Александр Алехин – русская легенда шахмат
Анна Ефремова31.10.2023
31 (19) октября 1892 года родился Александр Александрович Алехин – один из величайших шахматистов XX века, первый русский чемпион мира. Получив блестящее образование, будучи кумиром миллионов в годы славы, он умер одиноким, в бедности, за шахматной доской.
«Золотой мальчик» из Москвы
Будущий король шахмат родился в обеспеченной московской семье. Его отец Александр Иванович был предводителем дворянства Воронежской губернии, депутатом Государственной Думы и к концу жизни дослужился до «генеральского» чина действительного статского советника. Мать была дочерью фабриканта Прохорова, владельца «Трёхгорной мануфактуры». Анисья Ивановна сама играла в шахматы и пристрастила к игре сыновей – старшего Алексея (он тоже стал сильным шахматистом) и младшего Александра.
Кстати, распространённое написание и произношение фамилии через «ё» ошибочно – её следует произносить «Алехин»
Александр не был вундеркиндом – его талант созревал постепенно. Играть в шахматы он научился в возрасте семи лет, но всерьёз, по его собственным воспоминаниям, начал играть в 12. Большое впечатление на него произвёл приезд в Россию на шахматные гастроли сильного гроссмейстера Гарри Пильсбери. Десятилетний мальчик принял участие в сеансе одновременной игры с американцем, который вслепую играл сразу на 22 досках. Алехин сумел свести свою партию вничью, но мастерство заморской звезды поразило его настолько, что он загорелся идеей самому стать шахматным маэстро.
Вместе со старшим братом Алексеем Саша начинает участвовать в игре по переписке – аналоге сетевых турниров столетней давности. Время и обстоятельства жизни позволяли: мальчик учился в частной московской гимназии, и учителя прощали начинающему шахматисту огрехи в учёбе. Кстати, по воспоминаниям однокашника и приятеля Алехина Павла Попова, тот был типичным гуманитарием: неплохо владел языками, ему хорошо удавались сочинения, но вот с математикой у него было туго.
«Всего хуже шла у Алехина математика, – писал Попов. – Это парадокс в связи с тем, что шахматный талант считается обычно координированным с математическими способностями. Математика шла настолько дурно у Алехина, что он прибегал к репетитору. На выпускном экзамене он не решил задачи по тригонометрии, ему была поставлена двойка, настолько он напутал. До устных экзаменов он был допущен условно. На устном ответе ему натянули по тригонометрии четверку и вывели в среднем тройку».
Участие в турнирах по переписке дало сильный импульс таланту юного шахматиста. Поначалу он помогал старшему брату в анализе партий, но вскоре начал выступать в турнирах самостоятельно.
В 1907 году гимназист Александр Алехин в первый раз сыграл в турнире любителей в Московском шахматном кружке. Тогда же состоялась историческая встреча – 14-летний Александр познакомился с Михаилом Чигориным, первым русским участником матча на первенстве мира.
Чигорин был культовой фигурой в кругу российских шахматистов. Дважды он сражался за мировую корону с чемпионом мира Вильгельмом Стейницем и создал свой «романтический», как его назовут впоследствии, стиль игры. Похожий стиль игры впоследствии будет и у Алехина. И именно ему будет суждено достичь того, что не удалось Чигорину, – завоевать звание чемпиона мира.
Молодой мастер
Первый настоящий успех пришёл к молодому шахматисту в 1909 году на Всероссийском турнире любителей памяти Чигорина, где он завоевал первое место, получив в качестве награды дорогую вазу Императорского фарфорового завода и почётное звание «маэстро».
Параллельно Алехин продолжал учебу. По окончании гимназии он в 1911 году поступает в петербургское Императорское училище правоведения. Но юриспруденция не особенно занимала молодого человека – основным занятием Александра оставались шахматы.
После переезда в столицу Александр успешно участвует в нескольких зарубежных состязаниях и в 1914 году квалифицируются на представительный турнир в Петербурге, собравший практически всю тогдашнюю шахматную элиту. В этом турнире Алехин выступает более чем достойно, пропуская вперед только действующего чемпиона мира Ласкера и восходящую звезду Капабланку.
Именно тогда Алехин понимает, что он достаточно силён, чтобы побороться за мировую корону. Этим он и занялся, начав изучать… партии Капабланки. На удивлённые вопросы товарищей по шахматному клубу, почему он игнорирует партии действующего чемпиона Ласкера, Алехин отвечал, что, без сомнения, чемпионом мира вскоре станет Капабланка. Так и случилось.
