Ольга Васильева: Количество уроков русского языка не должно уменьшаться ни на один час
Вячеслав Терехов 06.12.2021
6 – 7 декабря Российская академия образования проводит первую большую международную конференцию по проблемам образования с международным участием. Речь, в частности, будет идти об образовании в период ковида. Накануне конференции экс-глава Минобрнауки РФ и новый президент РАО рассказала о деятельности Академии.
Принцип работы РАО всё тот же
– Ольга Юрьевна, скажите, пожалуйста, как работает Академия образования? Для РАН главной задачей является проведение экспертизы. Академия образования идёт по такому же принципу?
– Я так отвечу на ваш вопрос. Если мы сравним уставную деятельность 1943 года, когда Академия была образована, с сегодняшней, то точно увидим, что и тогда, и сейчас задачи примерно одинаковые.
Октябрь 1943 года: до окончания войны год и восемь месяцев, впереди тяжелейшие бои, а государство ставит перед собою цель создать Академию педагогических наук.
В 1943 году уже было понятно, что коренной перелом в войне произошёл, и победа в любом случае будет за нами. Тогда встал очень важный вопрос: как в условиях восстановления страны и планирующихся огромных проектов, один из которых атомный, сделать рывок вперёд? Только при помощи качественного образования. Ровно через месяц создаются шесть научно-исследовательских институтов. Они существуют и сейчас, но теперь пять из них подведомственны Министерству просвещения и один – Министерству науки и высшего образования.
В 1944 году создаётся крупнейшая в Европе библиотека педагогической литературы, которая стала носить имя К. Д. Ушинского. К огромному сожалению, здание, где она расположена сейчас, находится в состоянии, заслуживающем пристального внимания. Это усадьба Демидовых, памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX века. Сейчас нам нужно прилагать все усилия, чтобы: а) сохранить это творение зодчества и б) сохранить бесценный фонд, который там есть. Это общая, на мой взгляд, задача для всех.
Главным направлением для Академии в то время стало проведение научно-методической работы в области наук об образовании, то есть педагогики, физиологии, психологии, школьной гигиены. Второе – обучение кадров высшей квалификации, подготовка кандидатов и докторов наук. Третье направление – экспертное. Четвёртое, очень важное: Академии было предложено создать учебные пособия для солдат и офицеров, для которых русский не являлся родным. Вы только вдумайтесь: 1943 год, октябрь, но даже в условиях военного времени было понимание необходимости создания мощной системы преподавания русского языка. Этому направлению очень много внимания уделяла и Людмила Алексеевна Вербицкая.
Вся эта система, как видим, была ориентирована на большой рывок, потому что в период великих проектов, к коим относятся и космический, и атомный, конечно, образование – это главное условие выполнения таких огромных задач.
– А разве можно решить сегодняшние задачи без углубленного образования?
Не забыть про науки об образовании
– Сейчас, к моему глубочайшему сожалению, в Стратегии научно-технологического развития России науки об образовании не играют той ключевой роли, которой заслуживают. И наша важнейшая задача её усилить. При этом все цели, которые стояли перед Академией в 1943 году, они так или иначе остались в нашей уставной деятельности.
Как вы знаете, после реформы 2013 года в РАО, как и в Российской академии наук, изменились учредители научных институтов, которые осуществляли прежде всего научно-исследовательскую, научно-методическую и экспертную деятельность. Но академики люди очень мудрые: в структуре РАО начали создаваться научные центры. До моего прихода (июль этого года – Интерфакс) их было семь, сейчас – 13. Мы создали шесть новых центров. Они не дублируют никоим разом деятельность институтов. Перед нами не стоит такая задача.
Люди, которые сегодня работают в научных центрах РАО, – дипломированные специалисты высшей квалификации, кандидаты и доктора наук. Они обязаны заниматься, прежде всего, аналитикой. Если мы сможем точно знать, что и где в стране происходит в области наук об образовании, все это проанализировать, интегрировать науку и практику, а затем предложить системе образования рекомендации, тогда мы свою задачу частично выполним.
Кроме того, в центрах учёные РАО, ведущие методисты помогают учителям, ведут просветительскую деятельность. Например, только за последние три месяца почти полторы тысячи московских педагогов зарегистрировались как участники проекта «Школа современного учителя: X-lab в Российской академии образования». Это практикумы, на которых мы рассказываем учителям о специфике работы с одарёнными учениками, особенностях разных периодов развития детей, влиянии новых технологий и цифровой среды на подростков.
– Какие фундаментальные исследования сегодня или за последние годы проводятся в Академии?
