EN
 / Главная / Публикации / «За неделю до полёта»

«За неделю до полёта»

14.03.2011

Борис Окороков. Покорители космоса   1978 г. Из коллекции галереи СОВКОМ

На выставке «За неделю до полёта», посвящённой 50-летию первого полёта человека в космос, будут показаны работы художников разного времени, разных стилей и направлений. Вовсе не претендуя на полноту представления темы космоса и авиации в искусстве XX-XXI вв., да и вообще на ретроспективность, Галерея Леонида Шишкина впервые в своей выставочной истории выходит за рамки «советского» и «классического» и показывает также работы современных, актуальных художников.

Как стало известно корреспонденту информационной службы фонда «Русский мир», участники проекта «За неделю до полёта» присоединились к акции «Первый в космосе».

Зритель увидит живопись и графику продолжателя традиций русского космизма, члена общества «Амаравелла»  Бориса Смирнова-Русецкого; одного из лидеров ОСТа Александра Лабаса; маститых соцреалистов Александра Силина, Николая Овчинникова, Бориса Окорокова. А ещё – представители так называемого «неофициального искусства XX века»: Валентин Окороков, Андрей Гросицкий, Алексей Воробьев, Владимир Трямкин, Борис Кочейшвили, Александр Лозовой. И, конечно, художники и скульпторы рубежа тысячелетий. Сергей Шутов, Сергей Базилев, Константин Батынков, Андрей Диллендорф, Сергей Чесноков-Ладыженский, Владислав Ефимов, Марина Звягинцева, Сергей Катран, Дарья Суровцева и др. 

Такие разные, все они «предчувствовали» свой космос или просто мечтали о нём.

Марина Звягинцева. «Шар» из проекта «Солярис»  Объемная монотипия

Понятно, что точкой отсчёта истории темы космоса, а уж тем более авиации в искусстве никто не считает  60-е годы XX столетия. Традиции Николая Рериха, основоположника русского космизма, которому, кстати, принадлежит парафраз: «Осознание красоты спасёт мир», следовали как русские философы и поэты Серебряного века, так и многие художники – продолжатели традиций русской национальной культуры ХХ века.
Отношение к Космосу как к единству человека и природы, как к общему представлению о прекрасном, об искусстве, гармонии и бесконечности Вселенной и духовного мира было и становится источником вдохновения для многих художников. Все они отображали Космос, бесконечно предпринимая попытки соединить небесное и земное, фантастическое и реалистическое.

Со времени первого реального полёта человека в космос, с того самого – знаменитого – гагаринского «Поехали!» начинается новый этап отношения к Космосу. Как в творчестве советских художников, работы которых до сих пор часто остаются удивительно современными. Так и в интервенции в арт-пространство тех авторов, которых, собственно, и принято сейчас называть «актуальными». Для всех современников нынешнего рубежного века – это и история достижений научно-технического прогресса, и мечта освоения непостижимого.

Все посетители выставки смогут почувствовать себя словно «за неделю – до полёта».  

Кто-то будет внимательно изучать очень современные точечно-тушевые военные геликоптеры Константина Батынкова или немного хулиганский «Урок географии» Алексея Воробьёва. Посмотрит в «Облака» известного гиперреалиста Сергея Базилева или увидит «Красную планету» Александра Лозового. Побывает в мастерской Александра Лабаса, который, вспоминая о своих авиационных мечтах 20–30-х, пишет портреты космонавта Светланы Савицкой. В этюде к картине «Свадьба космонавтов» в исполнении соцреалиста Николая Овчинникова изображены, конечно, Андриян Николаев и Валентина Терешкова. Рядом ещё хрестоматийные образы: на полотне Бориса Окорокова «Покорители космоса» двое в бело-голубых скафандрах, взявшись за руки, идут к кораблю, а в работе Александра Силина «Над бездной», уже трое в оранжевой амуниции парят в открытом пространстве.    

Сергей Шутов. «Мальчик и планета»  1993 г.

Валентин Юшкевич вспомнил в своём личном космосе «отца русской авиации Жуковского», Владимир Трямкин изобразил фантастическую «Новую планету», Сергей Чесноков-Ладыженский запустил в полёт свой аналитический «Дирижабль над городом» – рыбу, густо населённую людьми, а художница Марина Звягинцева подвесила «Шар» из серии «Солярис» («объёмная» монотипия»).

Некоторые художники подготовили проекты специально для экспозиции «За неделю до полёта».

Владислав Ефимов собирается запускать предметы в космос в своём новом фотопроекте. На картине Бориса Кочейшвили «Жёны космонавтов» следят за космической станцией с мужьями на борту. Персонажи Александра Ишина «Свидетели НЛО» находятся в схожем положении. А Сергей Катран и Владимир Смоляр представляют инсталляцию «ЦЕСАРКА» («Цвето-звуковой запускатель ракет и космических объектов»).

Один из самых, наверное, известных современных художников-космистов – Сергей Шутов – предоставил для выставки холст «Мальчик и планета», написанный в 1993 году.

Наконец, в небольшом разделе «Меморабилии» можно будет увидеть реальные снимки из космоса, коллекционные фотографии, а также документы, книги и даже раритетную красную нарукавную «повязку-вездеход» в пусковой бункер, с росписями Гагарина, Королёва и других главных конструкторов. Повязка, кстати, принадлежала легендарному лётчику-испытателю, Герою Советского Союза, писателю и инструктору той самой первой «шестёрки» космонавтов Марку Галлаю. Его памяти организаторы также посвящают эту выставку.

 

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева