RUS
EN
 / Главная / Объявления / XIV конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в многоязычном мире»

XIV конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русское слово в многоязычном мире»

29.04.2019

МАПРЯЛ

С 29 апреля по 4 мая 2019 года в Астане состоится  XIV конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. 

Тема конгресса: «Русское слово в многоязычном мире». 

Организаторы конгресса — Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Казахстанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы (Казахстан). Конгресс проходит при поддержке фонда «Русский мир». 

Для участия в работе конгресса приглашаются специалисты в области изучения, преподавания и распространения русского языка, литературы и культуры. 

Рабочий язык конгресса – русский. 

На конгрессе предполагается работа по следующим направлениям: 

1. Современный русский язык: социолингвистические аспекты исследования. Русский язык в государственной языковой политике, коммуникативном и образовательном пространстве. Правовой режим функционирования русского языка. Русский язык, его социальная дифференциация и социолингвистическая типология в контексте глобальных и региональных общественно-политических процессов. Региональная вариативность русской речи. Характер и механизмы воздействия диаспоры на русский язык. Русский язык в полиэтничном обществе: сосуществование языков и языковая конкуренция. Инновационные подходы к проведению социолингвистических исследований. 

2. Русская культура в эпоху глобализации. Россия в мировом культурном и образовательном пространстве. Диалог культур в условиях двуязычия и многоязычия. Национальные стереотипы мировосприятия и их отражение в литературе и искусстве. Проблема взаимовлияния национальных менталитетов. Национальная специфика русского менталитета. Культурное и когнитивное пространство русского мира в современных условиях. Русская языковая личность в условиях межкультурного диалога. Проблемы сохранения этнокультурной и языковой идентичности в условиях эмиграции. Интеграция русской культуры в мировое культурное пространство. 

3. Системно-структурное описание современного русского языка. Новые методы и направления в изучении уровней языка. Учет вариативности в описании современного русского языка. Корпусная лингвистика как база современных исследований. Когнитивный подход в описании структурных свойств языка. Описание современного русского языка в педагогических и академических грамматиках

4. Динамика языковых изменений: диахронические и синхронические аспекты исследования. Развитие русского языка на протяжении его истории. Становление и эволюция норм русского литературного языка. Проблемы развития современного русского языка. Норма и узус в современном русском языке. Экстра- и интралингвистические факторы языковых изменений. 

5. Язык. Сознание. Культура. Концептуальная и языковая картина мира. Этническая ментальность. Русская языковая личность. Концептосфера русского речевого общения. Отражение единиц этнолингвокультурного сознания в языковой системе и речевой деятельности. Дисциплинарный статус, методология, методы и базовые понятия лингвокультурологии. Национально-культурная специфика слова, текста, дискурса, коммуникации. Экспериментальные исследования особенностей этноязыкового сознания. 

6. Современная русская лексикография: традиции и инновации. Современные толковые словари русского языка. Нормативная квалификация лексики. Специализированные словари русского языка в обучении РКИ. Фразеологические словари, паремиологические справочники. Словари крылатых слов и выражений. Параметрическое описание русских имён собственных. Живая русская речь в лексикографическом описании. Словари русской народной лексики и фразеологии. Идеографические словари: отражение в словарях русской языковой картины мира. Компьютерная лексикография. Прагматическая параметризация семантики лексики и фразеологии в компьютерном словаре. Двуязычная (resp. полиязычная) и переводная лексикография. Типология эквивалентов в двуязычном и многоязычном словаре. 

7. Русский язык: коммуникативно-прагматические аспекты исследования. Коммуникативно-прагматические аспекты изучения единиц языка. Речевые регистры. Коммуникативное поведение. Речевые стратегии и тактики: режимы согласия и конфликта, языковая манипуляция, языковая демагогия, языковая игра. 

8. Русский язык в межкультурной коммуникации. Место русского языка в современном поликультурном общении. Русский язык в межкультурной коммуникации: нормативность, вариативность и национально-культурная специфика. Русский язык в разных социокультурных средах: в русской культуре и в культурах диаспор. Русский язык в общении представителей разных культур, в том числе в межкультурной интернет-коммуникации. 

9. Методика преподавания русского языка как иностранного, родного и неродного. Уровни владения русским языком и проблемы их описания. Актуальные проблемы преподавания русского языка разным контингентам учащихся. Новое в обучении аспектам языка и видам речевой деятельности. Проблематика межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания РКИ. Роль русской культуры в преподавании русского языка. Русский язык в системе билингвального образования. Современные средства обучения. Дистанционное обучение. Лингводидактическое тестирование. Повышение квалификации преподавателей. История преподавания русского языка как иностранного. 

