EN

Знай русский! Исчезнул или исчез? Достигнул или достиг?

Тамара Скок, Елена Подгорная06.09.2024

Блок09.jpg
С наступлением осени в нашей речи всё чаще встречаются слова, связанные с описанием ощущений, вызванных непогодой. А потому становится актуальным вопрос, какие глагольные формы предпочесть: замёрз/замёрзнул, промок/промокнул, продрог/продрогнул, озяб/озябнул? Расскажем, как грамотно описать своё состояние.

Образование формы глаголов единственного числа мужского рода прошедшего времени нередко вызывает затруднения, поскольку в устной и письменной речи можно встретить разные варианты: «Со всех сторон вопли, стоны, мольбы: – Прикройте меня, озябнул я...» (В. Гурьев); «Тут поднялись такие дикие крики, что я внезапно озяб, несмотря на то что в комнате было даже душно» (М. Салтыков-Щедрин). «Признаюсь, даже самый образ его давно исчезнул из моей памяти» (Н. Гоголь); «Серебристый свет луны всё слабел и вдруг совершенно исчез…» (Н. Лесков). Как же правильно?

В современном русском языке есть группа глаголов, у которых возможны две формы мужского рода в прошедшем времени: сохнуть – сох и допуст. сохнул; мокнуть – мок и мо́кнул... Однако лингвисты отмечают следующую тенденцию: варианты, образованные с помощью суффикса -ну-, постепенно устаревают и исчезают из языка. Вместо них признаются корректными и получают всё большее преимущество краткие формы. В случае сомнения лучше всё-таки свериться со словарём.

Так, согласно орфографическому словарю РАН, у глагола промо́кнуть («стать совсем мокрым») нормативная форма ед. ч. пр. в. м. р. – промок: «Он весь промок и весь дрожал…» (М. Лермонтов). Рассматривая форму причастия, заметим, что верно будет промо́кший (неправильно: промо́кнувший). Вариант промокну́л (промокну́вший) будет правильным, если речь идёт о глаголе промокну́ть в значении «осушить чем-то, что впитывает влагу»: «Он аппетитно причмокнул, промокнул салфеткой губы и поставил пустую рюмку обратно на стол» (Л. Юзефович).

Краткая форма присуща и таким глаголам, как замёрзнуть, озябнуть, продрогнуть: замёрз, замёрзший; озяб, озябший; продрог, продрогший. Примеры: «Домой старик вернулся под утро: замёрзший, измученный, но страшно довольный» (А. Резов); «Кроме того, я голоден и страшно озяб» (Р. Штильмарк); «Продрогший до последней иголки, бежал он через лес домой» (С. Козлов).

Обратите внимание и на другие случаи, в которых правильно использовать краткую форму: исчезнуть – исчез; ослабнуть – ослаб; окрепнуть – окреп; возникнуть – возник; воскреснуть – воскрес.

Варианты сохраняются в словах: гаснуть – гас и гаснул; погаснуть – погас и погаснул; смолкнуть – смолк и смолкнул; достигнуть – достиг и достигнул. «На другой день мы достигнули устья реки» (Ф. Арсеньев); «Но в нем эта интеллигентность достигла кульминационной точки, переломилась и умерла» (В. Розанов).

Также по теме

Новые публикации

150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха сегодня отмечают не только в России. Слава живописца, создателя учения и поборника защиты национальных художественных ценностей была высока и при жизни, однако Рерих не забыт и ныне, прежде всего на двух своих родинах — в России и, конечно, в Индии.
В Москве на прошлой неделе завершился BRICS+ Fashion Summit. На нём собрались представители модной индустрии из ста стран мира со всех континентов. Результаты  форума свидетельствуют: традиционные ремёсла не собираются сдаваться глобальным трендам и поточному производству.
Погода изменилась: подули холодные ве́тры… Или ветра́? В русском языке есть немало существительных, формы множественного числа которых в речи вариативны. Когда это соответствует норме, а когда нет? Рассмотрим на примерах популярной лексики.
В то время, когда упоминания об угрозе Третьей мировой войны не сходят со страниц СМИ и воинственная риторика в выступлениях политиков становится всё более пронзительной, российские и американские активисты проводят акции с призывом остановить это безумие.
Россия – одна из мировых культурных метрополий. Об этом ежегодно свидетельствуют тысячи молодых людей со всего мира, которые приезжают учиться балету, исполнительскому и актёрскому мастерству, живописи и другим искусствам.
Учителя из Ассоциации преподавателей-русистов Аргентины придумали проект «Моя колыбельная», в котором сами преподаватели, их дети и знакомые аргентинцы пели свои любимые мелодии из детства и читали стихи.