Научные институты
– Опять же с сожалением могу сказать, что за последние 30 лет фундаментальных исследований в области наук об образовании, сопоставимых с работами таких учёных, к примеру, как Даниил Борисович Эльконин или Василий Васильевич Давыдов, у нас не проводилось! На сегодняшний день нет даже портрета современного ребёнка: мы не знаем точно, какой он. Как изменилось его развитие, как в новых условиях эффективно обучать младших школьников, а как – старших. Разговоры идут, но точных данных не так много. Нужны междисциплинарные лонгитюдные исследования (длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же педагогических и психических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определённые выводы – Интерфакс) в области социологии, детской физиологии, психологии и педагогики. А они не проводились.
Но мы живём в новых условиях, в условиях цифровой трансформации. Более 100 стран оказались в этом эпидемиологическом ужасе, когда мы массово вынужденно пришли к дистанционному обучению, и нужно было на ходу что-то придумать. Через это прошли все страны, не мы одни. На наших глазах происходят фундаментальные социальные изменения, и Академия не стоит от этих процессов в стороне.
Стратегические цели Академии
– Если говорить о наших стратегических целях, то я не устану повторять: мы должны продолжить развиваться как головная организация в сфере наук об образовании. Это логично. Задача учёных – дать очень объёмный, объективный портрет современного ребёнка, современного подростка. Определить, как дистанционная работа повлияла на его здоровье.
Учёные-психологи нашей Академии в результате исследований пришли к заключению, что за год прогресс детей по когнитивному развитию оказался значимо меньше, чем за аналогичный период до наступления пандемии. Мы совершенно точно констатируем, и это и весь мир констатирует, что зрение тоже ухудшается, и это только начало. Перед нами стоит более глубокая задача. Долгосрочные последствия пандемии нам ещё только предстоит изучить и осмыслить.
Что ещё? Конечно, Академия продолжит давать экспертную оценку образовательным стандартам и программам, учебникам.
У нас есть лаборатория по анализу всех диссертационных работ в стране по педагогическим наукам. Объясню, почему мы её создали. На сегодняшний день самое большое количество защит происходит в области медицины, а на втором месте – образование, педагогика. Но качество работ, которые защищаются в этой области, вызывает большие вопросы. Это бич. Как он начал тянуться с 90-х годов, так он и тянется. Мы очень надеемся, что сможем эту ситуацию начать исправлять.
Мы учредим Автономную некоммерческую организацию «Научно-образовательный центр РАО», будем поднимать престиж педагогической науки, хотим восстановить на базе РАО диссертационные советы и заниматься подготовкой учёных непосредственно в Академии. Здесь они будут заниматься наукой и здесь же – защищать кандидатские и докторские.
– Раньше в составе Академии были научные институты. Сейчас они разбросаны по разным ведомствам. Связь с ними поддерживаете?
– Конечно, поддерживаем. Многие академики и члены-корреспонденты являются сотрудниками этих институтов. Кроме того, у федеральных органов исполнительной власти очень много задач, и не всегда они имеют возможность полноценно заниматься научной деятельностью. Поэтому мы уверены, что будем, во-первых, принимать активное участие в определении стратегии развития этих институтов. Во-вторых, мы очень надеемся, что сможем совместно с ведомствами договариваться о согласовании кандидатов на должности руководителей институтов, как это делается в РАН.
Что ещё? Мы выстраиваем и всегда выстраивали планомерную методическую работу со школами, вузами, образовательными организациям среднего профессионального образования. С вузами у нас очень тесное сотрудничество, и во многих из них есть наши региональные научные центры.
Теперь очень важный момент, который касается педагогического образования. Мы знаем, что Академия образования всегда была ключевым игроком на этом поле, всегда. И мы сейчас совершенно точно знаем, что педагогическая наука нуждается и в обновлении, и в новом дыхании. Всё это возможно сделать здесь. Почему? Объясню. Потому что академики и члены-корреспонденты РАО – это те самые учёные, которые живут в педагогике, и они же её и делают своими руками и головой.
Я приветствую, что Министерство просвещения в своих вузах создаёт мощные научные площадки, это большой плюс для российской науки и образования. Но нам нужно всем – и Минпросвещения (у которого сейчас 33 педвуза), и Минобрнауки (у которого сейчас в разных университетах более 200 факультетов по подготовке педагогов), и РАО – объединить усилия. Совместная деятельность принесёт большие результаты, никак иначе.
Отдельно хочу сказать о воспитании. Дело в том, что советская школа воспитания, методология, прежде всего, связана с именем академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой. Школа Новиковой, без преувеличения, известна во всем мире, например, в Китае ясно поняли, что без воспитания они потеряют молодёжь, и что нужно все это быстро и твёрдо восстанавливать. В понедельник 6 декабря у нас в РАО пройдёт большая научная конференция, на которой, в том числе и ректоры ведущих китайских педагогических университетов, например, Пекинского университета, представят их видение обучения и воспитания будущих педагогов. У нас в Академии работают её ученики. Член-корреспондент РАО Наталия Леонидовна Селиванова со своей группой учёных – разработчики той самой программы воспитания, которая утверждена летом 2020 года, и по ней работают многие школы. Об этом столько говорят, и слава Богу, что говорят. Есть, о чём говорить, на самом деле. Если вы почитаете эту программу, она вывешена на сайте Института стратегии развития образования РАО, вы увидите, как ясно и понятно, хорошим языком, описаны цели и задачи воспитания.