В мае 1914 года Алехин оканчивает учёбу на юриста, получает чин титулярного советника и назначение в Министерство юстиции, однако числится там, с дозволения начальства, лишь формально. Всё его время занимает участие в шахматных турнирах.
Война, угроза расстрела, эмиграция
Казалось, жизнь молодого шахматиста окончательно определилась: турниры, турниры – и где-то впереди маячит заветная шахматная корона. Но жизнь вносит свои коррективы – наступают суровые времена.
Летом 1914 года Алехин успешно выступает на очередном турнире в немецком Мангейме. Но как раз в это время начинается Мировая война. Организаторы принимают решение прервать турнир. Алехину присуждают первое место и даже выплачивают обещанный за победу гонорар, однако сразу вслед за этим он вместе с другими участниками из России оказывается… в немецкой тюрьме. Причиной такого сурового решения немецких властей было то, что на одной из фотографий Алехин играет в шахматы в мундире студента-правоведа, который по ошибке был принят за русскую офицерскую форму.
Алехин вспоминал, что в заключении шахматисты целыми днями развлекали себя игрой вслепую. Но вскоре ошибка была исправлена, и Алехин освобождён из заключения. Он возвращается на родину, где продолжает участвовать в турнирах, а все заработанные средства направляет на помощь русским шахматистам, оказавшимся в немецком заключении.
В 1916 году Алехин отправляется на фронт добровольцем. Он служит на фронте в Галиции, возглавляя летучий отряд Красного Креста. Алехин действует самоотверженно, лично выносит раненых с поля боя. Как следствие – две контузии, после которых он возвращается в Москву. За проявленное мужество Алехин награждён двумя Георгиевскими медалями и представлен к ордену Святого Станислава 3-й степени с мечами, который так и не успел получить.
Новые крутой поворот – свержение монархии в России и последовавшая вскоре Октябрьская революция. Революция лишила Алехина дворянства и состояния. Единственное, что у него остаётся, – это шахматы.
Какой-то чёткой политической позиции у Алехина не было, и после прихода к власти большевиков он оказывается между двух огней.
В 1918 году он уезжает в Одессу, но в вскоре город занимают красные. Одесская ЧК обвиняет Алехина в сговоре с белыми, и его приговаривают к расстрелу. К счастью, среди руководства красных нашёлся высокопоставленный любитель шахмат, знавший, кто такой Алехин. Шахматиста освобождают и даже принимают на работу в одесский губисполком. Но вскоре начинается наступление белых, и шахматист возвращается в Москву, по пути переболев тифом в Харькове.
Дальнейшая судьба становится похожей на фантасмагорию: в Москве Алехин устраивается… в милицию, следователем по розыску без вести пропавших. Параллельно хорошо владеющего языками специалиста привлекают на работу в Коминтерн переводчиком.
Однако накал Гражданской войны спадает. В столице возрождается шахматная жизнь. В 1920 году Алехин побеждает в первой Всероссийской шахматной олимпиаде, которая впоследствии была признана первым чемпионатом СССР по шахматам.
В 1921 году Алехин женится на представительнице швейцарских социал-демократов в Коминтерне Анне-Лизе Рюгг и уезжает с женой в Европу, где с головой погружается в шахматную жизнь. Его целью является завоевание титула чемпиона мира, поэтому он активно участвует в шахматных турнирах.
Матч с Капабланкой. Триумф
Путь к шахматной короне преграждал «Лондонский протокол» – правила вызова действующего чемпиона на матч за титул. Действующий чемпион – кубинец Хосе Рауль Капабланка – соглашался играть только на этих условиях. А условия были жёсткие: претендент обязывался собрать очень солидную по тем временам сумму в 10 тыс. долларов для создания призового фонда и оплаты всех расходов на проведение матча.
Для многих сильных шахматистов «Лондонский протокол» стал непреодолимым барьером на пути к званию чемпионат мира. У Алехина, которого революция лишила всех средств к существованию, таких денег, разумеется, не было. Но он не падает духом и развивает бурную деятельность.
Чтобы собрать нужную сумму, он устраивает рекордные матчи вслепую в Нью-Йорке (26 партий) и Париже (27 партий), играет в сеансе одновременной игры с аэроплана, организует шахматные баталии, где в качестве фигур были актёры. Выступает практически как шоумен. Усилия русского шахматиста были вознаграждены: в 1927 году аргентинское правительство обещает выделить средства и провести матч в Буэнос-Айресе.
