EN

О «бесполезном героизме». 210-летие Швейцарского похода А. В. Суворова

24.09.2009

«Эпизод, связанный с переходом генералиссимуса Суворова через Альпы... это была важная миссия со стороны российского полководца, которая завершилась успехом», –  заявил президент Дмитрий Медведев во время своего визита в Швейцарию, оценивая значение знаменитого похода русской армии. Понять иронию некоторых наших СМИ по поводу заявления президента можно. Не всеми осознаётся, но переход Суворова через Альпы был лишь одним из эпизодов стратегического поражения русско-австрийских войск от французов, приведшего к вытеснению союзников из Швейцарии. Впрочем, излишний педантизм в оценке событий суворовского похода страдает не меньшей односторонностью. Если это и было поражение, то блестящее, за которое, по словам визави Суворова в Швейцарии генерала, а впоследствии маршала Франции, Андрэ Массена, он отдал бы все свои победы. На эти дни приходится 210-я годовщина Швейцарского похода А. В. Суворова. Поход – мероприятие, протяжённое во времени. Приезд президента Медведева и произнесённая им речь были приурочены к началу похода и победного для русских войск сражения за перевал Сен-Готард. Закончился поход 8 октября 1799 года выходом армии к австрийской деревне Кунц. Впрочем, практически каждый день этого похода отмечен знаменательными сражениями либо переходами, стоящими многих сражений. И выделять среди  них какую-то одну дату или событие не вполне справедливо.

Переход через Альпы прославил Суворова едва ли не больше всех прочих его сражений и побед. Сегодня в Швейцарии и в Северной Италии имя Суворова – вряд ли нечто большее, чем популярный бренд, ещё одна приманка для туристов. Но 210 лет назад, после Итальянского и Швейцарского походов, его слава в Европе была огромна. В Англии чеканили медали с изображением русского полководца, на торжественных обедах пили за его здоровье вслед за тостом в честь короля, а король Сардинский Карл Эммануэль за освобождение Пьемонта даровал Суворову потомственный титул принца и «двоюродного брата» короля. В России импульсивный Павел I, помимо пожалования титула князя Италийского и звания генералиссимуса, повелел войскам и гвардии отдавать Суворову императорские воинские почести и приказал поставить памятник в Санкт-Петербурге. Уже при жизни Суворов стал народным идолом в России – о нём и для него сочинялись оды и стихотворения, он стал героем песен, преданий и анекдотов. Будь Суворов героем XIX века, можно не сомневаться, его хоронили бы всей Россией.

Иногда  Швейцарский поход называют героическим и бесполезным,  но героизм суворовских войск превышает пользу всей кампании, и это едва ли не в большей степени понимали в те героические суворовско-наполеоновские времена, чем сейчас. «Овеянные славой» – кто теперь произнесёт это всерьёз и о какой войне? Но в ту эпоху всеобщего увлечения древней историей (время классицизма!) красота войны, сражения, позы ценились особенно высоко.

Не стоит лукавить, такие подтверждения русского превосходства и силы важны хотя бы потому, что русские сражались в Альпах с лучшими в Европе солдатами; побеждать французов было, конечно, почётнее, чем бить турок – «варваров», как называл их сам Суворов.

Швейцарский поход в каком-то смысле является эталонным в нашей и без того не бедной военными победами истории. Не потому, что Суворов применил какую-то оригинальную тактику (в этом смысле сражения при Треббии или Нови в Италии были интереснее), но в силу выносливости и стойкости войск. На этом примере воспитывались поколения солдат и офицеров русской армии. Скобелев, в одном из своих приказов приводивший случай, когда Суворов потребовал рыть себе могилу в Альпах из-за неповиновения измождённых солдат, ошибался: этот случай – лишь не имеющее подтверждений предание, однако оно лишний раз демонстрирует, насколько важны были свидетельства героизма, проявленные суворовскими войсками, и много десятилетий спустя.

Величие российской истории, с какой стороны её ни рассматривай, во многом есть следствие нашей военной мощи, чего, словно некоего родового греха, в России почему-то принято слегка стесняться. Именно поэтому Суворов – один из главных русских героев. Военных столкновений с западными – то есть мировыми, державами у нас за всю историю было не так уж много, побед же в них  ещё меньше – если отбросить историю, изложенную в школьных учебниках и просто перечислить ведшиеся Россией войны, противников в этих войнах и их результаты.  Именно поэтому поход через Альпы для нас так важен. Но что сделало Суворова героем национальным – это то, что он понял дух армии, психологию русского солдата. Это знал и другой наш народный герой Михаил Скобелев, указывавший, что поддержания уставного порядка можно добиваться «хоть бы ценою крови, но без предварительного продолжительного пиления, ненавистного русскому солдату». Каждая армия со своими традициями, солдатскими и офицерскими привычками, психологией, уставами, тактикой и стратегией – явление сугубо национальное, и вряд ли кто-то понимал это более отчетливо, чем Суворов. В сущности, многие из его побед объясняются простой вещью: Суворов не отступал и не допускал сомнений в победе. Генерал Моро, разбитый Суворовым при Кассано, заметил: «Что вы скажете про человека, который уложит всех, ляжет сам, но не даст приказа отступать...». Звучит до странности просто. Как добиться подобного послушания войск – секрет великого полководца, уверенность же в победе – личный гений Суворова.

Народный дух, национальная психология – существуют они или нет? Суворовские победы едва ли не в большей степени, чем что-либо другое, заставляют утвердительно отвечать на этот вопрос. Но есть и обратная связь: изучение своей военной истории, особенно столь ярких её эпизодов, не лучший ли урок патриотического воспитания, о котором так много теперь говорят?

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Текст - это же не только определенное количество страниц, но и определенный эффект в обществе. Особенно если это текст Достоевского. Алехандро Ариэль Гонсалес, президент общества Достоевского в Буэнос-Айресе, напомнил об этом на Оптинском собрании, где встретились знатоки творчества писателя из России, Белоруссии и стран БРИКС.
Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.