными лицами в первом чтении принял спорный законопроект, цель которого – покончить с русским языком в детских садах национальных меньшинств. Правда, перед вторым чтением вышла заминка, но ненадолго…
В ореоле праздника Дня влюблённых поговорим о насущном. Многих интересует вопрос, почему невесты милы и нежны, словно феи, а стоит им выйти замуж, как они становятся сварливыми, ворчливыми и придирчивыми, аки ведьмы? Кто бы мог подумать, что такое романтическое, нежное слово, как невеста, состоит в историческом родстве с существительным ведьма? В современном русском языке они далеки друг от друга, а в прошлом, оказывается, были близкими родственниками.
Весной этого года исполняется 125 лет со дня выхода высочайшего указа императора Николая II о создании в Петербурге Русского музея. Уникальность музея была в том, что экспонаты для его коллекции собирала буквально вся страна – от крестьян, даривших старинные предметы быта, до представителей высших сословий, передававших в фонд богатейшие собрания картин.
В день праздника трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которые считаются духовными покровителями Общины русских-липован Румынии (ОРЛР), организация отмечает своё 30-летие. А ещё в этот день в Румынии отмечают День родного русского языка.