Шахматисты, которым было суждено сойтись в «матче века» за шахматную корону, во многом были противоположностями. Капабланка был любимцем публики: имел репутацию джентльмена и плейбоя, одарённого свыше гения шахмат с великолепной интуицией, его называли «мыслящей машиной»; Алехин же слыл человеком неприятным в общении, к тому же злоупотреблявшим алкоголем, хотя все признавали его усердие в подготовке к матчам. Все специалисты сходились в том, что Капабланка, к тому времени шесть лет носивший шахматную корону, – несомненный фаворит и должен без труда обыграть русского шахматиста. Да и счёт личных встреч был не в пользу Алехина – ранее кубинец трижды побеждал русского партнёра.
Долгожданный матч состоялся осенью 1927 года в Буэнос-Айресе и стал настоящей сенсацией. Во всех уголках мира, в том числе в Советской России, любители шахмат увлечённо следили за этим событием.
Алехин готовился к встрече упорно, детально изучая партии соперника. Вероятно, эта методичность и помогла русскому шахматисту. Всего за два месяца было проведено 34 партии. Матч не давался Алехину просто: в ходе встречи он даже угодил в больницу с воспалением челюсти, где лишился шести зубов. Тем не менее Алехин выиграл шесть партий – турнир шёл до семи побед. В итоге Капабланка сдался, не явившись доигрывать последнюю партию. IV чемпионом мира был объявлен Александр Алехин.
Это был настоящий триумф! Экзальтированная толпа пронесла русского шахматиста на руках по улицам аргентинской столицы, горячий приём ждал Алехина и в Европе. Так родилась новая шахматная звезда.
После игры Капабланка потребовал матча-реванша, но на собственных условиях. Алехин отвечал, что будет играть только по правилам «Лондонского протокола», то есть на тех же условиях, на которых он сам завоевал титул, включая взнос в 10 тыс. долларов. В итоге матч-реванш так и не состоялся, а два великих шахматиста с этого времени превратились едва ли не во врагов.
Разрыв с Россией. Эмиграция во Францию
Победу Алехина отмечали все русские люди по обе стороны границы. Ликовали в шахматных клубах как Парижа, так Москвы и Петербурга. Однако Алехин сделал заявление, которое перечеркнуло его вязь с Советской Россией. Наутро после чествования Алехина в Париже газеты вышли с заголовками: «Чемпион мира пожелал, чтобы легенда о непобедимых большевиках исчезла так же, как и миф о непобедимом Капабланке». Неизвестно, действительно ли Алехин произнёс эти слова или это выдумка газетчиков, но в Москве на нового чемпиона обиделись всерьёз, и вскоре он официально был назван «врагом Советского государства».
Алехин и сам оформляет этот разрыв: он получает французское гражданство и возглавляет национальную команду Франции на следующих шахматных олимпиадах.
Это был период бесспорного шахматного лидерства Алехина. В 1929-м он защищает титул чемпиона в матче с советским мастером Ефимом Боголюбовым. В 1930-м побеждает на престижном турнире в Сан-Ремо, где из пятнадцати игр выигрывает тринадцать. А в 1932-м отправляется в большой кругосветный шахматный тур, посетив больше пятнадцати стран (США, Мексика, Япония, Китай, Филиппины, Индонезия, Новая Зеландия и т. д.). За это время он сыграл около 1300 партий, победив в 1161 и проиграв лишь в 65 – феноменальный результат! А по возвращении, в 1934-м, вновь уверенно защищает чемпионскую корону в матче с Боголюбовым.
Матч с Эйве
В середине 1930-х Алехин, похоже, начал уставать от отсутствия достойных соперников. Он начал выпивать, неудачно складывалась его семейная жизнь. Он расстался со своей верной спутницей Надеждой Васильевой, с которой был вместе 10 лет, а затем женится на англо-американской шахматистке Грейс Висхар, которая была богата, но значительно старше его.
В 1935 году появляется новый претендент на шахматную корону: скромный голландский учитель математики Макс Эйве. Накануне матча расклад был почти такой же, как пред матчем с Капабланкой, только в пользу Алехина – его считали явным фаворитом.
Поединок проходил в равной борьбе, всё решалось в последней тридцатой партии, которую Алехину нужно было выиграть. Однако сделать он этого не смог, в результате уступив со счётом 14,5: 15,5. Многие современники сходились в том, что победить русскому шахматисту помешали чрезмерная самоуверенность и увлечение спиртным во время матча.
Однако Алехин не был бы великим чемпионом, если бы так просто сдался. Он сумел собраться и в 1937 году в матче-реванше буквально разгромил Эйве со счётом 15,5: 9,5 – голландец проиграл в общей сложности десять партий!
Осень чемпиона
В предвоенные годы Алехин поддерживает реноме сильнейшего игрока, однако выросло новое поколение шахматистов, сильнейшим из которых был советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. В 1939 году был назначен матч Алехина и Ботвинника за звание чемпиона мира, однако в планы вновь вмешалась война.
С началом Второй мировой Алехин добровольцем записывается во французскую армию и служит там переводчиком. После оккупации Франции Алехин живёт на юге страны. Нацисты, охотно использовавшие известных людей в свое пропаганде, не прошли мимо Алехина. С этим периодом его жизни связана история его сотрудничества с немцами, которая серьёзно испортила репутацию Алехина в глазах шахматного мира.
Алехин принимает участие в турнирах, организованных властями Третьего Рейха, но более серьёзным обвинением против него становится серия антисемитских статей за его подписью, вышедших в 1941 году парижской немецкоязычной газете Pariser Zeitung под общим названием «Еврейские и арийские шахматы».
После войны Алехин пытался оправдываться. Он утверждал, что вынужден был сотрудничать с фашистами, поскольку только это гарантировало безопасность его интернированной жены, имевшей английское подданство и еврейские корни. А про постыдные статьи говорил, что он предоставил только анализ партий, а все антисемитские выпады принадлежат исключительно немецкому редактору газеты.
В 1943 году Алехин серьёзно заболел скарлатиной, которую перенес очень тяжело. Вскоре он переезжает в Испанию, где живёт в одиночестве, очень скромно. Здесь он практически ни с кем не общается, участвует во второразрядных турнирах и даже вынужден давать частные уроки.
В 1945 году в Европе возобновляется шахматная жизнь, но чемпиону мира объявлен бойкот. Однако руку помощи Алехину протягивают из Советского Союза. СССР объявляет, что по-прежнему заинтересован в проведении матча Алехина с Ботвинником, на этом настаивал сам Михаил Моисеевич. В феврале 1946 года Алехин даёт своё согласие на матч, и его проведение утверждает Международная федерация шахмат (ФИДЕ). Однако на следующее утро пришло известие о кончине Алехина. Он был найден одетым у себя дома, перед ним лежала шахматная доска с начатой партией…
Ходили слухи, что его убила то ли советская, то ли одна из западных разведок, однако всё это досужие вымыслы – на самом деле Алехин умер от асфиксии, вызванной попаданием пищи в дыхательный проход… Похоронен четвёртый чемпион мира в Эшториле, но в 1956 году перезахоронен в Париже по требованию вдовы, отвергнувшей предложение советской стороны сделать это в Москве.
Алехин как человек
Алехин был сложной личностью. По воспоминаниям, он был разносторонне образованным человеком и обаятельным собеседником, владел шестью языками. В то же время некоторые характеризуют его как достаточно циничного человека.
В своё время много писали о пристрастии Алехина к алкоголю, особенно начиная с 1930-х годов. В то же время известно, что накануне ответственных соревнований, в том числе матча против Капабланки и матча-реванша с Эйве, Алехин соблюдал режим и вообще не употреблял спиртного.
Он был несколько раз женат, но семья, видимо, не была главным в его жизни. У него было двое детей от разных женщин, Валентина и Александр, но в их воспитании Алехин лично не участвовал.
Известно, что Алехин очень любил кошек. Его сиамский кот Чесс постоянно присутствовал на соревнованиях как талисман.
… и как шахматист
Александр Алехин ушел из жизни в возрасте 53 лет, оставаясь действующим чемпионом мира. Он единственный шахматист, умерший непобеждённым, и до сих пор остаётся одним из величайших шахматистов XX века.
Алехин известен своим ярким атакующим стилем и одновременно глубокими теоретическими проработками позиций. Его именем назван ряд комбинаций, среди которых «защита Алехина». Он славился умением создавать сложные и эффектные многоходовые комбинации и не раз получал призы за красоту игры.
Также четвёртый чемпион мира мастерски играл вслепую, его даже называют величайшим мастером этого жанра. Он несколько раз ставил рекорды по количеству соперников в сеансах одновременной игры вслепую.
В 1970 году, когда участников «Матча века» (СССР против остального мира) попросили назвать лучшего шахматиста всех времён, большинство назвало Алехина. По подсчётам статистиков, Алехин занимает первое место среди всех чемпионов мира по проценту выигранных партий – 58 %.
Он как никто другой способствовал популяризации древней игры, объехав весь мир и сыграв несчётное количество партий. Алехина отличала вера в неисчерпаемые возможности шахмат, в их творческое начало. «Для меня шахматы не игра, а искусство. Да, я считаю шахматы искусством и беру на себя все те обязанности, которое оно налагает на его приверженцев», – говорил он.