Судьба ЕГЭ ясна?
– Есть несколько насущных вопросов. Часто можно слышать такую фразу: ну что от него ожидать? Это же поколение ЕГЭ. Как вы считаете, Академия будет серьёзно рассматривать проблему ЕГЭ?
– Вы много раз меня спрашивали об этом.
– Тогда я спрашивал как у министра, а сейчас – как у академика.
– Давайте я сейчас скажу вам моё мнение, оно не изменилось.
Вот кто кому сказал, что нужно с утра до ночи натаскивать школьника на ЕГЭ? Кто кому сказал, что если ЕГЭ в школе все сдали хорошо, то школе за это будут предоставлены преференции? Я не знаю. В правовом поле этого нет и никогда не было.
Если я учусь как проклятый в Архангельской глубинке, то я смогу благодаря ЕГЭ поступить в хороший московский вуз, чего раньше сделать было нелегко.
Вот сейчас давайте остановимся и пофантазируем: мы ЕГЭ отменяем, и что? Что придёт взамен? Напомню, что в 70-е годы мы сдавали семь выпускных школьных экзаменов. А потом ещё экзамены в вуз. Кто сдаст эти сильные вступительные экзамены сегодня?
– Количество уроков русского языка увеличится? Как считает академия?
– Я считаю, что оно ни в коем случае не должно уменьшатся ни на один час, а в идеале – вернуться к сетке 86-го года. Согласно учебному плану средних общеобразовательных школ РСФСР на 1986/87 учебный год, в первом классе на русский язык отводилось 12 часов. А сейчас, только сравните, поступают от родителей предложения убрать букварь с фонетикой!!! Убрать, потому что трудно.
Как говорят специалисты, одним из лучших учебников русского языка является учебник академика Льва Владимировича Щербы, 1939-й год, лучше никто ничего не придумал. Я всем своим близким друзьям и знакомым, у кого внуки, дети, говорю: «купите». И сейчас есть такие ребята, бравые, они просто переиздают учебники советского периода: математика, алгебра, физика, химия…
Новейшее знание необходимо, оно связано с современными научными открытиями. Базовое содержание не меняется кардинально.
– Если человек плохо знает свой язык, литературу, он не образованный, он не может думать…
– Он ничего не может. Если он язык не знает, то он никак не связан ни с жизнью, ни сердцем, никак.
– Сейчас ребята не умеют читать…
– Даже в финансовой грамотности ключевым словом остается «грамотность». И, наверное, надо в современном этом бешеном мире знать, и как защитить себя от мошенников, спасаться от угроз в интернете…
Но опять же, я на один вопрос не могу ответить. Почему наш бедный ребёнок сидит сегодня над уроками часами, сутками? Что это? Программы начальной школы практически не изменились, но учить детей мы теперь должны по-другому? Я очень надеюсь, что психологи, физиологи нам помогут в этом.
– Вот этим, наверное, Академия наук и занимается?
– Чем хороша советская, российская «классическая» школа? Она учила думать. Не было такого, что тебя как собаку Павлова, раз-два и лампочка зажглась. Задача всё время ставилась.
Поймите, русский язык действительно очень трудный. Букварь по развивающей системе Эльконина-Давыдова, по которому учились многие поколения, он тоже сложный. Да, сложно! Но если ребенок его освоит, то у него вообще проблем с русским языком не будет: он в нём как рыба в воде. Он понимает, что и как происходит.
А если уберём букварь, то что получим?...
И всё же я должна вас и себя порадовать: под эгидой Большой российской энциклопедии создается очень мощный энциклопедический портал, который будет называться «Знание». В нём отдельно создаётся редакция по наукам об образовании, где Академия также будет занимать лидирующие позиции. Члены уважаемой редколлегии, наши доктора, кандидаты, наши молодые аспиранты будут принимать активное участие в написании статей для этого огромного научного портала. Кроме того, на нём же будет запущена специальная школьная энциклопедия, и РАО также будет участвовать в её создании.
– И в заключение – немного о международных связях Академии.
– Восстанавливаем свои международные связи. По такому принципу, как мы, работают далеко не во всех странах. Только в единичных государствах СНГ (в т. ч. Киргизия, Казахстан) действуют партнёрские организации, аналогичные РАО. В остальных странах СНГ работают разнообразные по функциям и статусу организации, однако цели и задачи у них схожи с нашими. Мы ведём с ними диалог и считаем весьма значимым развитие сопоставительных исследований, результатом которых становятся совместные научные труды. При этом нас интересует не только потенциал постсоветского пространства, но и опыт стран дальнего зарубежья. Научная конференция в РАО даст более подробный ответ на этот вопрос.
Источник: Интерфакс