EN
 / Главная / Публикации / Русский язык и инновации

Русский язык и инновации

Редакция портала «Русский мир»03.12.2021

На Youtube-канале «Русского мира» прошла первая презентация инновационных проектов по продвижению русского языка. Были представлены первые шесть проектов, отобранные из нескольких сотен, разработанные в период с 2017 по 2021 годы.


Модератор встречи член правления фонда «Русский мир», заместитель исполнительного директора фонда Сергей Богданов отметил, что нынешняя презентация подводит итоги очень большой работы, проделанной фондом «Русский мир» за последние четыре года. «Было проанализировано 319 проектов по продвижению русского языка: 150 – российских и 169 зарубежных проектов с 2017 по 2021 год. 59 (25 российских и 34 зарубежных) были определены как инновационные, так как предполагают введение новых форм или принципиально нового содержания при продвижении русского языка в России и за рубежом», – рассказал Сергей Богданов. Он добавил, что очень широко представлен спектр зарубежных партнёров фонда – из Китая, Испании, Швеции, Латвии, Болгарии, Узбекистана, Великобритании, Германии, Финляндии, Франции, Эстонии, с Украины.

Второй модератор встречи проректор по инновационной деятельности и дистанционному обучению Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Марина Яскевич отметила, что особо были выделены проекты, имеющие перспективу дальнейшего практического использования. Презентацию открыл проект «Цифровая образовательная среда для изучения русского языка как иностранного арабоязычными учащимися “Русский язык. Начало”», разработанный Тамбовским государственным университетом им. Г. Р. Державина при финансовой поддержке фонда «Русский мир». Его представила доцент кафедры РКИ Татьяна Дьякова. По её словам, что проект ещё в самом разгаре разработки, срок его окончания – август 2022 года. Но уже сейчас с этим ресурсом можно познакомиться в открытом доступе. Он включает три основных блока: речевой этикет, вводно-фонетический курс, начальный курс. В блоке «речевой этикет» представлены 12 тем, в каждой из них даны фразы с озвучкой и переводом на арабский язык.

Русский язык Начало.jpg

В фонетическом курсе также представлены 12 уроков. На сайте можно прослушать правильное произношение звуков, слогов, фраз с различными типами интонационных конструкций. В уроки включены задания, направленные на проверку полученных знаний. В ресурс интегрирована «русская клавиатура онлайн». А овладеть техникой написания слов можно с помощью специального видео, где показана последовательность воспроизведения букв.

Каждый урок на начальном этапе включает рубрики: «день за днём», «лексика», «грамматика», «чтение», «аудирование», «говорение», «мой мир». Марина Яскевич после презентации проекта обратила внимание, что он является открытым образовательным ресурсом и не требует дополнительной регистрации. А Сергей Богданов дополнил, что фонд «Русский мир» может дополнительно способствовать расширению информационной поддержки проекта – в Сирии, Израиле, Иордании, Египте – через Русские центры и Кабинеты Русского мира, в Ливане – через Русский дом, а также в Кувейте, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах, Омане, Марокко, Мавритании – через посольства РФ и российскую арабоязычную газету.

Проект «Дружная планета» представила директор русской школы дополнительного образования в Белфасте (Северная Ирландия) Елена Геддис. Она рассказала, что идея Международного детского театрального фестиваля-конкурса пришла сразу после открытия первой русской школы в Белфасте в 2013 году. «А уже в 2014 появилось осознание, что нужны театральны студии. Хотелось, чтобы дети почувствовали себя настоящими артистами и выступали на театральной сцене», – поделилась Елена Геддис. В 2015 году прошёл первый фестиваль в Дублине, куда приехали 10 групп.

Дружная планета.jpg

Уникальность проекта заключается в том, что дети учат русский язык через участие в театральных постановках – с помощью игры в пьесе. Как пояснила Елена, дети в классе не всегда реализуют навык устной речи, а на сцене они могут отрабатывать интонацию фразы. Позднее появился конкурс сочинений «Сказочная планета», который направлен на развитие письменной речи. По мнению руководителя проекта, театральный фестиваль важен и с точки зрения воспитания, поскольку помогает юным участникам ощутить чувство локтя – дети участвуют в написании сценарии, а также помогают друг другу выучить язык. Ну а чтобы никто не чувствовал себя обделённым по результатам конкурса, организаторы разработали 16 номинаций призёров, так что практически каждый ребёнок получает свой диплом.

В конкурсе сочинений участвуют дети из разных стран, присылающие свои рисунки и письменные работы. И по итогам конкурса всегда издаётся сборник сочинений. Ситуация пандемии заставила участников проекта перейти в онлайн, что значительно расширило число его участников. Но всё же, уверена Елена Геддис, не менее важно личное общение детей вживую на фестивале.

Как отметил Сергей Богданов, фестиваль «Дружная планета» – замечательный пример комплексного проекта, где есть и зрелищное событие, и платформа для мотивации к изучению русского языка, и прекрасный конкурс сочинений. По его мнению, имеет смысл сделать фестиваль ежегодным и с привлечением максимально возможного количества участников.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена представил учебно-методический комплекс «Русский деловой язык для стран СНГ». Один из авторов проекта профессор Дмитрий Руднев рассказал, что идея появилась в декабре 2016, когда возникла необходимость разработать учебник по деловому языку. Авторы пришли к выводу, что нужен учебник для разных адресатов – самих обучающихся, преподавателей и членов бизнес-сообщества. Профессор Руднев отметил универсальный характер пособия, которое будет интересно не только в СНГ, но и внутри России.

