EN

Учёные рассказали, как продвигать русский язык через соцсети

Редакция портала «Русский мир»30.07.2024

Фото: mos.ru (CC BY 4.0)###https://www.mos.ru/news/item/130021073/?onsite_molding=3 

Российско-китайский коллектив лингвистов из Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина (Э. Г. Азимов и Н. В. Кулибина) и Цицикарского университета (В. Ван) дал рекомендации, как повысить эффективность онлайн-курсов по изучению русского языка как иностранного. Свои выводы учёные представили в исследовании «Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному»,   опубликованному в журнале «Русистика».

Исследователи провели анализ контента популярных в России социальных сетей (YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Yappy, Likee, Tik Tok), в той или иной мере посвящённого преподаванию и изучению русского языка как иностранного.

Лингвисты отмечают, что социальные сети постепенно становятся важным элементом системы электронных средств обучения, в том числе и русскому языку. Тому есть несколько причин. Прежде всего, это огромная разноязыкая аудитория, собранная на одной площадке. Во-вторых, большой арсенал инструментов для изучения/преподавания русского языка – от персональных занятий до онлайн-курсов и вебинаров, а также масса доступных онлайн-материалов. Это и активное использование мультимедийных средств, и поддержка общения на изучаемом языке не только с преподавателем, но и с носителями языка на разные актуальные для молодёжи темы, отмечают исследователи. Кроме того, в соцсетях есть немаловажный для обучения элемент – возможность публиковать рекомендации, комментарии, ставить оценки.

В ходе исследования лингвисты дали характеристику каждой из популярных социальных сетей. Так, популярные социальные сети, построенные на демонстрации видеороликов (Yappy, Likee, Tik Tok), по их мнению, могут представлять некоторый интерес для преподавателя РКИ. Основной особенностью сервисов является возможность быстрой публикации в интернете коротких 15- и 60-секундных видеороликов. Они удобны для постоянного удержания внимания молодёжной аудитории, обсуждения их содержания. В этих сервисах рассматриваются трудности, наиболее часто возникающие в процессе изучения русского языка (например, использование глаголов надеть или одеть и др.), общение носит неформальный характер. В то же время здесь нет каких-либо специальных учебных материалов и курсов для изучения русского языка.

В Telegram, напротив, часто встречаются материалы, подготовленные молодыми преподавателями. Есть возможность публиковать развёрнутые мнения, оценки, проводить обсуждения, связанные с изучением языка, и формировать группы по интересам.

Наиболее популярные функции этого сервиса с точки зрения преподавания русского языка: информационная поддержка процесса изучения русского языка, обмен профессиональной информацией, педагогическим опытом.

В области преподавания РКИ широко известным является канал «PRO преподавание», посвящённый проблемам преподавания иностранных языков и РКИ (почти 3500 подписчиков). Другой канал «РКИ для всех» регулярно представляет информацию об учебниках и пособиях по РКИ. На канале «Кафедра РКИ» демонстрируются учебные материалы, лекции преподавателей Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина. Учебные и информационные материалы канала Interesting Russian представлены и в других социальных сетях, например в YouTube.

«ВКонтакте» и YouTube являются площадками, на которых представлены онлайн-курсы, вебинары. Любой пользователь имеет возможность не только смотреть, изучать, но также комментировать и обсуждать просмотренный материал с другими пользователями. Правда, такие курсы, как правило, созданы молодыми преподавателями русского языка, и их методическая проработанность не всегда высока, отмечают авторы исследования.

«ВКонтакте» – самая популярная социальная сеть в России. Её ежемесячная аудитория превышает 80 миллионов пользователей. Функциональные возможности сети поддерживают создание групп, специальных информационных страниц для сообщения новостей, публикации фотографий, видео- и аудиозаписей. На основе этой сети можно создать отдельный сайт, посвящённый той или иной теме или проблеме. Здесь публикуются учебные материалы, проводятся демонстрации занятий, действуют различные группы (сообщества) преподавателей РКИ. В этой сети популярны каналы, поддерживающие обучение русскому языку как иностранному: «Русский язык как иностранный для детей», «Русский как иностранный», «Методика преподавания РКИ».

Социальная сеть «Одноклассники» является одной из самых популярных, её ежемесячная аудитория насчитывает более 40 миллионов пользователей. Основная аудитория здесь несколько старше по возрасту, чем в других социальных сетях. Зато «Одноклассники» особенно популярны в странах СНГ. Материалов, посвящённых обучению РКИ, в ней мало, отмечают исследователи, часть из них ориентирована на пользователей из СНГ, изучающих русский язык.

