EN
 / Главная / Публикации / «За неделю до полёта»

«За неделю до полёта»

14.03.2011

Борис Окороков. Покорители космоса   1978 г. Из коллекции галереи СОВКОМ

На выставке «За неделю до полёта», посвящённой 50-летию первого полёта человека в космос, будут показаны работы художников разного времени, разных стилей и направлений. Вовсе не претендуя на полноту представления темы космоса и авиации в искусстве XX-XXI вв., да и вообще на ретроспективность, Галерея Леонида Шишкина впервые в своей выставочной истории выходит за рамки «советского» и «классического» и показывает также работы современных, актуальных художников.

Как стало известно корреспонденту информационной службы фонда «Русский мир», участники проекта «За неделю до полёта» присоединились к акции «Первый в космосе».

Зритель увидит живопись и графику продолжателя традиций русского космизма, члена общества «Амаравелла»  Бориса Смирнова-Русецкого; одного из лидеров ОСТа Александра Лабаса; маститых соцреалистов Александра Силина, Николая Овчинникова, Бориса Окорокова. А ещё – представители так называемого «неофициального искусства XX века»: Валентин Окороков, Андрей Гросицкий, Алексей Воробьев, Владимир Трямкин, Борис Кочейшвили, Александр Лозовой. И, конечно, художники и скульпторы рубежа тысячелетий. Сергей Шутов, Сергей Базилев, Константин Батынков, Андрей Диллендорф, Сергей Чесноков-Ладыженский, Владислав Ефимов, Марина Звягинцева, Сергей Катран, Дарья Суровцева и др. 

Такие разные, все они «предчувствовали» свой космос или просто мечтали о нём.

Марина Звягинцева. «Шар» из проекта «Солярис»  Объемная монотипия

Понятно, что точкой отсчёта истории темы космоса, а уж тем более авиации в искусстве никто не считает  60-е годы XX столетия. Традиции Николая Рериха, основоположника русского космизма, которому, кстати, принадлежит парафраз: «Осознание красоты спасёт мир», следовали как русские философы и поэты Серебряного века, так и многие художники – продолжатели традиций русской национальной культуры ХХ века.
Отношение к Космосу как к единству человека и природы, как к общему представлению о прекрасном, об искусстве, гармонии и бесконечности Вселенной и духовного мира было и становится источником вдохновения для многих художников. Все они отображали Космос, бесконечно предпринимая попытки соединить небесное и земное, фантастическое и реалистическое.

Со времени первого реального полёта человека в космос, с того самого – знаменитого – гагаринского «Поехали!» начинается новый этап отношения к Космосу. Как в творчестве советских художников, работы которых до сих пор часто остаются удивительно современными. Так и в интервенции в арт-пространство тех авторов, которых, собственно, и принято сейчас называть «актуальными». Для всех современников нынешнего рубежного века – это и история достижений научно-технического прогресса, и мечта освоения непостижимого.

Все посетители выставки смогут почувствовать себя словно «за неделю – до полёта».  

Кто-то будет внимательно изучать очень современные точечно-тушевые военные геликоптеры Константина Батынкова или немного хулиганский «Урок географии» Алексея Воробьёва. Посмотрит в «Облака» известного гиперреалиста Сергея Базилева или увидит «Красную планету» Александра Лозового. Побывает в мастерской Александра Лабаса, который, вспоминая о своих авиационных мечтах 20–30-х, пишет портреты космонавта Светланы Савицкой. В этюде к картине «Свадьба космонавтов» в исполнении соцреалиста Николая Овчинникова изображены, конечно, Андриян Николаев и Валентина Терешкова. Рядом ещё хрестоматийные образы: на полотне Бориса Окорокова «Покорители космоса» двое в бело-голубых скафандрах, взявшись за руки, идут к кораблю, а в работе Александра Силина «Над бездной», уже трое в оранжевой амуниции парят в открытом пространстве.    

Сергей Шутов. «Мальчик и планета»  1993 г.

Валентин Юшкевич вспомнил в своём личном космосе «отца русской авиации Жуковского», Владимир Трямкин изобразил фантастическую «Новую планету», Сергей Чесноков-Ладыженский запустил в полёт свой аналитический «Дирижабль над городом» – рыбу, густо населённую людьми, а художница Марина Звягинцева подвесила «Шар» из серии «Солярис» («объёмная» монотипия»).

Некоторые художники подготовили проекты специально для экспозиции «За неделю до полёта».

Владислав Ефимов собирается запускать предметы в космос в своём новом фотопроекте. На картине Бориса Кочейшвили «Жёны космонавтов» следят за космической станцией с мужьями на борту. Персонажи Александра Ишина «Свидетели НЛО» находятся в схожем положении. А Сергей Катран и Владимир Смоляр представляют инсталляцию «ЦЕСАРКА» («Цвето-звуковой запускатель ракет и космических объектов»).

Один из самых, наверное, известных современных художников-космистов – Сергей Шутов – предоставил для выставки холст «Мальчик и планета», написанный в 1993 году.

Наконец, в небольшом разделе «Меморабилии» можно будет увидеть реальные снимки из космоса, коллекционные фотографии, а также документы, книги и даже раритетную красную нарукавную «повязку-вездеход» в пусковой бункер, с росписями Гагарина, Королёва и других главных конструкторов. Повязка, кстати, принадлежала легендарному лётчику-испытателю, Герою Советского Союза, писателю и инструктору той самой первой «шестёрки» космонавтов Марку Галлаю. Его памяти организаторы также посвящают эту выставку.

 

Также по теме

Новые публикации

Александр Градский – музыкант, певец, композитор, а ещё – «отец» русского рока. А по большому счёту – одна из ярчайших звёзд советской и российской эстрады. Впрочем, он вполне мог стать звездой мирового уровня – его совместные концерты с Лайзой Минелли, Шарлем Азнавуром, Крисом Кристофферсоном тому подтверждение. Но всё же на всю жизнь его визитной карточкой стала песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Как молоды мы были».
В этом году исполняется 210 лет самому раннему описанию дымковской игрушки. Генерал Николай Хитрово рассказал о народном вятском празднике «Свистопляске» и причудливых расписных игрушках из глины, в которые свистели взрослые и детвора.
1 декабря в Лондоне аукционный дом MacDougall’s, который специализируется на русском искусстве, проведёт аукцион, на котором будет выставлено более 40 лотов – предметы русского искусства и русской истории. Особо примечательно письмо Екатерины II о пользе прививания от оспы. Пользуясь случаем, мы решили напомнить историю о том, как императрица развивала вакцинацию в России.
Моряк, исследователь, промышленник, декабрист, священник-миссионер под одной обложкой. Нет, это не роман Александра Дюма или Жюля Верна. Новая книга московского историка Натальи Петровой «Пионеры Русской Америки», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей», написана по документам, но приключений, драматических судеб и даже любовных коллизий в ней хватает.
Популярный исторический видеоканал «Короли и генералы» (Kings & Generals) опубликовал 18-минутный видеоролик под названием «Ганнибал – африканский сын российского Петра Великого» (Gannibal – African Son of Peter the Great of Russia). Видео набрало более 700 тыс. просмотров и почти 3500 комментариев.
С 22 по 27 ноября Русский дом в Берлине проводит Неделю русского языка. Задумывалась она как мероприятие для повышения квалификации немецких русистов, но быстро вышла за рамки одной страны, став международной. О том, какие языковые проблемы волнуют сегодня преподавателей русского языка по всему миру, рассказывает представитель оргкомитета Недели Ольга Васильева.
Реестр мемориалов стран антигитлеровской коалиции создаёт Ассамблея народов Евразии (АНЕ). У международной акции две глобальных задачи  – взять на учёт все мемориальные комплексы стран Европы и напомнить миру, что партизан, военнопленных и мирных граждан на оккупированных территориях, а так же угнанных фашистами в  Германию и соседние страны погибло не меньше, чем солдат и офицеров на фронте.  
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», и это не удивительно: на его создание было потрачено несколько десятков лет. Но Даль – фигура многогранная, и в его судьбе было много других интересных дел, выходящих за рамки лексикографической работы.