EN

200 лет назад открылся Большой театр: как это было

Редакция портала «Русский мир»18.01.2025

Арну Жан Батист. Большой театр. Гравюра по рис. 1830-х гг. / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1...

Ровно двести лет назад, 18 января (по новому стилю) 1825 года, в Москве состоялось важное событие – открытие нового Большого театра, который тогда назывался Большой Петровский театр. Он стал самым большим театром Российской империи.

Зрительный зал вмещал около 2 тысяч зрителей, а сцена была оборудована по последнему слову техники, что позволяло производить самые сложные сценические эффекты. Входной портик был украшен огромным двуглавым орлом и скульптурной группой, изображающей квадригу Аполлона.

Здание, спроектированное архитектором Осипом Бове, было возведено на месте сгоревшего два десятка лет назад старого театра, расположенного на Петровской площади, которая позже стала известна как Театральная. В день открытия в театре состоялась грандиозное музыкальное представление «Торжество муз», которое из-за большого числа желающих пришлось повторить на следующий день. В прологе в аллегорической форме рассказывалось, как Гений России и музы во главе с богом Аполлоном создают новый театр. Начало пролога представляло собой развалины, через которые Гений России выводил на сцену Муз и восклицал:

Воздвигнитесь, разрушенные стены!

Восстань, упавший ряд столпов!

Да снова здесь звучат и лиры вдохновенья,

И гимны Фебовых сынов!

И после этих слов на глазах изумлённой публики прямо на сцене вырастал новый театр.

Открытие нового большого театра стало большим культурным событием для Москвы и всей России. Перед спектаклем публика вызвала на сцену строителя театра Осипа Бове и наградила его аплодисментами.

«Есть события в России, которые быстротой и величием изумляют современников и представляются в виде чудес отдаленному потомству, – писали «Московские ведомости», – Такая мысль возникает в душе при взгляде на Большой Петровский театр, как феникс из развалин возвысивший стены свои в новом блеске и великолепии». О своих радостных чувствах вспоминал и очевидец событий писатель Сергей Аксаков: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвящённое моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

Первый публичный театр в Москве был возведён почти за полвека до этого, в 1780 году, на улице Петровка театральным антрепренёром Михаилом Егоровичем Меддоксом – английским инженером и иллюзионистом, который ранее преподавал физику и математику наследнику российского престола Павлу Петровичу. Здание, расположенное на правом берегу Неглинки, было спроектировано архитектором Христианом Розбергом и не сильно выделялось на фоне окружающих построек, служа местом для театральных и других развлекательных мероприятий – концертов, маскарадов и т. д.

В 1794 году, столкнувшись с трудностями в отношениях с новыми властями и финансовыми проблемами, Меддокс передал театр в казну, который с того времени стал именоваться Императорским. Однако в 1805 году здание театра сгорело, и труппа какое-то время вынуждена была давать представления в частных домах московской знати.

Большой московский пожар 1812 года, как ни странно, в чём-то пошёл на пользу старой столице. В 1813 году была учреждена «Комиссия для строений Москвы», которая к 1817 году разработала проект новой застройки города.

Репродукция акварельного портрета архитектора Осипа Ивановича Бове. Неизвестный художник. 20-ые годы XIX века / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B2%D0%B5,_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF_%D0%98%D0%B2%D0%B0%...


Восстановление Москвы после войны с Наполеоном значительно изменило статус Большого театра. Главный архитектор Осип Бове, разработавший план реконструкции города, создал перед театром парадную площадь, которая стала частью ампирного стиля Москвы. В 1820 году были представлены новые проекты театра, и для его постройки назначили самого Бове.
Кстати. Осипу Ивановичу Бове Москва обязана многими своими знаковыми зданиями и сооружениями. Помимо Большого театра, по его проектам выстроены Манеж, Первая Градская больница, множество церквей, сооружена Триумфальная арка, устроен Александровский сад.
Как известно, первоначальное здание, построенное Бове, полностью сгорело в 1853 году. После пожара был объявлен конкурс на восстановление театра, в котором победил архитектор Альберт Кавос. Здание Кавоса в целом повторяет выстроенное Бове, но театр стал немного выше, получил несколько другие пропорции и новый фасад в духе эклектики. А ещё бронзовую (вместо прежней алебастровой) квадригу Аполлона работы Клодта и прекрасную акустику.

Также по теме

Новые публикации

В каких случаях «видимо» нуждается в обособлении? Нередко одного графического облика слова мало, чтобы ответить на этот вопрос. Необходимо принимать во внимание контекст и роль слова в предложении.
Ансамбль русского народного танца «Катюша», основанный в Бангкоке 15 лет назад, был удостоен Кубка премьер-министра Таиланда за вклад в развитие культуры и искусства в королевстве. Награды лауреатам вручила лично премьер-министр страны Пхетхонгтхан Чинават в Доме правительства в Бангкоке.
Профессор Института высших дипломатических исследований имени Педро Гуаля в Каракасе, член Международного движения русофилов Хуан Мигель Диас Феррер написал статью под названием «Удивительная стойкость России», которая опубликована в крупнейшей газете Венесуэлы “Ultimas Noticias”. Предлагаем нашим читателям её авторский перевод на русский язык.
Первая община в Анголе, насчитывающая более 200 человек, присоединилась к Южно-Африканской епархии Патриаршего экзархата Африки РПЦ. Таинство крещения и чин присоединения к православию в канун Рождества совершил русский священник ангольского происхождения, клирик Екатеринодарской епархии Рафаил да Консейсао.
О том, как готовят кадры для будущих прорывов в сфере робототехники и искусственного интеллекта, шла речь на круглом столе «Основы управления будущим, формирование современных тенденций», прошедшем в рамках деловой программы выставки «Уникальная Россия».
В течение почти 30 лет жизни в Германии москвичка Мария П. всегда чувствовала себя посланником русской культуры в этой стране. Первое время жизнь в Германии вызывала только восторг, но задули новые ветры, и наступило разочарование. Она решила переехать обратно в Москву и теперь очень рада возвращению.
Елена Брэнсон – председатель Координационного совета организаций российских соотечественников США – из-за преследований ФБР четыре года назад переехала в Россию. Здесь она не оставила свою общественную деятельность и продолжает помогать русским американцам в это непростое время.