EN
 / Главная / Публикации / Резолюция Международного форума учителей

Резолюция Международного форума учителей

03.11.2010

2 ноября 2010 года в Москве завершилась работа Международного форума учителей зарубежных школ с преподаванием русского языка, прошедшего в рамках IV Ассамблеи Русского мира. По окончании работы форума его участники приняли резолюцию.

На Международный форум в Москве, в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, собралось около 200 зарубежных преподавателей русского языка из 55 стран мира и около 100 российских преподавателей русского языка как иностранного. В форуме также приняли участие представители фонда «Русский мир», Министерства образования и науки Российской Федерации, руководство Россотрудничества, представители дипломатических миссий.

Основная задача форума – выработка новых направлений в развитии международного сотрудничества, отвечающих современным потребностям распространения русского языка и культуры в зарубежных странах. В современном поликультурном мире изучение иностранных языков и культур – и русского языка как одного из мировых – является важной частью межкультурного диалога, способствует развитию толерантного отношения к другим народам и их культурам. В связи с этим особое значение имеет преподавание русского языка в школах, где закладывается не только фундамент качественного овладения им, но и создаются предпосылки становления устойчивого интереса к русскому языку и культуре как части мирового духовного наследия. Именно на школьном уровне формируется позитивное отношение не только к языку как лингвистическому феномену, но и ко всей многогранной культурной базе человечества, которая именуется Русским миром.

В современных условиях хорошее знание русского языка, умение общаться на русском языке и реализовывать свои жизненные потребности в полной мере отвечает реальным потребностям сосуществования в современном глобальном мире. Наблюдаемый в последние несколько лет рост интереса к преподаванию русского языка в школах связан и с потребностями современного рынка труда: на нём востребованы специалисты такого уровня, который в принципе невозможно достичь, начиная изучение языка только с уровня высшей школы.

Современные задачи требуют пристального внимания организаторов образования, преподавателей и методистов к целому ряду вопросов:

  1. Каковы оптимальные условия функционирования школ с русским языком обучения в конкретных странах, какой уровень подготовки, соотносимой с мировой системой обучения иностранным языкам они обеспечивают; каково место этих школ в национальных системах образования; каково соотношение программ с обучением на русском языке и на родном языке учащихся.
  2. Организационное и методическое развитие системы русских школ дополнительного образования: цели этой системы, методические принципы организации преподавания, специфика учебных метариалов с учётом разнородного состава учащихся и минимума часов обучения.
  3. Включение преподавания русского языка как иностранного в учебный процесс зарубежных школ: сроки и задачи обучения, подготовка нового поколения учебных материалов, итоговый уровень сертификации.

Все эти и многие другие вопросы обсуждались на заседаниях круглых столов форума. Были высказаны предложения, направленные на решение основных задач, стоящих как перед российскими, так и перед зарубежными русистами. Важность этого направления работы не вызывает сомнений. Поэтому участники форума выступают с обращением к соответствующим государственным органам образования России, общественным организациям с предложение провести в 2012 году в Москве Всемирный съезд учителей русских школ.

Одним из актуальных направлений сегодняшнего развития преподавания русского языка в школьной системе является создание во многих странах мира частных школ с русским языком обучения. В связи с этим участники форума обращаются с предложением о проведении в 2011 году на одной из баз Россотрудничества конференции представителей и учителей этих школ.

Участники форума выражают большую благодарность организаторам: Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, фонду «Русский мир», Федеральному агентству по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Государственному институту русского языка им. А.С. Пушкина – за проведение на высоком организационном и научном уровне данного форума.

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева