EN
 / Главная / Публикации / Сергей Курёхин. Вне границ

Сергей Курёхин. Вне границ

18.06.2014

Сергей Курёхин — настоящий миф. Кто он — пианист, импровизатор, композитор, основатель и руководитель «Поп-механики», концептуалист? О гении Курёхина можно написать докторскую диссертацию или минималистический стих. Реализовал ли он до конца то, что действительно хотел сказать миру? А может, его основной посыл состоял в том, чтобы объяснить нам то, что нас нет и не было никогда? То, что наши вкусы и предпочтения, наши культура и искусство, наше существование и наша вера — это шутка, это всего лишь ещё один концертштюк с коровами, которые оставляют лепёшки прямо на сцене?..

О Сергее Курёхине многие знают только по легендам. Про скандальные перформансы «Поп-механики» до сих пор ходят слухи, будто там проводили сакральные действа с животными. Теория «Ленин — гриб» получила благодаря тележурналисту Сергею Шолохову всероссийскую известность. Шутка ли, двое уважаемых людей рассуждают по телевизору о странном происхождении вождей. В девяностые годы идея «Ленин — гриб» заинтересовала сумбурные умы телевизионщиков, и передачу «пропустили». Несложно догадаться, что Шолохову беседовать с Курёхиным было интереснее, чем проводить рутинные съёмки уютного сериала для домохозяек «Пока все дома». В раскрепощении советской культуры и в освобождении её от всякой «советскости» Курёхин сыграл принципиальную роль не только своей музыкой, но и своими выходками в телеэфирах, экспериментами в сценографии, журналистике и, конечно, в кинопроектах. «Господин оформитель» и «Два капитана — 2» вошли в анналы мирового альтернативного кинематографа.

В этом году Курёхину исполнилось бы 60, и эта цифра ему явно не подходит. Если бы он состарился, то мог выглядеть как соратник последних лет Александр Дугин — с окладистой бородой и огнестрельным взглядом. Но Курёхина эта участь миновала. Он умер в 42 от очень редкой болезни — саркомы сердца, а спустя несколько лет его дочь-подросток отравилась снотворным. Что же такое сделал или сказал этот уникальный атеист, чтобы за его неожиданной смертью последовала ещё и смерть дочери? Злые языки уверяют, что всё потому, что Курёхин не верил в Бога и, более того, иногда издевательски претендовал на это место, потому что, дескать, оно вакантно: «Никакого Бога, конечно же, быть не может. <...> Религия — это болезнь языка, особенно христианство. Это такая особая сложная болезнь типа коклюша».

Для тех, кто считает Курёхина важнейшим звеном российской авангардной культуры второй половины XX века, остаётся лишь один вопрос: к какой категории его причислить? Но и здесь уже готов ответ. Идеолог, культуролог, философ, музыкант и, конечно, сказочник Сергей Курёхин похож на своего духовного современника Леонардо да Винчи, который никогда не занимался только одним делом. Вся его деятельность и его жизнь были чем-то вроде духовной скрепы личности, которая всегда шагает наперерез или в сторону от основного потока. Курёхин никогда не выбирал свою дорогу, потому что такой дороги не было: он её придумывал, импровизировал. Основатель рок-группы «ДК» Сергей Жариков отзывается о нём так: «В творческом плане это был импровизатор-ситуационист, целью которого было достижение прямого действия за рамками традиционно джазового albedo».

Московский концептуализм в лице Андрея Монастырского и прочих художников в такой же степени сформировался под влиянием Джона Кейджа, как и Сергей Курёхин. Его Crazy Music Orchestra и «Популярная механика», его манифесты и парадоксальные околополитические акции были нацелены не только на протест перед существующим ещё на тот момент Советским Союзом. Курёхина не устраивала зашоренность в восприятии искусства публикой, а также искушёнными критиками, которые пытались загнать «альтернативщину» в рамки джаза, рока, эпатажа и прочих кондовых понятий. 

 О Сергее Курёхине заговорили в начале восьмидесятых, когда во время железного занавеса в Лондоне вышел его диск «Пути свободы»: фортепианные импровизации фри-джаза. Одним из ярких фри-джазовых музыкантов, которых привлёк Курёхин к сотрудничеству в «Поп-механике», был Сергей Летов: «Курёхин намеренно не создавал коммерческих продуктов — того, чем можно наслаждаться, купив. И при этом то, что он делал, не было „сектантским“, как фри-джаз или совриск. Это было предназначено для самых широких масс. Это всё было очень смешно, а для участников — праздник! Грандиозная многоуровневая, мультикодовая компиляция, слепленная по-советски, то есть импровизационно, с энтузиазмом и весьма неформально». «Поп-механика» была самым скандально известным российским авангардным коллективом в конце XX века. Внешне это и правда выглядело как балаган, степень беспредельности которого выходила за любые возможные рамки. На сцене были не только музыканты, но и акробаты, и животные — коровы, куры, козы, лошади... Во время одного из концертов курица умерла прямо на сцене. Наряду с постоянными участниками «оркестра» на сцене могли появиться совершенно неожиданные персонажи, например оперный певец Борис Штоколов, британская актриса Ванесса Редгрейв или комрады по цеху — Борис Гребенщиков, Виктор Цой. «Со мной выходила укротительница удавов. Беременная на шестом месяце, — вспоминает Сергей Летов. — Я играл на бас-кларнете. Она тягала 80-килограммового удава и жаловалась, что может и родить на сцене». Так фактически Курёхин «девальвировал» идею классического концерта, где есть «крутые» артисты и «обыкновенные» слушатели.

