EN
 / Главная / Публикации / «Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову

«Русские музыканты не идут, а летят вперёд». 180 лет Н. А. Римскому-Корсакову

Анна Генова18.03.2024

Н. М. Римский-Корсаков. Фото: wikipedia.org

Мы часто говорим о великих музыкантах, коими русская культура очень богата. Но актуальны ли они сейчас в огромном мультикультурном мире или такой музыке нужен «перевод»? Николай Андреевич Римский-Корсаков, 180-я годовщина которого отмечается 18 марта, – случай очень необычный. В отличие от большого числа своих учеников, прославившихся в Европе, он всю жизнь прожил в России, редко выезжая за её пределы. Правда, при этом был прекрасно осведомлён о всех новинках из мира композиции и теории музыки. Один из родоначальников русской профессиональной музыкальной школы, он создал тот фундамент, на котором базируется современная система музыкального образования. Как композитор он представил миру во всей импрессионистической красоте русскую симфоническую школу. Не только знаменитый «Полёт шмеля», но ещё множество произведений композитора звучат сегодня по всему миру.

Музыка и море

В июле 1863 года под покровом строгой секретности корабли Атлантической эскадры России покинули Кронштадт и поодиночке отправились в плавание. К концу сентября они собрались на рейде Нью-Йорка. В то же время из Владивостока стартовала Тихоокеанская эскадра, которая причалила в Сан-Франциско началу октября. Эти события произвели на американцев ошеломляющее впечатление, тем более что таким образом Россия показала поддержку стороне правительства США во время Гражданской войны. В этом неординарном политическом акте по стечению событий принял участие будущий великий композитор, 19-летний гардемарин с клипера «Алмаз» Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он родился вдалеке от столичной суеты, в маленьком городе Тихвине, который и доселе не может похвастаться ничем особенным, кроме как рекой да монастырём и ещё домом, где родился и вырос великий композитор. Да, конечно, все мы знаем дом Римского-Корсакова в Северной столице. Однако тихвинский дом-музей – место особо душевное; его работники с необычайной щепетильностью и любовью хранят экспонаты, которые представляют эпоху – в фонде порядка 15 тысяч экспонатов. «Вот комната старшего брата Воина, а вот – комната Николая. Посмотрите на эти замечательные макеты кораблей, он ими очень увлекался! – с воодушевлением рассказывала мне экскурсовод. – Ну а этот рояль фирмы “Беккер” – на нём играли товарищи композитора – Чайковский, Мусоргский, Бородин, Глазунов, Танеев, Скрябин... Его перевезли из Петербурга к нам!».

Дом, где родился композитор, в Тихвине. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Rimski_korsakov_birthplace.jpg

Будущий композитор вырос в среде, далёкой от художественных интересов. Это не значит, что в семье не музицировали и с мальчиком не занимались музыкой. Развитием культурных навыков занимались во всех дворянских семьях. Но настоящим делом, по мнению отца и старшего брата Воина Андреевича, был, конечно, морской флот. Николай прошёл обучение в Морском кадетском корпусе и отправился служить на флот.

Н. А. Римский-Корсаков в 1866 году в чине мичмана Российского Императорского флота. Фото: wikipedia.org

Впрочем, море для Римского-Корсакого оказалось той стихией, которая смогла пробудить его талант ещё сильнее. Спустя годы эти морские впечатления станут источником вдохновения при создании морских картин в оперных произведениях, таких как «Садко» и «Сказка о царе Салтане». Уже в кадетском корпусе Николай осознал, что его настоящее призвание – музыка. В конце 1862 года гардемарин, находя свободное от вахт время, написал вторую часть своей Первой симфонии, но отложил ноты в сторону, так как его ждала сложнейшая экспедиция к берегам Северной Америки, той самой, с которой мы начали рассказ.


«Я должен поддержать развитие музыки в России»

Хотя в начале жизни интересы флота были для Римского-Корсакова превыше всего, ближе к 25 годам его всё больше тянуло к музыке. Вскоре он перешёл на береговую службу. Тогда же появилась возможность снова посещать Балакиревский кружок, впоследствии известный как «Могучая кучка», куда за несколько лет до этого его привёл учитель по фортепиано Канилле. Процесс знакомства с музыкой надо было начинать почти заново. «Нравственная польза от музыки неоспорима… Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много», написал Римский-Корсаков матери и приступил к доработке своей Первой симфонии.

Вскоре он становится неотъемлемой частью «Могучей кучки». Тогда же композитор принимается писать несколько произведений на русские народные темы. В то время образованные музыканты начали собирать, распространять и обрабатывать русские песни, и это стало делом жизни для Римского-Корсакова, который, наряду со своим учеником композитором и фольклористом Анатолием Лядовым, огромное внимание уделил освоению русской народной песни в академической среде.

«Могучая кучка». Балакиревский кружок. Худ. А. М. Михайлов, 1950

Деятельность композитора выходит на новый уровень, когда он присоединяется к преподавательскому составу недавно открытой Санкт-Петербургской консерватории в 1871 году. Он остаётся строг к ученикам, но в первую очередь к себе самому.

