К празднованию 225-летия Черноморского флота
225-летие Черноморского флота, официально приходящееся на сегодняшнее число, но отмеченное накануне совместным парадом российского и украинского Черноморского флотов – событие, заслуживающее внимания.
Фраза «Севастополь – город русской славы» сейчас произносится как некое привычное сочетание. Сейчас это сочетание еще способно вызвать эмоциональный отклик у произносящего и слушающего. В отличие, скажем, от «Киев – мать городов русских», затертого до неприличия и уже редко употребляемого вне иронического контекста. «Русская слава» – это, как ни крути, еще вполне осознаваемое понятие, которое соотносится с историей Севастополя. Многое, впрочем, будет зависеть от того, как, при каких обстоятельствах мы будем упоминать про «город русской славы», потому что такие определения, увы, имеют свойство терять первоначальное содержание – особенно при неумелом употреблении.
Но, так или иначе, начало второй декады мая в Севастополе было посвящено празднованию юбилея Черноморского флота. Празднование было отмечено совместным парадом российского и украинского флотов. Впрочем, украинская сторона ограничилась минимальным участием (ее флот на параде представляли два корабля). При этом незадолго до начала торжеств украинские власти в принципе выступали против проведения парада и выражали настойчивое пожелание, чтобы празднование не выходило за рамки объектов Черноморского флота РФ в Севастополе. Это весьма примечательно, поскольку еще 5 лет назад празднование 220-летия флота проходило без подобных трений. Представители российского и украинского флотского командования совместно возлагали венки к памятникам российским адмиралам, на Екатерининском бульваре был установлен памятный знак, посвященный юбилею флота, что также не вызвало особых кривотолков.
С другой стороны, 5 лет назад не проводился военный парад. Притом, что дата 225-летия выглядит менее «круглой». И тем не менее российская сторона решила, что сейчас необходимо произвести демонстрацию кораблей, очевидно, соотнеся ее в какой-то мере с парадом военной техники на Красной площади в Москве 9 мая. Стиль милитари весной 2008 оказался у нас поразительно популярен. Так что история с севастопольским парадом, общее согласие, а затем неожиданное сопротивление властей Украины и последующее согласие на совместное проведение торжеств, однако с самым минимальным участием – все это весьма красноречиво говорит как о российской, так и об украинской политике. А равным образом – о возможных пределах конфронтации между государствами.
Не менее интересны и объявленные накануне 225-летия Черноморского флота планы министерства обороны Украины поддержать съемки фильма об обороне Севастополя. Ключевой идеей новой картины должна стать демонстрация того, что слава Севастопольской эпопеи принадлежит украинцам, которые составляли основную массу нижних чинов черноморского флота. При этом предполагается передать это языковыми средствами – матросы в будущем фильме будут говорить на «родном» украинском языке, а российские адмиралы – на русском. Сложно сказать, воплотится ли идея в жизнь. Но сам замысел фильма говорит о многом и, по большому счету, указывает на «блеск и нищету» всех попыток создания альтернативных версий истории Украины последних двух веков. В конце концов, говорящие на разных языках солдаты и их командиры, которые делают общее дело и покрывают себя общей славой – один из любимых приемов советских фильмов о войне, особенно сталинского периода (не станем вдаваться в филологические дебри и разбирать вопрос о том, сколь близкое отношение мог иметь язык общения украинских рекрутов середины XIX века к современному украинскому языку).
Разумеется, в демонстрации интернационализма в сталинском кино была своя доля лицемерия и пропаганды, едва ли оно имело отношение к какой-то взвешенной исторической правде. Однако это было лишь предвзятой интерпретацией очевидной исторической реальности – общей судьбы народов в едином государстве. «Украинская» версия этой истории может сместить какие-то акценты, где-то в большей, а где-то в меньшей степени отступить от исторических фактов – с фильмами, решающими идеологическую задачу, такое случается всегда. Но это будет всего лишь другой взгляд на ту же самую реальность – неотделимость украинской истории от истории России. Собственно говоря, чем более изощренными будут попытки это отрицать, тем более очевидной будет становиться эта неотделимость.
Собственно говоря, это касается не только вопроса о Крыме и Черноморском флоте, но и всего комплекса российско-украинских отношений, споров и взаимных претензий. В этом смысле любой диалог, любая дискуссия по общим историческим вопросам будет полезна и продуктивна. Это гораздо предпочтительнее, чем попытка «зафиксировать» четкую интерпретацию спорных исторических вопросов с обеих сторон и воспринимать любое отступление от них как ересь и предательство национальных интересов.
Вопрос о том, как смотреть на историю Черноморского флота 225 лет – и на что именно обращать внимание – тоже нельзя ограничивать раз и навсегда утвержденным набором идеологем. В конце концов, нельзя забывать о том, что история эта небеспрерывна. 15-летнее отсутствие российского флота на Черном море после Крымской войны – не менее важный урок истории, чем вход Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту 225 лет назад. Славные победы в его истории чередуются с трагическими эпизодами бессилия – такими, как интернирование кораблей германской эскадрой после подписания Брестского мира в 1918 году. Недавно обсуждавшийся и вызвавший бурные споры в Крыму вопрос об установке на Графской пристани Севастополя мемориальной таблички, посвященной подъему украинского флага на нескольких судах флота в 1918 году, в принципе подтверждает, что далеко не все моменты истории флота могут вызывать единодушную оценку. Впрочем, это лишь дополнительный повод для серьезных исторических исследований и дискуссий – как в России, так и на Украине.
Именно уважительное и внимательное отношение к истории – эффективнее любых парадов – способно гарантировать, что фраза о «городе русской славы» сохранит живое наполнение, а не превратится в общее место пропаганды или шаблон каких-нибудь туристических открыток.