Встреча на Эльбе: память народов 26.04.2024
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно. Проблемы русского языка в полиэтнической среде обсудили в Дагестане
Ибрагим Дибиров, Махачкала
23.05.2018
С 16 по 19 мая 2018 года в Дагестанском государственном педагогическом университете при поддержке фонда «Русский мир» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык в полиэтнической среде».
Целью конференции стал вопрос формирования поликультурной среды как феномена, так как принципиальной целью языковой политики является обеспечение условий для функционирования языков как культурологического фактора, способствующего общероссийской интеграции.
В ходе конференции были рассмотрены следующие актуальные проблемы:
- изучение русского языка в полилингвальном пространстве;
- пути и подходы к изучению и преподаванию русского языка в дагестанской (национальной) аудитории;
- роль русского языка в формировании национальной и общероссийской идентичности;
- актуальные проблемы изучения русского языка: реализация и перспективы.
На конференции присутствовали специалисты из разных регионов России и мира: Нгуен Чан Тхань Ви, Чыонг Мань Хай – университет социальных и гуманитарных наук государственного университета города Хошимина (Вьетнам), Р. О. Муталов– д. ф. н., проф., главный научный сотрудник отдела кавказских языков ИЯ РАН (г. Москва), А. Г. Ибрагимов – к. ф. н., член Союза писателей России (г. Москва), М. Д. Ниматулаева – к. ф. н., старший преподаватель Белгородского государственного института искусств и культуры, Б. М. Берсиров – д. ф. н., проф., директор Адыгейского института гуманитарных исследований им. Т. М. Керашева (г. Майкоп), Т. С. Есенова – д. ф. н., проф., зав.кафедрой русского и общего языкознания Калмыцкого государственного университета (г.Элиста), З. А. Заврумов – д. ф. н., проф., проректор по научной работе Пятигорского государственного университета, Т. Т. Гасанова, к. ф. н., преподаватель кафедры иностранных языков и факультета иностранных студентов Ставропольского государственного медицинского университета, К. Р. Керимов – д. ф. н., проф. кафедры теоретической и прикладной лингвистики ДГУ (г. Махачкала) и многие другие ученые, методисты, учителя школ, студенты. Участники конференции выступили на пленарном и секционных заседаниях.
По итогам конференции были сформулированы рекомендации, которые и вошли в резолюцию:
- Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой знаний и умений по орфографии, пунктуации, развитию связной речи.
- Создание условий формирования коммуникативных навыков.
- Формирование программы дополнительных индивидуальных и групповых занятий.
- Организация правильной коммуникации учащихся, для которых русский язык не является родным.
- Выработка творческой инициативы учащихся.
- Внеурочная деятельность, направленная на достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
- Важность воспитания граждан страны на лучших образцах традиций, обычаев своего народа.
- Усиление работы в данном направлении посредством СМИ и пропаганды (национальное радио, телевидение, кино, театр).
- Издание учебников, хрестоматий, учебных пособий, справочников по культуре родной речи, лингвистических энциклопедий, фольклорных произведений, словарей на национальных языках, прошедших качественную и серьёзную экспертизу.
- Укрепление и совершенствование образовательной системы «дошкольное образовательное учреждение – школа – высшее учебное заведение», способной обеспечивать непрерывность и преемственность.
Таким образом, конференция «Русский язык в полиэтнической среде» показала, что актуальность обучения русскому языку на билингвальной основе как базового компонента углубленного языкового образования, определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах, что в образовательной сфере обусловливает тенденцию к интеграции предметного и метапредметного знаний, направленных на познание языковой картины мира в целом.