EN
 / Главная / Публикации / Безопасностью на дорогах американцы обязаны выходцу из России

Безопасностью на дорогах американцы обязаны выходцу из России

04.06.2013

Американцы, как известно, считаются самой автомобильной нацией в мире. И тем более трудно поверить в то, что своей безопасностью они во многом обязаны нашему соотечественнику. Правда, почти всю жизнь он вынужден был провести в эмиграции и даже имя переделал на американский манер. Но всё же факт остаётся фактом. И между прочим, мало кто из тех, кто сейчас выезжает на дороги, задумывается об этом. Как и вообще о том, что многие ставшие теперь для нас привычными вещи кто-то когда-то придумал.

Об этой удивительной истории  рассказала президент расположенного в Вашингтоне международного фонда «Жар-птица» Ксения Воеводская. Изобретателем же, чья находка, как выяснилось, спасла многие жизни, стал дядя её мужа — правнук одного из последних правителей Русской Аляски Степана Воеводского — Георгий Степанович Воеводский (в Америке он взял имя Джон Воеводски).

Здесь уместно заметить, что Воеводские находятся в тесном родстве с родом Нахимовых, наиболее известным представителем которого является адмирал Павел Нахимов. Наверное, именно этим объясняется, что несколько поколений Воеводских связывали свою судьбу с морской службой. Первыми, кто изменил традиции, стали братья Николай и Георгий (Джон) Степановичи Воеводские.

B 1974 году Джон Воеводски запатентовал небольшое устройство — так называемый «третий» стоп-сигнал, который расположен посредине заднего стекла автомобиля.

— Джон Воеводски приехал в Сан-Франциско и придумал там специальный стоп-сигнал для автомобилей. Это изобретение позволило ему заработать невероятное количество денег. Во многом благодаря такому изобретению эта часть семьи Воеводских сейчас очень богата, — рассказала Воеводская.

Придуманное им устройство под названием «Киберлайт» Воеводски, психолог по специальности, предложил расположенной в Сан-Франциско таксомоторной компании. Там был проведён эксперимент: «третий» стоп-сигнал установили на 340 такси, а ещё 160 оставили, как и прежде, с двумя. При этом диспетчеры распределяли машины перед выходом на линию между всеми таксистами вне зависимости от их опыта и прочих характеристик.

Эксперимент продолжался 10 месяцев. По его окончании выяснилось, что оснащённые новым сигналом такси подвергались атакам сзади на 60 процентов реже, чем их обычные собратья.

В связи с полученными результатами в 1986 году транспортные власти США постановили, что все вновь выпускаемые на американском рынке легковые автомобили должны быть оборудованы изобретением Воеводски. По данным Американской ассоциации психологов, это позволило снизить количество дорожно-транспортных происшествий на 200 тысяч в год, число полученных при авариях травм — на 60 тысяч, а финансовые потери от повреждения собственности — на 600 млн долларов.

Впрочем, это изобретение не стало единственным в семье Воеводских. Говоря о родственниках своего мужа, Михаила, Ксения Воеводская называет их «исключительно талантливыми людьми». «Я потрясена способностями этой семьи, у них просто талант к таким вещам. Всё, за что они брались, становилось чем-то невероятным», — рассказывает Ксения Георгиевна.

Отец её мужа (и брат изобретателя «Киберлайта») Николай Степанович Воеводский  стал первым из семьи, кто пошёл не по морской части, а по авиационной. Он служил военным лётчиком и в 1916 году был назначен военным агентом русского посольства в Великобритании. B годы Первой мировой войны разработал концепцию боевого моноплана цельнометаллической конструкции. Ценность изобретения заключалась в минимальном вредном сопротивлении, которое складывается из аэродинамического сопротивления самого летательного аппарата и сопротивления его крыла и оперения.

К сожалению, события 1917 года не позволили выдающемуся конструктору осуществить задуманное в родной стране. Реализовать свою идею он смог в Королевских ВВС Великобритании, в которые поступил на службу. Воеводский спроектировал несколько видов монопланов — от одноместного скоростного истребителя до многомоторного тяжёлого бомбовоза. Планы и чертежи монопланов Николая Воеводского сегодня находятся в Смитсониевском аэрокосмическом музее в Вашингтоне.

Николаю Воеводскому принадлежит и ряд других изобретений. В частности, ещё во время службы в российской армии он придумал новые типы бомбодержателей на военных самолётах, оригинальные вариации средств связи и артиллерийской корректировки.

В Гражданскую войну он имел все основания для того, чтобы остаться в Лондоне, но вернулся в Россию и воевал. «Естественно, в Белом движении», — уточняет глава  «Жар-птицы».

В Лондон Николай Воеводский возвратился в 1922 году. К тому времени за право на практике осуществлять его разработки в области авиатехники уже вовсю сражались фирмы «Парналь» и «Уэстленд». Несмотря на предложение самого конструктора начать со строительства небольших опытных самолётов, власти решили взять с места в карьер и остановили свой выбор на тяжёлом двухмоторном пассажирском самолёте W-7, способном взять на борт до 24 человек (названия всех проектов Воеводского начинались с первой буквы его фамилии). И если специалисты «Парналь» полностью следовали изначальным чертежам, то в «Уэстленде» проект значительно изменили. В результате получился 10-местный самолёт «Дредноут», строительство которого велось с 1922 по 1924 год.

Увы, всё завершилось тем, что «Дредноут» во время испытательного полёта рухнул с небольшой высоты. Лётчику удалось спастись, но машина восстановлению не подлежала. А главное, правительство Великобритании стало охладевать к разработкам русского конструктора. Хотя его-то вины в случившемся не было.

Так или иначе, но с середины 1920-х годов Николай Воеводский сменил род деятельности. И на новом поприще тоже сумел добиться успеха. Увлёкся архитектурой, проектировал дома (его сын Михаил Николаевич, супруг Ксении Георгиевны, впоследствии пошёл по стопам отца). Но в итоге всё-таки вернулся к «первой любви». Произошло это благодаря ещё одной гражданской войне — уже в Испании. Николай Воеводский, как и многие русские офицеры, поддерживал франкистов и существенно помог им в организации боевой авиации и подготовке пилотов.

А потом остался там жить — в замке, построенном по собственному проекту на Коста-Брава.

Дмитрий Злодорев,
корр. ИТАР-ТАСС специально для «Русского мира»

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
Цветаева