EN
 / Главная / Публикации / Реконструкция эпох

Реконструкция эпох

06.08.2009

«Плотнее смыкайте строй! Держите фланги!» – ярл Рагнар Злодей обходил перед атакой строй своих дружинников, бросая на них свирепые взгляды. Его отряду предстояло с ходу захватить мост через небольшую речку и обратить противника – небольшой отряд воинов-русичей – в бегство, не позволив ему закрепиться на другом берегу. Между тем солнце уже клонилось к закату. Наконец последовала отрывистая команда, и дружинники Рагнара, издав боевой клич, устремились в атаку. Однако противник не собирался отсиживаться в глухой обороне. Завязался встречный бой, чего ярл больше всего опасался, ведь русичи славились своим упорством на поле боя...

Написанное выше – не вольный пересказ очередного «исторического» блокбастера, но эпизод сражения, разыгранного в ходе Городецкого гульбища – одного из крупнейших в России фестивалей исторической реконструкции, проводившегося 8 – 12 июля в Подольском районе Московской области.

Нынешний фестиваль – уже третий по счёту. В нём приняли участие около 1000 человек – членов клубов исторической реконструкции примерно из 40 городов России, а также из Украины, Белоруссии и других стран ближнего зарубежья. За три года Городецкое гульбище превратилось в одно из крупнейших мероприятий такого рода, став в ряд со всемирно известными реконструкторскими фестивалями в Волине (Польша), Гастингсе (Англия), при Ватерлоо и Бородино. От многих подобных праздников гульбище выгодно отличается своей открытостью: зрители могут не только наблюдать действо с трибун, как например, при Бородино, но и свободно ходить по лагерю и даже заглянуть в палатки, где живут участники.

Сама историческая реконструкция, без преувеличения, стара как мир, поэтому писать о ней «вообще» – всё равно, что подробно пересказывать всемирную историю в небольшой статье.

По некоторым сведениям, костюмированные представления, имитирующие специально для публики известные сражения (как прошлых лет, так и современные), проводились ещё в Древнем Египте, а позднее – в Греции и Риме. Для этого строили специальные арены. Устраивались подобные игрища и в Средние века, и в Новое время. Так, в 1687 г., по повелению короля Якова II, под Лондоном была разыграна осада Будапешта: в войсках антиосманской коалиции сражался сын Якова герцог Бервик. В XIX веке в Англии, а затем и в США большой популярностью пользовались учения и маневры отдельных частей, организуемые специально для развлечения почтенной публики.

Однако все эти действа проводились с участием регулярной армии, поэтому их нельзя считать реконструкцией в строгом смысле слова. Ведь она по сложившейся традиции считается занятием гражданских лиц. Первые военно-исторические клубы, состоящие из штатских, появились в Англии и в США в 60-е гг. прошлого века. При этом в Великобритании членами этих клубов были в основном историки, стремившиеся на практике, точнее, на своей шкуре выяснить отдельные спорные моменты прикладной истории, а в США – коллекционеры старинного оружия и одновременно члены ассоциаций потомков ветеранов Гражданской войны.

США и Великобритания до сих пор остаются мировыми лидерами в области исторической реконструкции. Так, «федералисты» и «конфедераты» подчас выставляют на поле сражения до 15-20 тыс. чел. при 200 орудиях. Английские армии насчитывают по 5000-6000 человек. Реконструируются главным образом события эпохи Древнего Рима и викингов, сражения наполеоновских, Первой и Второй мировых войн (во всех странах), Войны за независимость и Гражданской войны (в основном, понятное дело, в США), Войны Алой и Белой розы (Англия), хотя бывают и совсем уж экзотические клубы, например, занимающиеся реконструкцией зулусских войн.

В нашей стране, ещё в СССР, движение военно-исторической реконструкции вышло из андеграунда. В середине 80-х гг. существовавшие к тому времени неформальные клубы объединились в Военно-историческую комиссию (сокращённо ВИК, иногда её в шутку называли «военно-историческим комиссариатом»). Примерно тогда же появился и «военно-исторический самиздат»: выпуски так называемой Библиотеки ВИК. И текст, и иллюстрации к ним готовили энтузиасты на добровольной и безвозмездной основе. Выпуски печатались на машинке (рисунки делались от руки) в нескольких экземплярах и затем расходились по рукам, главным образом в ксерокопиях. Большая часть прочей военно-исторической литературы, не только западной, но и отечественной, изданной в 30-50 гг., также копировалась «самопальным» способом. Ксероксы тогда были редкостью, и имевшие к ним доступ получали неплохой доход благодаря военным историкам, как, впрочем, и участникам многих других «неформальных» движений.

