Синопское сражение — последняя крупная победа русского флота
Михаил Быков01.12.2023
170 лет назад, 18 (30) ноября 1853 года, в Синопской бухте, что у северного побережья Турции, произошло грандиозное сражение — последнее крупное парусное сражение в истории. Как известно, русский флот под командованием адмирала Нахимова сжёг и полностью уничтожил флот турецкий. Одна из самых известных историй, связанных с русским флотом, имеет прямое отношение и к этому сражению. Считается, что именно славное Синопское сражение символизирует на синем матросском воротнике — гюйсе — третья белая полоска. Две другие означают Гангутскую битву 1714 года и сражение в Чесменской бухте в 1770-м.
Резонно задать вопрос: почему тогда полоски только три? Или славные победы адмирала Ушакова в конце XVIII века не прибавили славы русским морякам?
На самом деле история с тремя полосками имеет сугубо прозаическое происхождение. Количество полосок на воротнике обозначало когда-то принадлежность матроса к той или иной флотской дивизии, входившей в состав Балтийского флота. Потом, когда флот разросся, сохранили только три полоски. Исключительно из эстетических соображений.
Довольно сказать, что три полоски на гюйсе появились в русском флоте раньше, чем случилось сражение при турецком порте Синоп.
А случилось оное 170 лет назад, день в день. 30 ноября 1853 года русская эскадра под командованием адмирала Павла Нахимова вошла в Синопскую бухту, где стояла флотилия турецкого адмирала Осман-паши, и через четыре часа от 15 турецких парусных кораблей и пароходов ничего не осталось. Спасся только один. Турки потеряли свыше 3 тысяч моряков и тысячу солдат убитыми и ранеными, в плен попало 180 человек. Среди них и сам Осман-паша, вручивший свою саблю лично вице-адмиралу Нахимову.
Потери русской эскадры в личном составе — 38 убитых и 210 раненых. Серьёзные повреждения получили два русских корабля.
Это было последнее в истории планеты крупное сражение парусных кораблей. Именно они составляли ударную силу нахимовской эскадры и несли на себе свыше 700 орудий. В составе турецкой флотилии также доминировали парусники, насчитывавшие около 500 пушек. Кроме того, туркам помогали их береговые батареи. Их по ходу боя также подавила русская корабельная артиллерия. Со времён Ушакова канониры на наших кораблях были хоть куда.
Бой не был так красив и торжественен, как его порой изображали живописцы-баталисты. Достаточно заметить, что с его началом начался сильный дождь, а с самого утра над бухтой стоял туман.
Примечательно, что в бою отличились ещё два будущих адмирала русского флота. Спустя год они бок о бок сражались в Севастополе, являясь одними из главных руководителей легендарной обороны города-базы Черноморского флота. Кроме Нахимова, это адмирал Владимир Корнилов и капитан 1-го ранга Владимир Истомин. Корнилов командовал эскадрой из трёх военных... пароходов. Тех самых, которыми, по утверждениям некоторых историков, Черноморский флот не располагал вовсе. Чем сильно проигрывал во время Восточной (Крымской) войны союзному флоту Британии, Франции и Турции. На самом деле в состав флота входило 7 пароходо-фрегатов и 24 малых парохода.
Синопский бой стал не только последним крупным сражением парусников, но и последним масштабным успехом русского флота. Так уж сложилось. В Русско-японскую войну хвастаться особенно нечем, что общеизвестно. В обеих мировых войнах наш флот защищал коммуникации, ставил минные заграждения, занимался транспортировкой грузов и живой силы, оборонял небо от налётов вражеской авиации, отдельные корабли вступали в единоборства. С началом подводной войны наши лодки ходили в успешные рейды. Но сражений вроде Ютландского, что устроили английский флот Её Величества и германский флот весной 1916 года, в нашей военно-морской истории больше не было.