EN
 / Главная / Публикации / Каким должен быть единый учебник истории?

Каким должен быть единый учебник истории?

18.04.2013

Что лучше для современных школьников: сдавать ЕГЭ или вступительные экзамены в вуз? Нужно ли учитывать при поступлении средний балл аттестата, как это было в советское время? И вообще, что происходит с нашим образованием и русским языком в частности? Все эти вопросы обсуждались в минувшие выходные в Санкт-Петербургском государственном университете – на VI сессии Общественно-педагогического форума, организованного Межрегиональным общественным фондом «Центр национальной славы» (ЦНС) совместно с СПбГУ, Университетом им. А.И. Герцена при поддержке Российской академии образования.

– Форум работает по четырём направлениям: развитие закона об образовании, развитие системы духовно-нравственного просвещения как основного элемента сплочения общества, роль СМИ в формировании личности и профобразование, – пояснила вице-президент ЦНС, руководитель рабочей группы по организации и проведению форума Залина Медоева. – Мы подготовили рекомендации Правительству, Госдуме, Федеральному собранию, к которым, надеюсь, они прислушаются.

В целом же, по мнению главы комитета Госдумы по образованию, председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова, как это ни парадоксально звучит, российское школьное образование «выглядит прилично» – по выпускникам четвёртых классов средних школ мы в первой четвёрке, вместе с Сингапуром, Гонконгом и Финляндией. Хуже ситуация с восьмыми классами – здесь нас обгоняют «азиатские тигры», то есть отрезок с 5-го по 9-й класс даёт торможение. А вот где серьёзно проигрываем западным странам – в уровне высшего образования, хотя, как заметил ректор СПбГУ Николай Кропачев, в среднем уровень абитуриентов и студентов повысился.

Вячеслав Никонов предложил учитывать при поступлении средний балл аттестата, чтобы заинтересовать старшеклассников изучать весь спектр предметов, и ввести в систему ЕГЭ по русскому языку сочинение.

И это оправданно, ведь статистика гласит: за 2011 год 30% россиян не прочитали ни одной книги. «Должно быть иное отношение к языку – мы не должны быть равнодушными, – настаивает президент СПбГУ, глава попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая. – И если вернуть сочинение в школу, то тогда и претензий к ЕГЭ станет меньше».

Пока же, по мнению Людмилы Вербицкой, люди не задумываются о том, какие слова и где употребляют. Так, в Госдуме можно услышать слова «омандатить» и «размандатить», а речь телеведущих пестрит словами-паразитами. Например, подсчитали, сколько слов-паразитов произносит в эфире программы Тина Канделаки. Оказалось, телеведущая употребила 74 раза «вот», 94 – «ну», 33 – «значит», 36 – «понимаешь» и т.д. А Лариса Гузеева отличилась такой лексикой: «со скуки сдохнешь», «меня выпотрашивает», «ничего себе вопрос».

Среди рекомендаций, подготовленных участниками форума, – разработать новый проект «Молодёжь России», создать просветительский канал и социальную сеть, где бы обсуждались нравственные проблемы, организовать мониторинг деятельности СМИ и ужесточить наказание, вплоть до уголовного, за пропаганду в СМИ девиантных форм поведения, особенно среди подростков.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев:

– Коммерциализация образования не должна влиять на уровень образования. Но, к сожалению, коммерциализация не гарантирует сохранение того же уровня, который есть у студентов-бюджетников. Порой руководитель вуза думает о сохранении платного студента больше, чем о качестве образования. И это большая угроза, потому что в такой ситуации размываются границы качественного образования.

А что касается сокращения вузов, то если есть желание общества получить качественное образование, то вузов не будет больше или меньше в зависимости от решения того или иного администратора, всё равно качественных вузов останется столько, сколько есть.

Глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов:

– Считаю, что все страсти, которые кипят вокруг проблемы единого учебника по истории, преувеличены. На самом деле нам нужно 14 учебников истории, если иметь в виду две линейки – отечественная и всеобщая история. Думается, что эти линейки должны быть состыкованы – сейчас они не пересекаются. Сегодня у нас 238 учебников, но более 70% школьников учатся по 14 учебникам, и разница с этими 238 у них минимальная. Так что фактически единый учебник по истории существует. Другое дело, что это должен быть качественно иной учебник. Он должен быть мультимедийным и давать возможность выхода на самые разные исторические ресурсы, которые бы расширили кругозор школьника, и при этом ему не было бы скучно.

Что касается школьной формы, то пока она – на усмотрение школ. На Западе и на Востоке во всех хороших школах форма есть, а в плохих нет, поэтому если у нас хорошие школы, то там должна быть школьная форма. 

Людмила Клушина

Источник: «Вечерний Петербург»

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
Цветаева