Круг интересов Римского Корсакова очень широк, он увлекается сочинениями композиторов романтического симфонизма Гектора Берлиоза и Ференца Листа. Симфонические сюиты «Садко», «Антар» и, конечно, «Шехерезада» сделали композитора узнаваемым не только в России, но и за её границами. Правда, не сразу, а лишь после смерти. Например, балет «Шехерезада» в постановке Михаил Фокина с декорациями и костюмами Леона Бакста в антрепризе Дягилева был поставлен только в 1910 году в парижской Гранд-опера, хотя сама музыка появилась на свет в далёком 1888.

Римский-Корсаков не только активно сочинял музыку и преподавал. Во много благодаря его усилиям мы сегодня слушаем и восхищаемся произведениями его собратьев по «Могучей кучке» и не только. В этом числе несколько опер Мусоргского, Даргомыжского, Кюи.

Дружба с Мусоргским отдельная страница жизни Николая Андреевича. Вкратце, их отношения можно назвать настоящим братством. Римский-Корсаков вспоминал: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем… и дело устраивалось как нельзя лучше». Мусоргский умер в 1881 году, оставив множество неоконченных произведений, которые завершил и оркестровал именно Римский-Корсаков: «В течение следующих за тем полутора или двух лет тянулась моя работа над сочинениями покойного друга», писал композитор.

Читайте также: «Всесокрушающий потрясатель». В чём был секрет успеха Фёдора Шаляпина?

Сказочные и восточные образы

Самой известной из 15 опер Римского-Корсакова на Западе стала самая последняя «Золотой петушок». Она неоднократно ставилась, а первая постановка состоялась во время дягилевских «Русских сезонов» в Париже, уже после смерти композитора.

Тогда вместо оперы зрителю была представлена опера-балет. Надо сказать, что ряд критиков был настроен очень негативно в отношении такой адаптации, хотя прошла она очень успешно. И не случайно за постановку взялся хореограф Михаил Фокин, а декорации создала Наталья Гончарова. Постановка очень активно обсуждалась и даже сам Фокин переживал на этот счёт: «Для меня лично эти постановки были одной из самых больших и радостных удач в моей жизни. Я обожаю музыку Римского-Корсакова так же, как и очаровательную сказку Пушкина, и болезненно переживаю каждое обвинение меня в том, что будто бы причинил вред этим шедеврам».

В 1918 году балетмейстер Адольф Больм воссоздал эту постановку на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В основу музыки легла сюита, сделанная А. К. Глазуновым и М. О. Штейнбергом по указаниям самого Н. А. Римского-Корсакова. А в 1937 году балет без участия оперных певцов был поставлен по музыке сюиты в аранжировке Н. Н. Черепнина в лондонском Ковент-Гардене, Русским балетом полковника де Базиля.


За очень короткий период Римский-Корсаков создаёт три из своих наиболее великолепных оркестровых произведений, представляющих музыкальные образы экзотических стран – от Аравии в симфонической поэме «Шехерезада» до столь же экзотической для русского слушателя Испании в «Эспаньольском каприччио».

«Шехерезада» и по сей день одно из самых популярных сочинений Римского-Корсакова, которая также была представлена во время «Парижских сезонов» 1910 года. Она завоевала сердца французских зрителей восточным колоритом, который был подчёркнут костюмами и декорациями Л. Бакста. А в ходе следующего парижского сезона художник Валентин Серов создал огромный занавес (12 на 12 метров!) для последующих выступлений.

Всадники. Эскиз занавеса к балету "Шехерезада".

В 1994 году балет был восстановлен Андрисом Лиепой, включая хореографию М. Фокина и перешитые костюмы по эскизам Л. Бакста. С тех пор «Шехерезада» получила известность во всём мире.


Наставник и теоретик музыки

Римский-Корсаков является одним из основоположников курса гармонии, который преподаётся до сих пор. Николай Андреевич остался неудовлетворён учебником Чайковского, и написал свой учебник музыкальной гармонии в 1885 году.

«Практический учебник гармонии» переиздаётся вплоть до настоящего времени. Руководствуясь системой практика Лядова, Римский-Корсаков создал основополагающий труд по теории музыки. Эта книга и его «Основы оркестровки» были переведены на другие языки и неоднократно публиковались за рубежом.

Композиторы Н. Римский-Корсаков (сидит слева) и А. Глазунов (сидит справа) с группой студентов Санкт-Петербургской консерватории. Фото: Российский национальный музей музыки / culture.ru###https://www.culture.ru/persons/8302/nikolai-rimskii-korsakov?ysclid=ltoag6ll35759433750

Помимо учебников по композиции, оркестровке и гармонии, серии научных статей, невероятно важной является роль Римского-Корсакова как профессора, преподавателя, ментора. В числе его воспитанников – знакомые всем имена, прославившие впоследствии русскую музыкальную школу: С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, H. Н. Черепнин, А. Т. Гречанинов, Н. Я. Мясковский, А. К. Глазунов, и многие другие.

Как преподаватель Римский-Корсаков славился своей жёсткостью – вероятно, всему виной военное воспитание. Но ему удалось воспитать более 200 композиторов, дирижёров и музыковедов за более чем 30 лет преподавания на посту профессора кафедры теории композиции и оркестровки в Санкт-Петербургской консерватории.

Читайте также: Стравинский – противоречивые диалоги с самим собой



Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева