EN
 / Главная / Публикации / Знай наших! Первые женщины – Герои Советского Союза

Знай наших! Первые женщины – Герои Советского Союза

Анна Ефремова01.11.2023

Экипаж самолёта АНТ-37 «Родина». Слева направо: П. Д. Осипенко, В. С. Гризодубова, М. М. Раскова. 1938. Фото: Дзен###https://dzen.ru/a/YI8jy4e_KXf8m80W

85 лет назад, 2 ноября 1938 года, в Кремле состоялся торжественный приём в честь трёх военных лётчиц – Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой. Они стали первыми женщинами в СССР, удостоенными высшей награды молодой советской страны – звания Героя Советского Союза. Лётчиц наградили за перелёт из Москвы на Дальний Восток на самолёте «Родина», во время которого они пролетели 6450 километров, установив рекорд дальности.

Валентина Гризодубова – в небе с двух лет

Валентина Гризодубова родилась в Харькове 10 мая 1909 года. Её отец, Степан Васильевич Гризодубов, был не только дворянином, но и одним из пионеров российской авиации. Талантливый самоучка, вдохновившийся полётом братьев Райт, он все деньги тратил на конструирование аэропланов. А его жена помогала ему шить из парусины обшивку для каркаса крыльев. Она настолько была уверена в своём супруге, что даже не возражала, когда один из своих полётов на «этажерке» он совершил вместе с привязанной к нему ремнями двухлетней дочерью Валей. Так будущая самая знаменитая лётчица Советского Союза впервые «прикоснулась» к небу. А в 14 лет она совершила свой первый полёт на планере – на слёте планеристов в Коктебеле. Где, кстати, познакомилась с будущим конструктором ракет Сергеем Королёвым, что сыграет важную роль в его судьбе.

Впрочем, своё предназначение она поняла не сразу. Валентина окончила музыкальное училище по классу фортепиано, поступила в Харьковскую консерваторию. Но одновременно подала документы в Харьковский технологический институт. И некоторое время успевала учиться параллельно в двух вузах. Но всё же выбор был сделан – в 1928 году Валентина Гризодубова зачислена в первую группу только что открывшегося в городе аэроклуба. Годичную программу она усвоила за три месяца. Но учиться дальше лётному мастерству в Харькове не было возможностей. И Валентина едет в Тулу – в лётно-спортивную школу, а потом ещё поступает в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.

Валентина Гризодубова. Фото: Центральный музей Военно-воздушных сил###https://cmvvs.ru/grizodubova-valentina-stepanovna/

С 1930 по 1933 годы она – лётчик-инструктор в Тульском аэроклубе, где подготовила десятки будущих пилотов. С 1934 года – служит в агитэскадрилье имени Максима Горького, которая базируется на центральном аэродроме в Москве. Она облетела почти всю страну, своим примером подтверждая, какие духоподъёмные перспективы открываются перед девушками из дальних деревень, а тем более аулов.

То время – не только в СССР, но и в США и Европе – было эпохой рекордов в авиации. Американские лётчики впервые пересекли Атлантический океан, француженка установила рекорд для женщин, пролетев в самолёте более четырёх тысяч километров. А в июне 1937 году советские лётчики Чкалов, Байдуков и Беляков совершили первый беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс. Вслед за ними – в июле 1938 – лётчик-испытатель Михаил Громов во главе экипажа АНТ-25-1 совершил сверхдальний беспосадочный перелёт Москва – Северный Полюс – Калифорния (США), установив сразу три мировых авиационных рекорда.

Читайте также: Тайны трёх перелётов

Страна жаждала новых ярких успехов и рекордов – теперь уже от женщин, равные права которых с мужчинами были одним из основных достижений СССР. И женщины не подвели. Валентина Гризодубова пишет письмо самому Сталину, предлагая разрешить теперь и женскому экипажу совершить беспосадочный перелёт из СССР в США. Гризодубова к тому времени была не просто лётчицей-агитатором. В 1937 году она установила сразу пять мировых рекордов для женщин на спортивных легкомоторных самолётах конструктора Яковлева. В том числе и рекорд дальности по прямой, совершив полёт Москва – Актюбинск. За свои достижения она была уже удостоена ордена Красной Звезды. Но всё же полёт в США Гризодубовой не разрешили, предложив лететь на Дальний Восток. Вторым пилотом она взяла Полину Осипенко, а штурманом – Марину Раскову.

«Лётчица по имени Полина совершила славный перелёт»

Полина Осипенко была девятым ребёнком в крестьянской семье. Полиной она стала гораздо позже – родители назвали её Пелагеей. Её образование – начальная школа и курсы птицеводов. Но однажды работница птицефермы увидела, как недалеко от деревни приземлился самолёт, и оттуда вышла девушка-пилот (это была первая советская женщина – военный лётчик Зинаида Кокорина). «Я вся загорелась: и женщины могут летать?!» – вспоминала позже Полина Осипенко. Но решающую роль в её судьбе сыграл брак с военным лётчиком, который привёз жену в посёлок под Севастополем, где находилась Качинская военная авиационная школа.

Полина Осипенко. Фото: ukraina.ru###https://cdnn1.ukraina.ru/img/102524/61/1025246110_0:13:801:463_1920x0_80_0_0_18380e92f601b0dd6fec5292a2143f78.jpg

Полина уже знала, что хочет быть лётчицей. Но в Качинскую школу женщин не брали. И всё же выход был найден. Девушка устраивается работать в столовую авиашколы. Оказалось, что стартовый завтрак нужно доставлять лётчикам на самолёте У-2. Мужчины-пилоты, видя искренний интерес Полины, доверяли ей понемногу управлять самолётом. И вскоре она уже могла летать самостоятельно. А когда в Качинскую авиашколу приехал с проверкой нарком обороны Клим Ворошилов, смелая девушка обратилась к нему с просьбой – разрешить ей стать курсантом. Так её мечта стать лётчицей, наконец, сбылась.

После окончания авиашколы Осипенко служит в истребительной авиации. Женщин в авиации в то время было немного, и понятно, что Полина Осипенко не могла остаться в стороне от «гонки за рекордами». Свой первый рекорд она установила 22 мая 1937 года, поднявшись в открытой кабине гидросамолёта на высоту 8864 метра. Прежний рекорд высоты для женщин был перекрыт сразу на три километра! Год спустя Осипенко вместе со штурманом Мариной Расковой и вторым пилотом Верой Ломако совершили перелёт Москва – Архангельск, установив новый рекорд для женщин в классе гидросамолётов. Все три лётчицы были награждены за полёт орденами Ленина. А поэт Александр Твардовский посвятил командиру экипажа стихотворение «Полина»: «Над великой русскою равниной, над простором нив, лесов и вод лётчица по имени Полина совершила славный свой полёт».

Марина Раскова – штурман «слепых полётов»

Штурман Марина Раскова оказалась самой молодой в женском экипаже – ей было всего 26. Её судьба изначально тоже лежала в совсем другой сфере – у девочки с детства обнаружили абсолютный слух. А поскольку её отец служил в опере и давал частные уроки по вокалу, казалось, судьба юной Марины определена уже с детства.

Она училась в музыкальной школе, потом поступила в консерваторию. Но после смерти отца нужно было начинать зарабатывать самой, и девушка после 9-го класса устраивается практиканткой Бутырского анилинокрасочного завода. Правда, там она быстро выходит замуж, потом рожает дочь и погружается с головой в домашний быт. Вроде бы жизнь налажена. Но нет. Раскова начинает отчаянно скучать дома – «я привыкла быть на людях, в коллективе», – позже напишет она в своей книге. И брат устраивает её в лабораторию при Военно-воздушной академии имени Жуковского.

Марина Раскова с дочерью Таней. Фото: Дзен###https://dzen.ru/a/ZCNE9MTY7Tb-W_rw

В академии она занималась расчётами, позволявшими совершать так называемые «слепые полёты» – когда из-за погоды не видно земных ориентиров вроде дорог и рек. Потом она экстерном окончит Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Потом будет школа пилотов при аэродроме Тушино. С осени 1935 она – инструктор по «слепым полётам» штурманской кафедры Академии имени Жуковского. В 1937 году она летала вместе с Валентиной Гризодубовой в Актюбинск, в 1938 – с Осипенко в Архангельск. Все трое хорошо знали друг друга, доверяли и готовы были доказать, что они – лучшие.

Авиатриссы и их «Родина»

Главный вопрос – на чём лететь? До этого все трое летали на лёгких самолётах. Но для такого дальнего маршрута они никак не подходили. Тут требовались военные бомбардировщики. Буквально за месяц до полёта женского экипажа свой рекорд беспосадочного перелёта на Дальний Восток установил мужской экипаж лётчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского. И если мужчины летели на самолёте, спроектированном в КБ Ильюшина, то для женщин выделили двухмоторный прототип дальнего бомбардировщика АНТ-37, разработанного в КБ Туполева.

Читайте также: Знай наших! Сергей Ильюшин – как землекоп стал конструктором самолётов

Руководство страны определило, что в серийный выпуск пойдёт детище Ильюшина, а туполевцам достался «утешительный приз». Их недостроенный самолёт решено было подготовить к полёту женского экипажа. Для этого на него установили четыре дополнительных топливных бака, заменили моторы на более мощные, установили усиленное шасси, которое впервые в истории отечественного авиастроения открывалось нажатием одной кнопки. Машина получила собственное имя – «Родина». Командиром экипажа стала Валентина Гризодубова, вторым пилотом – Полина Осипенко, штурманом – Марина Раскова. Авиатриссы – так называли тогда военных лётчиц – были готовы к своему главному рекорду.