Сеть YouTube популярна в среде преподавателей языков, что обусловлено простотой создания и демонстрации видеоматериалов, уверены исследователи. Её недостатком, по мнению учёных, является сложность синхронного общения авторов курса с пользователями – возможности комментирования восполняют этот недостаток лишь отчасти. По числу пользователей выделяется канал Ирины Багинской «О русском по-русски», который имеет более 400 тысяч подписчиков. Авторы онлайн-курсов по РКИ проводят занятия с помощью этой сети не только из России, но и из других стран. Так, в США ведутся онлайн-занятия на сайте Learn Russian with Real Russian Club.

По мнению авторов исследования, «особый интерес у пользователей вызывают дискуссии, обсуждения, посвящённые методам обучения РКИ. Студенты и школьники делятся информацией о собственном опыте изучения или преподавания русского языка, предлагают свои приёмы изучения иностранного языка, в том числе и русского языка как иностранного.  На этот материал, как кажется, должны обратить внимание преподаватели для понимания проблем, возникающих при изучении иностранного языка».

Также учёные отмечают, что материалы социальных сетей существенным образом отличаются от онлайн-материалов, предлагаемых учебными заведениям: «содержание и формы обучения языку, информационной поддержки процесса обучения определяются самими пользователями, которые ориентируются, прежде всего, на коммуникативные потребности. Никакого административного или научного контроля нет. Система социальных сетей открыта, каждый человек может стать автором онлайн-курса. Такие курсы существенно отличаются от академических курсов с точки зрения организации обучения (дистанционное обучение, разный уровень подготовки и интересов слушателей, изменчивость аудитории, отсутствие стабильных учебников и др.)».

Использование современных компьютерных технологий, полагают исследователи создаёт эффект присутствия и даже участия: благодаря видео на языковом учебном занятии без труда создаются реальные ситуации общения, непосредственным участником которых может стать изучающий русский язык. Есть, конечно, определённые недостатки – отсутствие системности, четких критериев оценки результативности обучения, нерегулярность и т. п.). Однако в целом, признают они, социальные сети, без сомнения, становятся «важным элементом общей стратегии продвижения русского языка в мире, вовлекая в сферу его распространения новые поколения пользователей, заинтересованных в коммуникации на русском, получении информации о России, общении с носителями русского языка и т. п.».

По мнению авторов, обращение ведущих вузов к обучению через соцсети, позволит значительно расширить аудиторию изучающих русский язык как иностранный. Однако для этого потребуется разработка специальных программ обучения, ориентированных на использование возможностей соцсетей.

В то же время, сами авторы исследования, высоко оценивая потенциал соцсетей для изучения РКИ, не склонны переоценивать его значения. «Важно понимать, что такое обучение не является заменой традиционного, скорее это вариант самостоятельного изучения языка или поддержка общения пользователей онлайн-курса. Для успеха обучения необходимо установить особенности пользователей социальных сервисов, их интересы, образовательные потребности и включать в учебный процесс актуальные для конкретного времени тексты», - прокомментировал итоги исследования один из его авторов, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного Института Пушкина Эльхан Азимов.

Также по теме

Новые публикации

В течение почти 30 лет жизни в Германии москвичка Мария П. всегда чувствовала себя посланником русской культуры в этой стране. Первое время жизнь в Германии вызывала только восторг, но задули новые ветры, и наступило разочарование. Она решила переехать обратно в Москву и теперь очень рада возвращению.
Елена Брэнсон – председатель Координационного совета организаций российских соотечественников США – из-за преследований ФБР четыре года назад переехала в Россию. Здесь она не оставила свою общественную деятельность и продолжает помогать русским американцам в это непростое время.
Им на глаза попался номер газеты с некрологом, где чёрным по белому значилось:  «Такого-то числа почил в бозе Василий Иванович Качалов». Шаляпин, сидевший напротив, ткнул пальцем в газету: «Смотри ка, тоже Василий, тоже Иванович, полный тёзка! Вот и возьми себе псевдоним — Качалов! Ка ча лов! Звучит!».
Один из героев повести А. П. Чехова «Драма на охоте» говорит: «Подходит ко мне какой-то барин, нагинается и вытирает руки о мои полы…» Можно ли рассматривать глаголы прогинаться, сгинать, выгинаться как нормативные?
7 февраля на телеканале «Русский мир» состоялся прямой эфир с директором Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД России, председателем правления фонда «Русский мир» Александром Сергеевичем Алимовым.
Северная Корея, несмотря на то, что отношения России с ней достигли уровня стратегического партнерства, малоизвестна россиянам. Накануне Дня дипломатического работника посол РФ в Пхеньяне Александр Мацегора рассказал о проектах, которые реализуют наши страны, отношении северокорейцев к россиянам, особенностях жизни в КНДР.
Открытие Кабинетов Русского мира, помощь в преподавании русского языка в университетах, мастер-классы по русскому языку, стажировки для преподавателей и летние языковые лагеря для детей – обо всём этом шла речь на встрече исполнительного директора фонда «Русский мир» Татьяны Шлычковой с африканскими русистами.