Если ознакомиться с многочисленными интервью Курёхина, становится понятно, что он и к себе, и к другим относился безо всякого пиетета. «Аквариум» стал первым суперпопулярным коллективом, к которому Сергей примкнул в самом начале 1980-х годов. Альбом «Треугольник» стал поворотным для группы во многом благодаря клавишной партии Курёхина. Про «Аквариум» в интервью А. Кушниру музыкант сказал, что «это была оттяжка в свободное от работы время. Все мои интересы лежали в области джаза, мастерства, контрапункта, формы. Мне нравилось, когда люди технично и здорово играют на инструменте. А „Аквариум“? Там никто не играл, и поэзию эту я никогда серьёзной не считал. С Бобом мы дружили, а со всеми остальными я просто общался. Люди были замечательные. А как к музыкантам я до сих пор отношусь скептически к „Аквариуму“, так же как и к группе „Кино“». Про лидера группы «Кино» в том же интервью Курёхин вспоминает так: «Ходил такой скромный, заискивающий юноша. Хороший. Боб называл себя его продюсером. Попросил меня записать для него что-то. Но если „Аквариум“ был для меня детская игрушка, то „Кино“ уж совсем что-то детское. Как если бы моя дочка маленькая организовала свою группку. Да и разница в возрасте была. Они для меня как дети, да и песни детские».

Недетскую музыку придирчивый Курёхин организовывал на своих выступлениях, которые не только на зрителей, но и на самих исполнителей оказывали подчас гипнотический эффект. В «Поминальных заметках о Сергее Курёхине» Сергей Летов вспоминает: «Большой торжественный концерт, посвящённый Дню милиции, в котором „Соловей“ Алябьева исполняется одновременно с выступлением ансамбля песни и пляски КГБ, а Кола Бельды поёт „Увезу тебя я в тундру“ в сопровождении группы „Кино“, пионеры-горнисты отдают салют гигантской раскрашенной пенопластовой „Венере Милосской“, Тимур Новиков и Африка представляют „традиционную русскую забаву — битву динозавра со змеёй“. Мало-помалу хаотические тенденции усиливаются — и вот стадион затаив дыхание слушает фри-джазовое духовое трио (думаю, случай беспрецедентный в мировой практике), но в конце концов все — духовой оркестр моряков, камерный симфонический и народный (балалайки и т. п.) в сопровождении дюжины электрогитар от монстров питерского рока — сливаются в унисоне целотонного рифа! Танец Гаркуши („Аукцыон“), бегут стада ослов и пони, мартышки едут на велосипедиках! Это ещё не всё: поверх рифа — рёв и визг саксофона, звук, заслоняющий всё!!!»

Ошеломляющее впечатление от выступления с Курёхиным осталось и у Эдуарда Хиля, которому Курёхин предложил поучаствовать в концерте в БКЗ «Октябрьский». Певцу понравилось, что Курёхин предложил обойтись без репетиций и выбрать любую узнаваемую песню на свой вкус. Когда он пришёл за кулисы, то увидел совершенно новую для себя публику, не такую, как на обычных своих концертах, — «экзальтированные, необыкновенно одетые. Не только молодёжь, все поколения были: Курёхина уже знали и уважали». Хиль выбрал песню В. Баснера «Это было недавно, это было давно». Далее началось нечто совершенно необычное, о чём повествует Хиль:

«— Я хочу, чтобы ты не просто на сцене появился, а чтобы тебя вынесли четыре негра, будто они несут мумию.

— Хорошо, а во что мы будем заматываться?

— Пока непонятно.

Я пошёл в гримёрку и увидел подходящие шторы. Мы их сняли и быстренько пустили в дело, проделали дырки для глаз и ушей. И вот настал момент, понесли меня. Смотрю, какие-то акробаты наверху вертятся, внизу кролики бегают живые. Играют арфистки, и одна из них совершенно голая! Но отступать уже некуда. Курёхин заиграл вступление, „негры“ стали меня выпутывать из занавески, и я запел».

...О Сергее Курёхине многие знают только по легендам и тем историям, которые передают из уст в уста, которые вспоминают и припоминают. Фигура этого неформатного, яркого, неоднозначного художника мифологична. Возможно, он никогда не станет классиком, но всегда будет революционером, который предсказывал и показывал крах устоев искусства и культуры, поставил под вопрос эстетику и каноны, по которым якобы можно с лёгкостью классифицировать что угодно. «Ты понимаешь, что это не полистилистика?» — доказывал мне Сергей Летов. Конечно же, да. Для творчества Курёхина ещё не придумали рамок и терминов, которые действительно были бы справедливы. Курёхин часто говорил о будущем, и иногда невзначай предсказывал: «Искусство должно изжить ряд вещей, особенно — должна исчезнуть грань между наукой и искусством». Она уже исчезла, Сергей. Она уже исчезла.

Анна Генова
Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Цветаева