
Окно в Россию: Петергофу 300 лет
Сергей Виноградов25.08.2023
Петергоф отмечает 300-летие. В истории музейного комплекса, одного из самых популярных в России, есть немало важных дат, но август 1723 года стоит особняком. Пятнадцатого августа (по старому стилю) император впервые пригласил в Петергоф иностранных послов и сам выступил в роли экскурсовода. Сегодня ежедневно музей-заповедник принимает до 7 тысяч посетителей только в составе организованных групп.
Пётр Первый решил построить «русский Версаль» после посещения европейских стран. Точь-в-точь ничего не копировал, объединил множество культур и русский взгляд на них. Ещё при жизни императора Петергоф стал символом открытости России. Пётр Великий прорубил окно в Европу, а чудо-город дворцов и фонтанов в пригороде Санкт-Петербурга стал окном в новую Россию.
Не зря Михаил Ломоносов написал в «Стихах, сочинённых в Петергофе на Петров день 1759 года»:
Между болот, валов и страшных всем врагов
Торги, суды, полки, и флот, и град готов.
Как с солнцем восстают к брегам Индейским воды,
Так в устья Невские лились к Петру народы.
«Лились к Петру народы»
С тем, что Петергоф строился в том числе для демонстрации обновлённой и современной петровской России, согласны и в музее-заповеднике. «Пётр I задумывал Петергоф как символ величия России. Ему было важно показать, насколько велика молодая Россия, молодая империя. Ему было важно отразить смысл его первых морских побед», – отмечает врио генерального директора «Петергофа» Роман Ковриков.
Спустя триста лет музей не перестаёт удивлять и восхищать россиян и гостей из многих стран мира. Цитируя Ломоносова, народы «лились и льются» в Петергоф по сей день. До пандемии музей-заповедник, входящий в топ-5 самых популярных музеев России, принимал до 5 миллионов гостей. В «Петергофе» говорят, что среди иностранцев особенной популярностью музей пользуется у жителей Китая.
Музей активно ведёт и международную деятельность. В недавнем прошлом выставки с видами Петергофа и экспонатами из музея проходили во многих европейских странах, в том числе во дворцах, которые Пётр Первый посещал во время своих заграничных турне и напитывался идеями строительства собственного города фонтанов.
В канун 300-летия Петергофа в сербском городе Суботице открылся выставочный проект «Лились к Петру народы. Мультикультурный Петергоф», подготовленный петербургским музеем. Чтобы сделать акцент на смешении культур, воплощённом в Петергофе, авторы выставки разбили её на четыре тематических блока, назвав их «Север», «Юг», «Запад» и «Восток».
От финской деревни до петербургского чуда
До XVIII века на месте Петергофа находились три финские деревни. История будущей петровской резиденции начинается в сентябре 1705 года, когда это место упоминается в походном журнале Петра Первого: «Шнява "Мункер" с цар`м на борту следовала по Финскому заливу на остров Котлин и "после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь, к вечеру пришли в Петербурх"».
Другой важной датой стал 1710 год, когда здесь была основана загородная резиденция Петра Великого. В ближайшие годы были начаты и завершены работы над многими дворцами, постройками и системой фонтанов. К работам были привлечены выдающиеся архитекторы и инженеры из России и зарубежных стран, Пётр лично составлял проекты парков и зданий и руководил работами.
Известно, что в 1723 году иноземные послы видели Большой дворец, дворцы Монплезир и Марли, Морской канал, Нижний парк и Верхний сад. Перед взорами гостей предстал Большой каскад, фонтаны Монплезирского сада, а также фонтаны «Пирамида», «Адам» и знаменитые фонтаны-шутихи.
Известно, что обо всех постройках и общем замысле Пётр I рассказывал сам, беспокоясь, что гости, видевшие Версаль и другие «дачи» европейских правителей, могут счесть Петергоф копией. Также известно, что царь интересовался у послов впечатлениями от посещения резиденции, и, по-видимому, был доволен произведённым эффектом.