10. Сопоставительное изучение русского и других языков: лингвистический и методический аспекты. Русский язык в сопоставлении с другими языками. Методология межъязыковых сопоставлений. Системная, функциональная и прагматическая эквивалентность. Универсальное и идиоэтническое в русском языке. Способы языковой кодировки в русском и сопоставляемых с ним языках. Прикладные аспекты описания русского языка в сопоставлении с другими языками. 

11. Перевод как средство межкультурного взаимопонимания, предмет изучения и обучения. Современная теория и практика перевода. Функциональное, содержательное и структурное соотношение перевода и оригинала. Универсальное, национальное и индивидуальное в тексте перевода. Проблема интерпретации при переводе. Перевод в диалоге культур. Перевод в сфере профессиональной коммуникации. Компьютеризация перевода. 

12. Русский язык в медиа-пространстве. Медиалингвистика и русские медиатексты. Основные типы медиатекстов, их лингво-стилистические характеристики. Роль традиционных и новых СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет) в формировании современной картины мира и языковых изменений. Дискурсивные характеристики медиасообщений. Современный массмедийный дискурс: экспрессия, воздействие, манипулирование. Актуальные дискурсивные практики массмедиа конца XX - начала XXI столетий. Фоновые знания, прецедентные феномены, имплицитные тексты в лингводидактике и межкультурной коммуникации. 

13. Русская литература в мировом литературном процессе: история и современность. Русская литература как отражение культурно-языкового развития. Русская классика в современном культурном контексте. Русская литература в культурном и образовательном пространстве мира. Процессы и тенденции в современной русской литературе. Литературная связь России и зарубежных стран. Взаимодействие литературы с другими видами искусства. 

14. Методика преподавания русской литературы: теория и практика. Русская литература в школе и в вузе. Проблемы преподавания русской литературы иностранным учащимся. Теория и практика составления учебников по русской литературе. Актуальные проблемы подготовки преподавателей русской литературы. История, современный опыт и перспективы преподавания русской литературы. 

Круглые столы:
 
  • Русский язык на постсоветском пространстве: общая когнитивная база и региональные компоненты в обучении. 
  • Дистанционное обучение русскому языку: проблемы и задачи построения интегрированного учебного пространства. 
  • Реалии XXI века в русской фразеологии. 
  • Современная русская литература: способы интеграции текста в учебный процесс. 
  • На стыке лингвокультур: актуальные проблемы билингвального обучения. 

Формы работы на конгрессе:
 
  • пленарные заседания; 
  • заседания по научным направлениям (выступление с докладом, выступление с содокладом, участие в дискуссии); 
  • круглые столы. 

Заявки и материалы для публикации будут приниматься только на сайте Конгресса с 1 марта до 1 декабря 2018 года. При положительном решении редакционной коллегии на ваш электронный адрес в срок до 1 февраля 2019 года поступит персональное приглашение для участия в конгрессе. 

Публикация сборника материалов конгресса планируется на электронном носителе. Сборник будет выдаваться участникам конгресса во время регистрации. Сборник материалов конгресса будет иметь международный стандартный книжный номер ISBN. Информация о материалах конгресса будет постатейно передана в Российский индекс научного цитирования. Сборник будет опубликован по окончании мероприятия на сайте http://www.mapryal.org 



Свежие новости

Как обучать ребёнка по школьным стандартам, если он недавно приехал с семьёй в Россию и не говорит по-русски? Как снять стресс, который испытывает ребёнок, оказавшийся в другой стране и другой языковой среде? Это и многое другое обсудили на встрече в Казанском федеральном... .
Харьковские депутаты лишили русский язык регионального статуса, пишет газета «Взгляд». На заседании областного совета парламентарии отменили решение, принятое шесть лет назад. По словам депутата Дмитрия Булаха, оно регламентировало статус русского языка. Он... .
Власти ещё одной балтийской республики решили высказать своё мнение по поводу инцидента в Керченском проливе, сообщает ИА EADaily. Вслед за Вильнюсом с заявлением выступила Рига. Депутаты латвийского парламента одобрили заявление антироссийской направленности.... .
Центр инженерной подготовки специалистов для атомных электростанций начнёт действовать в одном из высших учебных заведений Египта, сообщает ИА REGNUM. Его создадут Уральский федеральный университет и Университет Танта. Подписи под соответствующими документами поставили ректор... .
«Русские дни в Мерано», открытые в начале декабря, продолжатся 14 декабря заседанием русского клуба «Грамотей». Преподаватели клуба помогут соотечественникам освежить в памяти подзабытые правила произношения и правописания или дадут азы русского языка итальянцам,... .
13 декабря в Государственную Думу внесён законопроект о расширении практической подготовки в профессиональном и высшем образовании, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке. Изменения предполагается внести в федеральный закон «Об образовании в Российской... .