EN

За нашу победу

19.05.2008

Итак, мы чемпионы мира. Чемпионы мира по хоккею. Такого с Россией не случалось 15 лет. Последний раз триумф нашей сборной по хоккею мы видели в 1993 году. Видели – по крайней мере, большинство из ныне живущих и запомнивших чемпионат пятнадцатилетней давности – по телевизору. Просто потому, что средствами на поездку в Германию в 1993 году обладали считанные счастливчики, не представлявшие статистически учитываемую величину. Смотрели дома по телевизору, потому что такое явление как спортивный бар – ну и вообще бар, в который будет нормально пойти посмотреть спортивный матч – в России (да и вообще на постсоветском пространстве) не существовало. Многие – не все, но многие смотрели его еще по дорабатывающему свое советскому ламповому телевизору. Некоторые уже заменили старый советский телевизор на новый – несоветский. Для многих заменивших это было главным показателем благосостояния их дома.

1993 год был, пожалуй, одним из самых неприятных лет в политической истории России. Расстрел из танков Белого дома, референдум по ельцинской конституции, воспринимаемой ныне как святыня, а в те годы не без сложностей одобренной всенародным голосованием – уже полузабытый референдум «да-да-нет-да» (сами вспомните, на какие вопросы, согласно правительственной пропаганде надо было ответить именно так – в октябре этого года, после расстрела мятежного Белого дома эти ответы потеряли всяческий смысл). И тем не менее, у нас в том году была победа в чемпионате мира по хоккею. Правда, тогда она воспринималась, скорее, как привет из погружающегося в прошлое, но еще подающего признаки жизни в общественном сознании Советского Союза. То есть той страны, которая без особых сложностей одерживала победы в чемпионатах по хоккею. Те победы, которые мы действительно могли смотреть только по телевизору – как правило, по советскому телевизору. Потому что иных возможностей стиль жизни в Советском Союзе не предоставлял.

С тех прошло 15 лет. Многие уже забыли о советских телевизорах. Они не ушли в прошлое окончательно, однако их наличие в чьем-либо хозяйстве воспринимается как признак показательного неблагополучия. Поездка за океан в Канаду, чтобы поболеть за сборную, уже не воспринимается  как несбыточная мечта. Сборная России уже столько раз демонстрировала, что, в отличие от сборной СССР, не дает оснований для уверенности в завоевании даже бронзовой медали. Она решительно приучила нас к мысли, что прежняя советская сборная – это одно, а российская – совсем другое. Зато смотреть матчи в барах стало вполне распространенным заведением. Русскоязычная эмиграция стала ощущать себя вполне связанной с Россией. В том числе и в отношении спортивных состязаний. Во всяком случае, фраза «наши нашим гол забили» из анекдота про игру российской и израильской команды кажется вполне жизненной. Да и поболеть «за наших» при игре российской сборной в стране пребывания могут очень многие.

Иными словами, смотреть на игру  российской сборной по хоккею в финале чемпионата мира по хоккею в спортивном баре, обращая внимание на внушительное количество российских болельщиков на канадских трибунах или смотреть игру непосредственно в Канаде, сидя на трибуне и размахивая российским флагом или болея за Россию, сидя дома в Англии, Америке и где угодно еще – явление, имеющее отношение именно к современной российской действительности. Нынешнюю победу просто не понять без 15-летия поражений российских сборных и уже сложно ощутить без сигналящих по российским городам многочисленных водителей, разъезжающих ночью (трудно поверить, но даже таких водителей сложно было представить в 1993 году, а тем более – в советское время), без воодушевленных компаний, выходящих из спортбаров, и даже без уверенности, что в самых разных точках мира за сборную России болели «наши» – все, какие есть.

Так что  – с победой нашей сборной по хоккею! С российской победой. Поздравляем всех, для кого это важно.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.