Штурман Марина Раскова и второй пилот Полина Осипенко на Щёлковском аэродроме. Фото: История России в фотографиях###https://russiainphoto.ru/photos/187693/

И вот 23 сентября 1938 года добро на вылет было дано. Ранним утром 24 сентября самолёт «Родина» взял курс из подмосковного Щёлково на Дальний Восток. Почти сразу полёт становится экстремальным: на маршруте плотная облачность. Командир экипажа Гризодубова принимает решение подняться как можно выше. Но на высоте самолёт покрывается ледяной коркой. Из строя выходит всё радиооборудование. В какой-то момент штурман Раскова решила открыть окошко в кабине, чтобы сориентироваться на местности, и у неё сдуло все карты с маршрутом. Радиокомпас также прекратил работу. И всё же экипаж принимает решение не прекращать полёт, а лететь дальше практически вслепую.

До Комсомольска-на-Амуре оставалось ещё почти полтысячи километров, когда выяснилось, что топлива из-за обледенения и набора высоты осталось на полчаса. Гризодубова принимает решение садиться на брюхо, но перед этим отдаёт приказ Расковой покинуть машину, выпрыгнув с парашютом. Дело в том, что её штурманская кабина располагалась под носовой частью самолёта и почти наверняка была бы разрушена при посадке.

Валентина Гризодубова сажает самолёт практически в болото – другой ровной площадки в тайге не нашлось. Связь с самолётом потеряна, но девушки верят, что их обязательно найдут. Дальше всё развивается по законам хорошего экшена: 10 дней с экипажем нет никакой связи, никто не знает, живы ли отважные лётчицы. Но на их поиск брошены поистине огромные силы – свыше 50 самолётов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. 3 октября их обнаружил биплан-разведчик. К этому времени своих подруг нашла и штурман Марина Раскова, которая 10 дней блуждала по тайге, имея с собой всего лишь две плитки шоколада.

Читайте также: Цена звезды Героя

Из Хабаровска в Москву лётчиц-героинь везли на поезде, увитом цветами, на каждой станции их ждали толпы людей и оркестр. В Москве десятки тысяч человек стояли на всём пути их следования. В честь этого полёта были выпущены марки, а в 1939 году даже вышел один из первых цветных мультфильмов в СССР «Таёжные друзья».

Встреча Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой на вокзале в Перми, 1938 г. Фото: История России в фотографиях###https://russiainphoto.ru/photos/28516/

После триумфального полёта судьба лётчиц сложилась по-разному. Всего через год не стало Полины Осипенко, разбившейся во время учебно-тренировочного полёта. Марина Раскова с началом Великой Отечественной войны обратилась лично к Сталину с предложением создать женские боевые части. Под её руководством будет сформирована авиагруппа из трёх женских авиаполков. Проводив в конце 1942 года первую эскадрилью на фронт – под Сталинград, Раскова планировала вылететь туда же. Но 4 января 1943 года её самолёт Пе-2 попал в густую облачность и разбился.

Самой успешной оказалась судьба Валентины Гризодубовой. Во время войны она стала первой женщиной-командиром 101 авиаполка Авиации дальнего действия. К маю 1943 Гризодубова уже совершила около 200 боевых вылетов. Гитлер лично знал о храброй русской лётчице, и его военным асам была поставлена задача – сбить самолёт Гризодубовой. Но небо и судьба хранили её всю войну. После войны прославленная лётчица стала заместителем директора закрытого НИИ-17, разрабатывавшего радиолокационное оборудование. И в 1986 году ей присвоят звание Героя Социалистического Труда.

…И ещё важная деталь облика Валентины Гризодубовой. Всю свою известность и всё своё влияние они не боялась использовать для помощи репрессированным. Так, она совместно с лётчиком-героем Михаилом Громовым вытащила из лагеря своего давнего знакомого Сергея Королёва. А всего приняла деятельное участие в судьбе почти 5000 человек. Ушла из жизни она 28 апреля 1993 года.

Читайте также: Сергей Королёв: «Иван Грозный» советского космоса

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории оперы, американцы – лучшей Амнерис в «Аиде». Сама она больше всего любила свою роль Марфы из «Хованщины». Но поклонники и любители оперы называли певицу просто: Елена Великая. 7 июля исполняется 85 лет со дня рождения звезды русской и мировой оперы.
7 июля (25 июня) 1882 года в дворницкую гостиницы «Англетер» на углу Столешникова переулка и Петровки вбежала перепуганная постоялица, это была известная московская кокотка немка Шарлотта Альтенроз, она сообщила, что в её номере скончался офицер. Прибывшая на место полиция сразу же опознала в нём генерала Скобелева.
«Эль Русо» – так, по прозвищу главного героя, называется российский детективно-драматический сериал, который снимали в городе Тигре, пригороде Буэнос-Айреса. Это история о жизни русских старообрядцев в эмиграции. Действие сериала разворачивается в Аргентине, где живут выходцы из России.
«Мы задумали этот проект, чтобы показать силу образования на русском языке, силу образования в Академической гимназии, — вспоминает Елена Казакова, директор Института педагогики СПбГУ, членкор Российской академии образования. — Чтобы человек, владеющий русским языком, где бы ни жил, знал, что у него есть шанс получить качественное образование и поступить в любой университет».