EN
 / Главная / Публикации / «Как мир чуть не погиб»: вышло в свет новое исследование по истории Карибского кризиса

«Как мир чуть не погиб»: вышло в свет новое исследование по истории Карибского кризиса

Редакция портала «Русский мир»13.11.2023

Фото: МИА "Россия сегодня"###https://ria.ru/?ysclid=lox340a7lx167075791

Полное название новой книги первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по международным делам, председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова звучит так: «1962. Хрущёв, Кеннеди, Кастро. Как мир чуть не погиб». Историк представил своё исследование 13 ноября в пресс-центре МИА «Россия сегодня», а заодно рассказал, чем нынешнее противостояние Запада и России отличается от ситуации, сложившейся в мире 60 лет назад.

Кастро, Кеннеди, Хрущёв

На вопрос, почему он решил именно сейчас написать книгу о Карибском кризисе 1962 года, Вячеслав Никонов ответил так: «Это был момент, когда все мы могли быть уничтожены». По его мнению, Карибский кризис стал самым острым в истории человечества, поскольку речь тогда действительно шла о выживании человечества. Сейчас мы находимся в другом моменте истории, хотя нынешнее противостояние России и Запада часто сравнивают с произошедшим 60 лет назад. По оценке Никонова, сегодняшний конфликт развивается в менее острой форме.

Хотя ранее – и в России, и в США – уже предпринимались попытки написать историю Карибского кризиса, особенность своего исследования Вячеслав Никонов видит в том, насколько большую роль он отводит основным акторам того кризиса – Фиделю Кастро, Никите Хрущёву и Джону Кеннеди.

Именно эти три человека, три политика создали тот кризис таким, каким он и был. Каждый из них решающим образом повлиял на ход событий, уверен Никонов.

Так, Кастро был готов идти до конца и даже пожертвовать Кубой во имя Мировой революции. Он мог отказаться размещать на острове советские ракеты, однако сказал «да», и это был его личный выбор, считает историк.

В свою очередь, Кеннеди мог отказаться от планов по свержению кубинского режима. Мог он повести себя иначе и в разгар кризиса, выступив за более жёсткую линию, но не выступил.

Наконец, идея разместить ядерные ракеты на Кубе принадлежит лично Хрущёву, считает Никонов. И он же лично принимал решение вывести советские войска с Кубы (в обмен на уступки американцев).


17 к 1

Зачем вообюще было отправлять советские ракеты на Кубу? Логика, по мнению автора книги, была такова: в тот момент США имели подавляющее превосходство в ядерных средствах поражения и особенно средствах их доставки (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты, подводные лодки) над СССР. Примерно 17 к 1, считает историк. В случае войны Соединённый Штаты могли бы гарантированно несколько раз уничтожить весь СССР ядерным ударом, в то время как последний на тот момент мог мало что противопоставить. «”Кузькина мать”, которую Хрущёв обещал показать американцам, – это был большой блеф», – уверен Никонов.

В размещении советских ракет на Кубе, откуда они могли поразить до 70 % территории США, Хрущёв, вероятно, видел возможность создать серьёзный стратегический противовес американской мощи. Ядерное оружие на Кубе действительно радикально меняло стратегический баланс сил, уверен Никонов. Поэтому для него ответ на вопрос, было ли это ошибкой Хрущёва или гениальным ходом, не столь очевиден.

Результатом такого решения советского лидера стала, по оценке автора книги, самая сложная в истории и блестяще проведённая военно-стратегическая операция «Анадырь», которая позволила скрытно доставить советское оружие и значительный воинский контингент (около 60 тыс. человек) на Кубу. Американцы же это перемещение советских войск и вооружений просто «прозевали». Более того, по словам Вячеслава Никонова, они и в дальнейшем сильно недооценивали количество доставленного на Остров свободы оружия и военного персонала.

Мир на грани катастрофы

Когда стало ясно, что советские ракеты размещены на Кубе, разразился масштабный военно-политический кризис. Насколько и Советский Союз, и Соединённый Штаты были готовы к применению ядерного оружия, задался вопросом Вячеслав Никонов. По его мнению, обе стороны были к этому очень близки.

