«За неделю до полёта»
На выставке «За неделю до полёта», посвящённой 50-летию первого полёта человека в космос, будут показаны работы художников разного времени, разных стилей и направлений. Вовсе не претендуя на полноту представления темы космоса и авиации в искусстве XX-XXI вв., да и вообще на ретроспективность, Галерея Леонида Шишкина впервые в своей выставочной истории выходит за рамки «советского» и «классического» и показывает также работы современных, актуальных художников.
Как стало известно корреспонденту информационной службы фонда «Русский мир», участники проекта «За неделю до полёта» присоединились к акции «Первый в космосе».
Зритель увидит живопись и графику продолжателя традиций русского космизма, члена общества «Амаравелла» Бориса Смирнова-Русецкого; одного из лидеров ОСТа Александра Лабаса; маститых соцреалистов Александра Силина, Николая Овчинникова, Бориса Окорокова. А ещё – представители так называемого «неофициального искусства XX века»: Валентин Окороков, Андрей Гросицкий, Алексей Воробьев, Владимир Трямкин, Борис Кочейшвили, Александр Лозовой. И, конечно, художники и скульпторы рубежа тысячелетий. Сергей Шутов, Сергей Базилев, Константин Батынков, Андрей Диллендорф, Сергей Чесноков-Ладыженский, Владислав Ефимов, Марина Звягинцева, Сергей Катран, Дарья Суровцева и др.
Такие разные, все они «предчувствовали» свой космос или просто мечтали о нём.
Понятно, что точкой отсчёта истории темы космоса, а уж тем более авиации в искусстве никто не считает 60-е годы XX столетия. Традиции Николая Рериха, основоположника русского космизма, которому, кстати, принадлежит парафраз: «Осознание красоты спасёт мир», следовали как русские философы и поэты Серебряного века, так и многие художники – продолжатели традиций русской национальной культуры ХХ века.
Отношение к Космосу как к единству человека и природы, как к общему представлению о прекрасном, об искусстве, гармонии и бесконечности Вселенной и духовного мира было и становится источником вдохновения для многих художников. Все они отображали Космос, бесконечно предпринимая попытки соединить небесное и земное, фантастическое и реалистическое.
Со времени первого реального полёта человека в космос, с того самого – знаменитого – гагаринского «Поехали!» начинается новый этап отношения к Космосу. Как в творчестве советских художников, работы которых до сих пор часто остаются удивительно современными. Так и в интервенции в арт-пространство тех авторов, которых, собственно, и принято сейчас называть «актуальными». Для всех современников нынешнего рубежного века – это и история достижений научно-технического прогресса, и мечта освоения непостижимого.
Все посетители выставки смогут почувствовать себя словно «за неделю – до полёта».
Кто-то будет внимательно изучать очень современные точечно-тушевые военные геликоптеры Константина Батынкова или немного хулиганский «Урок географии» Алексея Воробьёва. Посмотрит в «Облака» известного гиперреалиста Сергея Базилева или увидит «Красную планету» Александра Лозового. Побывает в мастерской Александра Лабаса, который, вспоминая о своих авиационных мечтах 20–30-х, пишет портреты космонавта Светланы Савицкой. В этюде к картине «Свадьба космонавтов» в исполнении соцреалиста Николая Овчинникова изображены, конечно, Андриян Николаев и Валентина Терешкова. Рядом ещё хрестоматийные образы: на полотне Бориса Окорокова «Покорители космоса» двое в бело-голубых скафандрах, взявшись за руки, идут к кораблю, а в работе Александра Силина «Над бездной», уже трое в оранжевой амуниции парят в открытом пространстве.
Валентин Юшкевич вспомнил в своём личном космосе «отца русской авиации Жуковского», Владимир Трямкин изобразил фантастическую «Новую планету», Сергей Чесноков-Ладыженский запустил в полёт свой аналитический «Дирижабль над городом» – рыбу, густо населённую людьми, а художница Марина Звягинцева подвесила «Шар» из серии «Солярис» («объёмная» монотипия»).
Некоторые художники подготовили проекты специально для экспозиции «За неделю до полёта».
Владислав Ефимов собирается запускать предметы в космос в своём новом фотопроекте. На картине Бориса Кочейшвили «Жёны космонавтов» следят за космической станцией с мужьями на борту. Персонажи Александра Ишина «Свидетели НЛО» находятся в схожем положении. А Сергей Катран и Владимир Смоляр представляют инсталляцию «ЦЕСАРКА» («Цвето-звуковой запускатель ракет и космических объектов»).
Один из самых, наверное, известных современных художников-космистов – Сергей Шутов – предоставил для выставки холст «Мальчик и планета», написанный в 1993 году.
Наконец, в небольшом разделе «Меморабилии» можно будет увидеть реальные снимки из космоса, коллекционные фотографии, а также документы, книги и даже раритетную красную нарукавную «повязку-вездеход» в пусковой бункер, с росписями Гагарина, Королёва и других главных конструкторов. Повязка, кстати, принадлежала легендарному лётчику-испытателю, Герою Советского Союза, писателю и инструктору той самой первой «шестёрки» космонавтов Марку Галлаю. Его памяти организаторы также посвящают эту выставку.