EN
 / Главная / Публикации / Резолюция Международного форума учителей

Резолюция Международного форума учителей

03.11.2010

2 ноября 2010 года в Москве завершилась работа Международного форума учителей зарубежных школ с преподаванием русского языка, прошедшего в рамках IV Ассамблеи Русского мира. По окончании работы форума его участники приняли резолюцию.

На Международный форум в Москве, в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, собралось около 200 зарубежных преподавателей русского языка из 55 стран мира и около 100 российских преподавателей русского языка как иностранного. В форуме также приняли участие представители фонда «Русский мир», Министерства образования и науки Российской Федерации, руководство Россотрудничества, представители дипломатических миссий.

Основная задача форума – выработка новых направлений в развитии международного сотрудничества, отвечающих современным потребностям распространения русского языка и культуры в зарубежных странах. В современном поликультурном мире изучение иностранных языков и культур – и русского языка как одного из мировых – является важной частью межкультурного диалога, способствует развитию толерантного отношения к другим народам и их культурам. В связи с этим особое значение имеет преподавание русского языка в школах, где закладывается не только фундамент качественного овладения им, но и создаются предпосылки становления устойчивого интереса к русскому языку и культуре как части мирового духовного наследия. Именно на школьном уровне формируется позитивное отношение не только к языку как лингвистическому феномену, но и ко всей многогранной культурной базе человечества, которая именуется Русским миром.

В современных условиях хорошее знание русского языка, умение общаться на русском языке и реализовывать свои жизненные потребности в полной мере отвечает реальным потребностям сосуществования в современном глобальном мире. Наблюдаемый в последние несколько лет рост интереса к преподаванию русского языка в школах связан и с потребностями современного рынка труда: на нём востребованы специалисты такого уровня, который в принципе невозможно достичь, начиная изучение языка только с уровня высшей школы.

Современные задачи требуют пристального внимания организаторов образования, преподавателей и методистов к целому ряду вопросов:

  1. Каковы оптимальные условия функционирования школ с русским языком обучения в конкретных странах, какой уровень подготовки, соотносимой с мировой системой обучения иностранным языкам они обеспечивают; каково место этих школ в национальных системах образования; каково соотношение программ с обучением на русском языке и на родном языке учащихся.
  2. Организационное и методическое развитие системы русских школ дополнительного образования: цели этой системы, методические принципы организации преподавания, специфика учебных метариалов с учётом разнородного состава учащихся и минимума часов обучения.
  3. Включение преподавания русского языка как иностранного в учебный процесс зарубежных школ: сроки и задачи обучения, подготовка нового поколения учебных материалов, итоговый уровень сертификации.

Все эти и многие другие вопросы обсуждались на заседаниях круглых столов форума. Были высказаны предложения, направленные на решение основных задач, стоящих как перед российскими, так и перед зарубежными русистами. Важность этого направления работы не вызывает сомнений. Поэтому участники форума выступают с обращением к соответствующим государственным органам образования России, общественным организациям с предложение провести в 2012 году в Москве Всемирный съезд учителей русских школ.

Одним из актуальных направлений сегодняшнего развития преподавания русского языка в школьной системе является создание во многих странах мира частных школ с русским языком обучения. В связи с этим участники форума обращаются с предложением о проведении в 2011 году на одной из баз Россотрудничества конференции представителей и учителей этих школ.

Участники форума выражают большую благодарность организаторам: Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, фонду «Русский мир», Федеральному агентству по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Государственному институту русского языка им. А.С. Пушкина – за проведение на высоком организационном и научном уровне данного форума.

Также по теме

Новые публикации

Алла Баркан (Швейцария) – профессор психологии, педагог, писатель и президент Международного союза русскоязычных и двуязычных родителей – рассказала об особенностях развития детей-билингвов и дала несколько советов, как помочь детям, оказавшимся за рубежом, сохранить родной язык.
Мы публикуем перевод заметки “Język „wroga” trzeba znać!” («Язык «врага» надо знать!»), вышедшей в польском издании Obserwator polityczny. «В чём виноват Фёдор Достоевский? Может быть, творчество Александра Пушкина представляет угрозу для умов молодых польских студентов?» - так комментирует её автор недавнее закрытие Русского центра в Кракове.
В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».