В высшем военном командовании США царили ястребы, настроение было единодушным: «бомбить». К счастью, по словам Никонова, президентом в то время был Джон Кеннеди – будь на его месте человек вроде Линдона Джонсона или Гарри Трумэна, катастрофа была бы неминуема. Однако Кеннеди был, во-первых, аристократ, а, во-вторых, ветеран войны (также, как и Хрущёв), что, по мнению историка, сыграло свою роль. Два фронтовика слишком хорошо представляли, что такое война, и именно это помогло обоим отойти от опасной черты.

Как следствие, американцы выбрали более мягкий вариант блокады острова.

Фото: МИА "Россия сегодня"###https://ria.ru/?ysclid=lox340a7lx167075791

Напугать США

Что сыграло главную роль в мирном разрешении кризиса? И как оценить решение Никиты Хрущёва вывезти оружие с Кубы?

По мнению Вячеслава Никонова, то, что Советский Союз согласился вывести войска и оружие с Кубы, впоследствии стало одной из причин лишения первого секретаря ЦК КПСС его должности – армия ему этого не простила. Точно так же «глубинное государство» не простило Кеннеди его уступчивости, следствием чего стал роковой и совсем не случайный выстрел Ли Харви Освальда, уверен историк.

В тех драматических условиях решающую роль в мирном разрешении кризиса сыграло также наличие прямого канала коммуникации между Кеннеди и Хрущёвым – именно в те тревожные дни между Белым домом в Вашингтоне и Кремлём заработала знаменитая «красная линия».

Вывод ракет с Кубы проходил довольно болезненно для чести советских военных и реноме Советского Союза – американцы бесцеремонно досматривали каждый корабль. С другой стороны, в качестве ответной меры США вывели свои ядерные ракеты из Турции, а затем и из Италии. Кроме того, американцы обещали больше «не трогать Кубу», что и произошло. Следствием всех этих решений стала военно-политическая «миниразрядка». Вскоре было заключено соглашение о запрете ядерных испытаний в трёх средах, которое действует и сейчас. Причиной же этого стало то, что «мы впервые до смерти напугали американцев», – уверен Вячеслав Никонов.

Переходя к дню сегодняшнему, автор книги напомнил, что сейчас у США нет превосходства в наступательных ядерных вооружениях. Наоборот, теперь превосходство на стороне России. Именно поэтому, уверен он, в ходе нынешнего кризиса США ведут себя так осторожно. 

Также по теме

Новые публикации

Пятый Международный старообрядческий форум, прошедший в Москве 7 декабря, собрал представителей древлеправославной  веры не только из России. В столицу приехали гости из Уганды, Бразилии, Пакистана, Австралии.
Эти слова встречаются довольно часто как в устной, так и в письменной речи. При этом, чтобы не допустить лексической или орфографической ошибки, следует учитывать разницу в семантике данных наречий и принимать во внимание несколько несложных правил.  
В рамках одного из путешествий молодёжного географического клуба Atlas NRW активисты посетили город Детмольд (Германия), который до начала 20-го века был столицей княжества Липпе-Детмольд, здесь же находится и резиденция князей Липпе, правивших этим регионом с 1780-х до 1910-х годов.
После Второй мировой войны в Европе было воздвигнуто примерно 4000 памятников советским воинам-освободителям. На территории Центральной и Восточной Европы захоронены более миллиона красноармейцев. Сейчас в некоторых странах Европы и бывшего СССР эта память стирается, а памятники советским воинам целенаправленно уничтожаются.
Как получилось, что украинский национализм Галичины выродился в неонацизм, ядром которого стали русскоговорящие выходцы с северо-востока Украины? Участники международной конференции «Украинский нацизм в XXI веке: корни и ветви» попытались дать ответ на этот вопрос.
Лидеры культурной Ассоциации «Друзья великой России» в Италии считают, что политика Запада в отношении отмены русской культуры в Европе окончательно провалилась. Она изначально была обречена на провал.
5 декабря исполняется 220 лет со дня рождения Фёдора Тютчева, чьи знаменитые строки «Умом Россию не понять…» хоть однажды слышал, наверное, каждый. Впрочем, сам он миссией своей жизни поэзию отнюдь не считал – его волновали более глобальные вопросы. Россия и Запад, истоки взаимного непонимания и ростки русофобии – вот поприще, на котором Тютчев вёл свою личную войну. Читая сегодня его труды, невозможно не воскликнуть: как в воду глядел…