EN

Memento mori

12.11.2007

«12 ноября 1982 года состоялся внеочередной Пленум Центрального Комитета КПСС. По поручению Политбюро ЦК Пленум открыл и выступил с речью член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС тов. Андропов Ю. В.

В связи с кончиной Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева члены Пленума ЦК почтили память Леонида Ильича Брежнева минутой скорбного молчания.

Пленум ЦК отметил, что Коммунистическая партия, советский народ, все прогрессивное человечество понесли тяжелую утрату. Из жизни ушел выдающийся деятель Коммунистической партии, Советского государства, международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, пламенный борец за мир».

Это цитата из газеты «Правда» от 13 января 1982 года. Традиционная ритуальная формула описывает ритуальное же мероприятие, проводимое по случаю смерти многолетнего руководителя государства.

О том, кем был Леонид Ильич Брежнев, и какую оценку следует дать годам его правления в истории СССР, споры продолжаются до сих пор. Нет смысла дополнительно высказываться на эту тему. Тем более что в исторических программах нынешнего российского ТВ едва ли не половина передач посвящена каким-нибудь «тайнам брежневского Политбюро» (а вторая половина при этом  – тоже «тайнам Политбюро», но уже сталинского). Это в дополнение к другим программам и сериалам, где,  так или иначе, эксплуатируется советская ностальгия. Однако необходимо признать, что совершенно отдельным явлением  в российском массовом сознании осталась именно смерть Брежнева. Более того – пожалуй, это одна из самых значительных и всем запомнившихся смертей, по которым мы до сих пор с неизбежностью сверяем уходы других наших правителей (удаление их от дел, либо физическую смерть).

Сколько продлится такое состояние дел, мы не знаем. Однако 25 лет, прошедшие со смерти Брежнева, действительно дают повод для размышлений.

Одной из аксиом, положенных в основание рассуждений о политической системе, возникшей в России после 1991 года, до недавнего времени являлось утверждение, что: «Наконец-то в нашей стране создана система, при которой лидер может покинуть свое кресло не только вперед ногами». Если не брать историю Российской империи, когда глава государства действительно по определению должен был оставаться на престоле до конца своих дней, то советский период истории в нашей страны не дает какого-то специального повода для этих утверждений. В конце концов, основатель советского государства умер в загородном имении, уже давно не принимая почти никакого участия в политических делах – а о его болезни и ограниченной дееспособности было известно всем. После смерти Сталина двое руководителей государства – Маленков и Хрущев – были освобождены со своих постов политическим решением и затем с большей или меньшей степенью комфортности доживали свой век на пенсии. В частности, Георгий Маленков пережил многое и многих, в том числе самого Брежнева, и скончался в 1987 году. Смерть же Юрия Андропова и Константина Черненко имеет уже отношение к политической геронтологии – науке, горькие уроки которой Советскому Союзу пришлось постигать в конце 1980-х. В этом тоже есть «личная заслуга Леонида Ильича», тем не менее,  к общим проблемам российской истории это не относится.

Более того, сложно вспомнить, сколько смертей правителей государства в принципе стали знаковым явлением в истории России. Пожалуй, их не так уж и много. Убитый заговорщиками Павел I, и «дней Александровых прекрасное начало». Смерть Николая I в дни поражений Крымской войны, и скорое начало реформ Александра II. Пожалуй, за XIX век – все. Александр II был убит– это потрясение иного рода. Александр III просто «почил в бозе» в Левадийском дворце. Его сын погиб уже совсем при иных обстоятельствах, почти полтора года являясь просто «гражданином Романовым», но это лишь один из элементов событий, чьи масштаб и трагичность превышают смерть отрекшегося монарха. Да и в любом случае – это уже события истории, не имеющие отношения к коллективной памяти народа.

То, что действительно запомнилось ныне живущим поколениям  – смерть Сталина в 1953 и последующая хрущевская оттепель, и  кончина Брежнева в 1982, ставшая прологом к важнейшим событиям российской истории конца XX века. Возможно, 30 лет, прошедшие между двумя этими событиями – период смены одного поколения – и дали повод для рассуждений о проклятии пожизненного срока для всех властителей России и обязательной эпохе перемен, начинающейся после их смерти  - того проклятия, которое, вроде бы, преодолено в  новой России.

И пусть даже  такого проклятия нет – а есть лишь подсознательно осуществляемый нами отбор исторических фактов. На самом деле это не сильно меняет дело. Коллективная память – тоже одна из данностей, с которой приходится считаться. Пока в этой памяти пожизненный правитель ассоциируется с маразмом и историческим крахом. И нельзя сказать, что это плохо.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».