Дело Ивана Фёдорова. 450 лет русской печатной книге
Эра печатных книг, кажется, на закате. Всё больше людей пользуются электронными «читалками» и другими небумажными носителями информации. Даже в школах хотят ввести электронные учебники. Спасения для бумажной книги, кажется, ждать не откуда. Со временем книга может стать штучным дорогим товаром – таким, каким она и была долгое время с момента своего появления.
Между тем ровно 450 лет назад, в царствование Иоанна Грозного, на Руси произошла маленькая революция. 19 апреля 1563 года на Никольской улице, недалеко от Московского Кремля, начала работать типография Ивана Фёдорова. В России началась эра печатной книги, потому и называют Фёдорова Первопечатником.
Немец Иоганн Гуттенберг придумал способ создавать печатные книги (на самом деле книгопечатание было изобретено в Китае задолго до Гуттенберга, но это отдельная история) с помощью наборных шрифтов ещё в середине XV века, и сто лет спустя книгопечатание стало в Европе прибыльным бизнесом. Русь отставала, именно поэтому печатание книг, начатое Иваном Фёдоровым, можно вполне назвать культурным подвигом. Впрочем, несколько столетий спустя мы своё наверстали, книги в нашей стране издавались миллионными тиражами, а народ слыл самым читаемым в мире. Помните?
Фёдоров и его помощник и сподвижник Пётр Мстиславец начали дело, которое в результате сделало книгу доступной. Конечно, всё развивалось постепенно, и далеко не сразу книги, за которые поначалу на Руси давали по пять деревень, стали относительно доступны. А значит, доступными стали и знания. Потому на Руси Ивана Фёдорова считали не просто мастером, чем-то наподобие полиграфиста, но просветителем.
Фёдоров был очень образованным человеком. Хотя родился в Московском государстве, он долгое время жил в Литве и учился в Краковском университете. Помимо типографского дела, он был и мастером-пушечником и даже изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Вернувшись на Родину, Иван Фёдоров входит в окружение одного из самых образованных людей – митрополита Макария. Под его началом Фёдоров становится диаконом в Кремлёвском храме Николы Гостунского.
В Москве до закрытия типографии первопечатник успел издать лишь три книги, ещё десять были напечатаны позже в Белоруссии и на Украине. По тем временам Фёдоров издавал книги неплохими тиражами. Они отличались очень высоким качеством исполнения и заслуженно считаются настоящими произведениями искусства.
Первой печатной книгой Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца стал «Апостол», изданный тиражом около 1000 экземпляров. Это первая точно датированная печатная русская книга, первопечатники работали над ней в течение 1563-го и начала 1564 года. Оформлен «Апостол» был с большим искусством, в книге богатые рисованные заставки перед каждым разделом, множество красочных виньеток, буквиц-инициалов. Второй книгой стал «Часовник», изданный дважды.
Но просветительская деятельность Ивана Фёдорова встретила сопротивление консерваторов. Последовали обвинения в ереси. Был тут и «корпоративный» элемент: обвинения исходили от переписчиков книг, у которых заведение Фёдорова отбирало работу. После поджога типография сгорела. Фёдоров и Мстиславец свернули деятельность в Москве и перебрались в Великое княжество Литовское, где после изданий белорусского и восточнославянского первопечатника Франциска Скорины типографское дело заглохло. Здесь, в Заблудове, Фёдоров и его товарищ организовали новую типографию, здесь в 1568 году вышла первая книга литовского периода – «Евангелие учительное».
До нашего времени сохранилось примерно пятьсот книг, напечатанных Иваном Фёдоровым. Некоторые в единственном экземпляре. Например, «Часовник» есть только в Королевской библиотеке Брюсселя, а «Азбука» – только в библиотеке Гарвардского университета. Книга в старые времена считалась ценным подарком. Однажды Иван Грозный подарил «Острожскую Библию», изданную Фёдоровым, английскому послу Джону Горсею. Она до сих пор хранится в Британской библиотеке.
Жизнь Ивана Фёдорова весьма поучительна. Это и повесть о скитаниях, и вместе с тем увлекательное путешествие. Образец преданности делу и зримое свидетельство единства русской, украинской и белорусской культур, в отсутствии которого многие стремятся нас уверить. Это история человека, который дал новый импульс просвещению русского народа. Сегодня, 19 апреля, у всех желающих есть прекрасная возможность почтить память этого неординарного человека и проявить уважение к начатому им делу. Для этого станьте участником международной акции «Библионочь» и просто сходите в библиотеку.
Александр Рязанцев