Приморский дом Петров
Так Петергоф назвал в одном из своих стихов великий поэт Гаврила Державин, сравнивший его с раем на земле, где «спорят меж собой искусство и природа». При всей обширности территории и объектов, которые на ней расположены, назовём те, которые обязательно важно увидеть.
Начнём с Большого Петергофского дворца, который строился более десяти лет, и предстал в завершённом виде в год смерти Петра I. Сейчас это пышный трёхэтажный дворец, но таким он стал при дочери императора Елизавете, реконструкцией занимался архитектор Растрелли. При Петре дворец был двухэтажный и использовался для официальных приёмов и праздников.
Дворец Монплезир (в переводе – «моё удовольствие») возводился на берегу Финского залива по рисункам Петра. Царь не только набросал фасад, но также уделил внимание планировке комнат и интерьеру. Известно, что во дворец при Петре были проведены водопровод и канализация, которые представляли собой технические новшества того времени.
Вероятно, здесь он чувствовал себя как дома, в доказательство чего здесь выставлены его подлинные вещи – ночной колпак, полотенце, тазик для умывания. Впрочем, спальным дворцом его назвать нельзя, поскольку император открыл здесь же галерею с картинами европейских художников.
Дворец Марли получил название по аналогии с резиденцией Людовика XIV в Марли-ле-Руа, в которой бывал российский император. В петровские времена здесь останавливались гости Петергофа.
Верхний сад, который находится перед Большим дворцом, также был разбит по эскизам главного заказчика – Петра Великого. Он тщательно продумывал именно это пространство, через которое гости попадают в главный дворец. Пруды, пышные растения, удобные дорожки, беседки скульптуры – это и многое другое составляет красоты сада.
Верхний сад был разбил на площади 15 га, а Нижний превысил 100 га. Для того, чтобы погрузить в атмосферу XVIII века, сотрудники музея одеваются в костюмы того времени и гуляют по дорожкам. Ощутить себя гостями российского императора помогают и скрытые фонтаны-шутихи, которые обливают посетителей, освежая и повышая настроение.
Петергоф знаменит своими фонтанами, Большой каскад с фигурой Самсона является символом всего комплекса. Несколько слов о нём. Фигура символизирует победу России над Швецией, поскольку герой разрывает пасть льву, который являлся частью герба этой скандинавской страны. Во время Великой Отечественной войны, когда скульптуры «Петергофа» эвакуировали, оригинальный Самсон был утрачен, нового воссоздали по фотографиям в 1947 году.
Фонтанный комплекс впервые открыли через 5 лет после начала строительства резиденции. Фонтаны встречаются в самых разных уголках Петергофа, протяжённость труб, обеспечивающих их работу, составляет около 28 километров. Решение наполнить Петергоф фонтанами принадлежит Петру Первому.
Увлекшись их красотой в зарубежном турне, российский царь, не чуждый технических талантов, по возвращению домой обложился книгами по фонтанному делу – их множество в личной библиотеке Петра. Также он изучал многочисленные чертежи и собственные рисунки, сделанные в лучших парках Европы.
Но, как всегда, Пётр I всё сделал по-своему. Особенностью петергофских фонтанов было то, что, в отличие от европейских, в них не использовалась никакая механика. Воду поставляли ключи и родники Ропшинских высот.
Часть секретов петергофских фонтанов до сих пор не раскрыта. Бывшая гендиректор музея-заповедника Елена Кальницкая рассказывала, что даже специалисты (штат музея составляет около 2000 человек) по фонтанному делу со стажем «не всё понимают о них». Например, почему в некоторые жаркие летние месяцы воды много, а иногда в дождливые дни воды не становится больше.
Разгадывать загадки «искусства и природы», заложенные Петром Великим 300 лет назад, приезжают гости со всего мира.
Также по теме
Новые публикации