Насколько известно, никакого формального запрета на распространение трудов отечественных историков-любителей, как и западной литературы и периодики по теме, в СССР не существовало. Скорее, власти просто не обращали внимания на любителей военной истории и реконструкции, не препятствовали их деятельности, но и не оказывали им никакой поддержки. Ситуация начала меняться в конце 80-х гг., когда ЦК ВЛКСМ взял шефство над этим движением. Тогда же стали появляться и первые организованные клубы военно-исторической реконструкции: «Лейб-гренадеры», «Московский гренадер», «Преображенский полк», «Улан», «Ахтырский гусарский полк». Как следует из названий, члены этих клубов стремились воссоздать отдельные части русской армии XVIII – XIX вв., в основном наполеоновской эпохи.

Примерно тогда же появились и «солдаты армии Петра I», «советские солдаты» Великой Отечественной, «красные», «белые», и, как говорят, даже «зелёные» периода Гражданской войны, а также многочисленные иностранцы – «французы» эпохи Наполеона, «немцы» (разных эпох, в т. ч. и Второй мировой) и т. д. Тут следует оговориться, что в подавляющем большинстве своём члены военно-исторических клубов, независимо от эпохи и своей «национальной принадлежности», политически нейтральны. Исключение составляют разве что «белогвардейцы», среди которых есть убеждённые монархисты.

Как известно, один в поле не воин. И руководители военно-исторических клубов очень скоро поняли, что им необходимо объединяться для решения актуальных вопросов развития движения. Уже в 1989 г. при ЦК ВЛКСМ создаётся Ассоциация военно-исторических клубов (прекратила своё существование вместе с самим комсомолом). В 1992 г. образована Межрегиональная военно-историческая ассоциация, преобразованная в 1997 г. в международную (президент А. М. Валькович, Москва). В настоящее время ассоциация объединяет около 1000 человек, занимающихся главным образом реконструкцией событий войны 1812 г. и наполеоновских войн в целом. Четырьмя годами позже на базе Санкт-Петербургской городской военно-исторической ассоциации возникла Военно-историческая ассоциация России (ВИАР, руководитель О. В. Соколов). Ассоциация «Гардарика» объединяет реконструкторов эпохи раннего русского и европейского Средневековья (около 40 клубов).
Среди организуемых военно-историческими клубами мероприятий – упомянутые выше Городецкое гульбище и Бородинская битва, а также сражения при Малоярославце и Березине (1812 г.), события советско-финской и Великой Отечественной войн. Недавно сразу в нескольких российских городах состоялись реконструкции эпизодов Полтавской битвы. Отечественные клубы давно уже стали полноправными участниками международного военно-исторического движения. Наши реконструкторы принимали участие в «битвах» при Маренго (Италия), под Аустерлицем (близ г. Славков в Чехии), Ватерлоо (Бельгия) и т. д.

Точное количество военно-исторических клубов в стране и тем более их членов определить сложно. Одно можно сказать с уверенностью: наши реконструкторы пока не могут в одном сражении выставить столько же человек, как американцы (напомним, что в отдельных случаях численность сражающихся у них достигает 15-20 тыс. человек). Но, проигрывая американцам и другим западным участникам в количественном отношении, наши ни в чём не уступают им в качественном. Более того, некоторые зарубежные музеи охотно покупают изделия наших умельцев.

Вообще, давно уже канули в Лету те времена, когда на поле сражения можно было увидеть «наполеоновского гвардейца» в мундире, застегивающемся на молнию, или «немца» с жестяным Железным крестом. Полная аутентичность оружия, снаряжения, палаток, всех предметов одежды и быта – обязательное условие для участия во многих сражениях и фестивалях. На Городецком гульбище, например, даже члены оргкомитета были в средневековых костюмах. А в лагере воины чинили повреждённое в бою оружие и снаряжение, рядом их подруги ткали полотно по средневековой технологии. На кострах готовили обед – также по средневековым рецептам. Тут же любой желающий мог купить понравившуюся вещь и даже постичь азы старинных ремёсел – естественно, не бесплатно.

С течением времени движение военно-исторической реконструкции коммерциализируется всё больше и больше. На Западе давно уже появились фирмы, предлагающие реконструкторам и коллекционерам всё необходимое – от кивера до ружья и от башмаков до холодного оружия. Всего существует несколько сотен таких фирм. В последнее время некоторые из них предлагают реконструкторам... точные (хоть и облегчённые) копии танков и бронетранспортёров периода Второй мировой войны.

Мы же и в этом плане пока что значительно отстаём от Запада. (Сложно сказать, хорошо это или плохо.) Члены военно-исторических клубов участвуют в организации корпоративных праздников, иных подобных мероприятий, продают коллекционерам (и музеям, как говорилось выше) униформу, награды и т. п. Наконец, попасть на многие мероприятия можно только по билетам, стоимость которых достигает иногда нескольких сотен рублей. Всё это вызывает неудовольствие отдельных реконструкторов из числа сторонников «чистого искусства». Впрочем, их опасения представляются напрасными. Большинство заработанных таким образом денег реконструкторы тратят на своё увлечение, ведь за материалы для изготовления костюмов, оружия и пр. также приходится платить. А самое главное, военно-историческая реконструкция и у нас, и во всём мире держится на энтузиастах, которые попросту не допустят перерождения своего увлечения, а то и дела всей жизни лишь в один из способов получения прибыли.

 

Фото автора

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В период пандемии российские соотечественники в Малайзии организовали гуманитарную миссию, которая стала помогать аборигенам, живущим в джунглях. О том, как возникла такая идея, и живут русские в Малайзии, рассказывает учредитель ассоциации «Женщины России в Малайзии» Катерина Чулкова.
Как-то раз в адрес службы экстренной лингвистической помощи международного проекта «Современный русский» пришло такое сообщение: «Прочитала у Набокова: "на круглой площадке, до смешного плевелистой..." Не могу найти в сети значение слова плевелистый. У Даля нашла: плевелистый – тот, в котором много плевел. Плева – это оболочка. Почему тогда "до смешного плевелистой" площадке?». Попробуем разобраться.
Русский язык не знает выходных, не боится пандемий, а самоизоляция тех, кто стремится им овладеть, иногда идёт ему на пользу. После месяцев работы в режиме онлайн курсы русского языка по всему миру начинают активно набирать офлайн-группы.
25 июня отмечается День дружбы и единения славян. Об общности мировосприятия и бытования славян можно судить по устойчивым выражениям – пословицам, поговоркам, сравнениям, – которые обнаруживают не только языковое, культурное, но и ментальное сходство родственных народов.
«Сменяемость власти и элит», «особый путь России», «дорога к суверенности», «русский дух самодостаточности» – такие оценки иностранные эксперты дали поправкам к Конституции РФ, голосование по которым уже началось в России. Участниками онлайн-заседания Совета по правам человека при Президенте РФ стали юристы, политики, публицисты, в том числе наши соотечественники, живущие за рубежом.
На днях в Швеции вышел очередной номер журнала «Сочиняем по-русски», в котором публикуются работы детей младшего и старшего школьного возраста. Вот уже восемь лет журнал издают на безвозмездной основе два преподавателя русского языка в Стокгольме – Людмила Маурер и Наталия Россина. Делают они это для нескольких тысяч учеников, изучающих русский язык.
22 июня – день памяти и скорби по миллионам павших. И день гордости за народ – победитель. Это была священная битва за Родину. За её существование. Но не только. Наши отцы, деды и прадеды защищали всю человеческую  цивилизацию.
Эдуард Лозанский – известный учёный-физик, инициатор проектов в области публичной дипломатии, служащих сближению россиян и американцев. Мы поговорили о его видении конфликта в американском обществе и оптимальной стратегии развития нынешних российско-американских отношений, в частности, в гуманитарной сфере.