
Дерибасовская взятка

6 июня 1749 года в Неаполе родился Хосе Паскуаль Доминик де Рибас.
...В России он более известен как Осип Михайлович Дерибас. Как и полагается «жителю» романтического и чудаковатого XVIII века, его биография полна загадок и всевозможных тёмных мест – чему, похоже, он сам в немалой степени способствовал. Точно не известны ни год рождения – есть несколько версий, ни день – многие историки указывают на 24 сентября, но русскому уму куда симпатичнее, чтобы столь неординарная личность родилась в один день – с разницей в полвека – с Пушкиным. Кстати, между ними есть вполне отчётливая связь: дед Пушкина, Ибрагим Ганнибал, командовал тем брандером, на котором начинал службу мало кому известный де Рибас.

Обстоятельства его поступления на русскую службу также до конца не прояснены. Немало тому способствовал Алексей Орлов-Чесменский, и, видимо, не зря толковали при дворе, что ловкий испанец оказал ему какие-то важные услуги при похищении из Италии знаменитой самозванки «княжны Таракановой».
Прирождённые ловкость и хитрость де Рибаса вошли в пословицу – про мастера интриги и обмана говорили: «Такого и де Рибас не обманет».
Воевал де Рибас на русском флоте много и успешно, выслужил орден Святого Георгия II и III степени, но более всего, конечно, известен он как один из основателей Одессы, которую он обустраивал с 1794 по 1797 год и не без основания считал главным делом своей жизни, говоря: «Из содеянного мною в этой жизни почитаю важнейшим основание порта и города, которому волею мудрой государыни дано чудное имя – Одесса...»

Куда меньше известно то, что де Рибас был и самым настоящим... спасителем Одессы. Дело в том, что после смерти Екатерины II взошедший на престол Павел решил покончить со всеми, по-современному говоря, успешными «проектами» своей матери. В том числе и с Одессой. Но де Рибас знал одну из слабостей нового императора – он страшно любил апельсины. И из одесского порта в Петербург срочно отправилось несколько тонн ароматных плодов из Италии. Царь подарок вполне оценил, и Одесса осталась на месте. Два века спустя благодарные одесситы установили памятник – по кличке «кузнечик» – и самому де Рибасу в начале Дерибасовской улицы (многочисленные попытки советских властей переименовать её неизменно кончались крахом), и... Взятке-Апельсину – у здания бывшей городской думы.
Таинственны и обстоятельства смерти де Рибаса 14 декабря 1800 года, за два месяца до убийства «русского Гамлета»: то ли действительно его хватил удар, то ли коллеги-заговорщики, которых он якобы собирался «сдать» царю. Как бы то ни было, но одесситы до сих пор требуют перенести прах потомка марранов с петербургского Смоленского кладбища в Одессу...
Также по теме
Новые публикации







