
Русский «Дурак» в Локарно
Светлана Хохрякова07.08.2014

«Дурак» — третья полнометражная лента молодого режиссёра Юрия Быкова. Предыдущая его картина «Майор» год назад участвовала в Неделе критики Каннского кинофестиваля и получила множество призов на фестивалях по всему миру: в Шанхае, Котбусе, Братиславе... До этого Юрий снял свой первый полнометражный фильм «Жить» и короткометражку «Начальник». «Дурака» в июне показали на сочинском «Кинотавре», где он был отмечен призом «За лучший сценарий» имени Григория Горина и дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков. Сценарий Юрий Быков написал сам, но явно ждал большего от жюри и даже не радовался награде. Ушёл с церемонии расстроенным. И вот теперь международная премьера «Дурака» состоится в Локарно.
Покажут его на главной площади Локарно — знаменитой Пьяцца Гранде, вмещающей восемь тысяч зрителей, которые, вопреки погоде (а там часто идут проливные дожди), занимают места за несколько часов до показа. На каждого режиссёра производит грандиозное впечатление сам выход перед такой аудиторией. Перед фильмом фигуры и лица тех, кто представляет картины, проецируются на дома, окружающие площадь. Зрелище незабываемое.
В последний раз российская лента участвовала в главном конкурсе Локарно в 2009 году. Тогда фильм «Бубен, барабан» Алексея Мизгирёва, такой же страшный и беспощадный, как «Дурак», был отмечен спецпризом жюри и «Серебряным леопардом» за режиссуру. Но в картине Мизгирёва было нечто метафизическое, та художественная ткань, что ценится на фестивалях. «Бубен, барабан» вполне вписывался в привычные представления о диапазоне Локарно. Выбор же «Дурака» кажется неожиданным. Слишком уж наотмашь, прямолинейно снимает Быков о том, что его волнует. Показывает то, что думает, без реверансов и боязни кому-то не угодить. Он один из немногих наших режиссёров, которые не боятся рубить правду-матку. Иногда его упрекают в заведомой конъюнктурности. Но это всё-таки не про него.
Юрий Быков родился в Новомичуринске Рязанской области и до сих пор ездит на родину, чтобы навестить мать, помочь ей посадить картошку. В Новомичуринске он и снимал своего «Майора». Сам Юрий называет себя человеком от сохи. И жизнь действительно знает не понаслышке. К категории московских мажоров он не относится. Он бывает горяч на съёмочной площадке. Может просто с неё уйти, как это было на сериале «Станица». Хотя, казалось бы, его тема — станица Кущёвская. Но на компромисс не пошёл. А условий, позволявших сделать так, как хотелось, у него не было. Для Быкова лучше не снимать вовсе, чем абы как. Пришлось платить неустойку. После того инцидента казалось, что новых предложений от продюсеров уже не будет. Но его приглашают, и он снимает. Хотя постоянно говорит, что исчерпал себя и пора уже завязывать с кинематографом. А «Дурака» расценивает как своего рода прощание с прежним Юрием Быковым, поскольку со временем научился подстраиваться к ситуации, идти на компромисс. Но и теперь он ничего не боится. Так же, как его герой в «Дураке». Легко себе представить, что сам Быков мог бы так же пойти в бой и спасать 800 обитателей обветшалого общежития, стены которого дали трещину и в любой момент способны обрушиться. В общем, дурак, воспитанный в провинции, не желает смириться с несправедливостью. Он идёт на банкет по случаю пятидесятилетия мэра города. Эту роль колоритно, но совсем в другой манере сыграла Наталья Суркова. Фактически борец за социальную справедливость портит людям праздник. И они вместо того, чтобы славить городскую начальницу, вынуждены разбираться с проклятой общагой. Явление бескомпромиссного сантехника совсем некстати и для алкашей с люмпенами, обитающими в полуразрушенном здании. В итоге он становится двойной жертвой — представителей власти, к которой апеллирует, и тех, кого пытается спасти.
Юрия Быкова всегда интересуют социальная составляющая и герой, умеющий в любых обстоятельствах сохранить человеческое достоинство, которому знакомо такое понятие, как совесть. В главной роли снялся прекрасный молодой актёр Артём Быстров. Ему «Дурак» во многом обязан своей энергией. Он единственный, кто убеждает. Чего не скажешь про некоторых других героев в исполнении более опытных актёров. Они существуют на экране избыточно, как будто задействованы в антрепризном спектакле. Невозможно в современном и тем более социальном кино так хлопотать лицом, перебарщивать по части эмоций, работать с надрывом. Иногда это граничит с дурновкусием, а вовсе не с гоголевским гротеском, которым пытаются объяснить подобную манеру игры.
Приедет в Локарно и Александр Сокуров, который уже получал здесь «Золотого леопарда» за вклад в киноискусство. На фестивале его очень почитают. На этот раз будет представлена спецпрограмма, посвящённая педагогической деятельности российского мэтра. В ней собраны короткометражные фильмы его студентов из Кабардино-Балкарского университета, где он набрал мастерскую. Сам он очень доволен своими студентами и уже представлял две короткометражки своих учениц в конкурсе короткого метра на недавнем «Кинотавре».
В этом году посетит Локарно и другой мэтр — Роман Полански. Ему вручат спецприз. Пять лет назад он отправился на другой швейцарский фестиваль в Цюрих, где был арестован и провёл под стражей несколько месяцев. Полански вменяли в вину давнюю историю, связанную с изнасилованием несовершеннолетней. Однако Швейцария не выдала мирового киноклассика США, отказав в экстрадиции. Тем не менее Полански мог бы затаить обиду и отказаться от приглашения фестиваля, не приезжать за призом. Но не сделал этого. Так что сама церемония награждения станет чем-то большим, чем очередное вручение заслуженной статуэтки.
Также по теме
Новые публикации



Как матрёшка стала мягкой силой России 04.07.2025
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве. 


Анатолию Эфросу – 100 лет 03.07.2025
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка. 
