В Чехии стало противозаконным выражать поддержку России
Уильям Наттрасс (William Nattrass)12.04.2023
В Чехии за открытую поддержку России можно попасть в тюрьму, пишет британский The Spectator. Ранее свободу слова в стране ограничивали только в отношении крошечного меньшинства смутьянов, теперь же правительство криминализует взгляды значительной части населения.
Сегодня выражение поддержки российской специальной военной операции на Украине стало социально и морально неприемлемым в большинстве стран Западного мира. Даже осторожность в вопросе поставок оружия Киеву во многих странах считается чем-то неправильным. Однако Чехия решила пойти ещё дальше, и теперь те, кто выражает иной взгляд на украинский конфликт, рискуют столкнуться с уголовным преследованием в соответствии с законодательными ограничениями, наложенными на свободу слова.
Молодого человека, явившегося ранее в этом году на антиправительственную акцию протеста в Праге с рюкзаком, на который был наклеен стикер Z, и в куртке с эмблемой ЧВК «Вагнер» на рукаве, приговорили к шести месяцам тюрьмы и штрафу, а ещё ему запретили находиться в границах города Праги в течение целого года. Заметив символы на рюкзаке, полиция задержала его и начала против него расследование за то, что он «отрицает, ставит под сомнение, одобряет и оправдывает „геноцид”», что по закону является уголовным преступлением.
И это не единственный случай такого рода. В Праге полиция начала расследование в отношении учительницы младших классов после того, как её ученики сделали аудиозапись, на которой она говорит, что в Киеве «ничего не происходит» и что украинские нацистские группировки убивают русских в Донбассе с 2014 года. Её уволили, а полиция передала её дело в суд. Женщине грозит от шести месяцев до трёх лет тюрьмы.
Самым резонансным из этих эпизодов стало дело лидера мощного чешского антиправительственного движения Ладислава Врабеля (Ladislav Vrabel), который предстанет перед судом за распространение «алармистских сообщений». Он заявил, что Чехия применит ядерные бомбы против России в рамках начала глобальной ядерной войны. Поскольку чешская полиция оставляет за собой право посадить вас за решётку, если вы «умышленно провоцируете серьёзное беспокойство среди по крайней мере части населения, распространяя ложные алармистские сообщения», Врабелю может грозить до двух лет тюрьмы.
В том, что в Чехии действуют законодательные ограничения на свободу слова, нет ничего нового. Они появились ещё до начала украинского конфликта. Ранее их использовали для того, чтобы помешать демонстрировать поддержку нацизма, в том числе путём демонстрации свастики. Но теперь те весьма спорные законы, которые прежде применялись в отношении крошечного меньшинства психов и смутьянов, внезапно стали использоваться для того, чтобы криминализовать взгляды значительной части населения страны.
Результаты недавно проведённого опроса показали, что 48 % граждан Чехии либо «не уверены», либо «неверно информированы», либо вовсе «придерживаются решительно пророссийских взглядов», когда речь заходит о конфликте на Украине. Последние две подгруппы, которые, как отметили авторы исследования, «твёрдо верят российской версии», составляют 14 % населения страны. А если учесть, что публичное выражение поддержки России теперь стало социально неприемлемым, в реальности доля населения, придерживающаяся пророссийских взглядов, вероятно, заметно больше.
Можно ли считать демократически приемлемым тот факт, что чешское правительство может – теоретически – подвергнуть уголовному преследованию значительную долю своих граждан, если они честно выскажут своё мнение по поводу украинского конфликта? Правительство может сказать, что их точка зрения не имеет веса, потому что она основана на «дезинформации», – эта концепция получила широкое распространение в Чехии после начала российской спецоперации. Но, если говорить о стране, которая не так давно освободилась от коммунизма ради того, чтобы обрести свободу слова и мысли, мы видим довольно странное отсутствие разногласий относительно тех дел, которые передаются в суд.
<…>
В самих «преступлениях» тоже есть масса неясностей, допускающих разное толкование. Особенно удивляет преследование людей за использование буквы Z, учитывая, что этот символ широко распространён в чешском обществе. Всем известно, что пророссийски настроенные жители страны часто выражают свой протест против ограничений на свободу слова, размещая на автомобилях наклейку с буквой Z – Začátečník, то есть «начинающий водитель».
Свобода слова медленно, но верно превращается в один из наиболее важных политических вопросов в стране. Нынешнее чешское правительство достаточно агрессивно продвигает собственные идеи касательно того, как необходимо защищать либеральную демократию западного образца, и способствует формированию такой среды, в которой любое несогласие с его политикой по Украине воспринимается как экстремизм. В недавнем отчёте Министерства внутренних дел о ситуации с экстремизмом и ненавистью в Чехии авторы подробно изложили взгляды различных «ксенофобских популистских субъектов» и других политических организаций на украинский конфликт.
Новый президент страны Петр Павел неизменно произносит всяческие правильные слова о необходимости относиться к оппонентам с уважением. Тем не менее в ходе теледебатов ранее в этом году он сказал, что не станет назначать членов антизападной популистской партии «Свобода и прямая демократия» – её поддерживает около 10 % населения страны – на министерские посты в будущем правительстве. Некоторые чешские комментаторы отмечают, что метод, который Павел избрал для защиты собственного видения демократии, представляет собой «до опасного авторитарную» интерпретацию преимущественно формальной президентской роли.
Подобные разительные противоречия становятся всё более частым явлением в среде, в которой существенные отклонения во взглядах на наиболее актуальную проблему не просто неприемлемы, но и фактически противозаконны. Чехия хорошо знакома с жестокими методами борьбы с инакомыслием, так что происходящее должно заставить её задуматься.
Источник: «ИноСМИ»