Русский деловой язык для стран СНГ.jpg

Комплекс состоит из трёх книг. Первая содержит ряд сведений это история изучения делового языка и история становления русского делового языка. Вторая часть рассматривает язык с точки зрения жанров делового языка в исторической перспективе. Пристальное внимание уделено истории слов, специфике конструкций деловых жанров.

Третья часть имеет для студентов максимально практический характер. Она содержит типовые ситуации и жанры. Также в пособии рассматриваются наиболее распространённые трудности, с которыми сталкиваются носители языка и даётся большое количество заданий.

Сергей Богданов обратил внимание коллег на большую актуальность этого проекта. А его ориентация на страны СНГ позволит выйти на их образовательный рынок с новым ресурсом.

Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина представил «Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)». Руководитель проекта профессор Эльхан Азимов рассказал, что словарь включает примерно 3000 терминов, и их количество постоянно растёт. Важный момент – появление словаря в электронной версии в сотни раз расширило список его пользователей. К примеру, система поиска Яндекса показывает порядка 18 миллионов обращений к словарю. Также словарь представлен на портале «Грамота.Ру», а в последние два года вышло два дополнительных тиража словаря, что также говорит о его большой востребованности.

По мнению Сергея Богданова, такие проекты чрезвычайно важны – без них невозможно создать единое образовательное пространство.

Ещё один проект Института им. А. С. Пушкина – мультимедийный образовательный комплекс «Достоевский на интерактивном чтении» на основе рассказа «Ёлка и свадьба». Его представила профессор Наталья Кулибина, отметившая, что это открытый ресурс, где представлены и текст, и аудио, и анимация. Текст разделён на фрагменты, чтобы читатель последовательно заходил в каждый из них. Вопросы и задания к фрагменту интерактивны – таким образом, читатель мотивируется участвовать в чтении, выполнять какие-то действия. Например, у него есть необходимость ещё раз обратиться к тексту, вернуться к нему. Важный момент: разработана также и мобильная версия проекта.

Достоевский на интерактивном чтении.jpg

По словам Сергея Богданова, это очень современная и содержательная работа, которая также должна быть широко распространена через Русские центры и Кабинеты Русского мира.

И ещё один проект, представленный на презентации, – это Олимпиада по русскому языку «СМОРодина», придуманная в Сибирском государственном университете науки и технологий. Проект представила заместитель директора Института социального инжиниринга Светлана Ускова.

Олимпиада Смородина.jpg

Фонд «Русский мир» поддержал проект в 2017 – 2019 годах, что позволило расширить круг экспертов и спикеров для профессиональных мастер-классов. Каждый сезон олимпиады посвящён отдельной теме – от сказок, исторических поговорок до таинств гаданий на Руси и обрядов, народных праздников. Задания на олимпиаде также разнообразны – от интерактивного диктанта до игрового квеста, песен, шуток и частушек. Организаторы уверены, что олимпиада помогает участникам взглянуть на русский язык и культуру с новой стороны.

Сергей Богданов предложил вывести олимпиаду «СМОРодина» на международный уровень, поскольку это знакомство с русским фольклором, а у организаторов наработан огромный опыт.

Завершая презентацию, Сергей Богданов отметил, что представленные проекты помогут определить направления работы по продвижению русского языка в будущем.

Также по теме

Новые публикации

Драматические события в Казахстане привлекли самое пристальное внимание к этой стране, особенно в России, поскольку именно в Казахстане проживает одна из самых больших диаспор российских соотечественников. Как они оценивают произошедшее, рассказывает член Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, Максим Крамаренко (Астана, Казахстан).
В конце декабря были подведены итоги I Ибероамериканской онлайн-олимпиады по русскому языку, организованной Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина при поддержке фонда «Русский мир». В олимпиаде приняли участие 15 университетов и 17 языковых центров многих стран Латинской Америки, Испании и Португалии.
Волнения в Казахстане, о которых очень много пишут российские СМИ, выявили одну проблему. Как писать правильно: Алма-Ата или Алматы (Алмааты), Чикмент или Шыкмент? Кыргызстан или Киргизия, в конце концов?.. При взгляде на пёструю от разных написаний ленту новостей появляется ощущение, что в каждой редакции собственные взгляды на правила.
11 января во многих странах, в том числе и в России, отмечается Международный день спасибо. Идея отмечать такой праздник была принята ООН и ЮНЕСКО, чтобы напомнить миру, как важно быть вежливым, добрым и отзывчивым.
Наступивший год станет юбилейным для Ивана Гончарова. Многим жителям  немецкоговорящих стран творчество Гончарова известно в переводах Веры Бишицки, которая в наступившем году отметит 10-летие выхода первого издания своего «Обломова», ставшего настоящим бестселлером в Германии, Австрии и Швейцарии.
Марину Неёлову, отмечающую 8 января свой юбилей, можно смело назвать «лицом эпохи». Её хрупкие, беззащитные, иногда чрезмерно эмоциональные, но при этом невероятно притягательные героини стали символом новой женственности, востребованной на излёте советской эпохи.
Выдающийся русский композитор, изобретатель светомузыки Александр Николаевич Скрябин родился 150 лет назад. Его музыку понимали далеко не все и при жизни, и в наши дни. Творчество АНС, как его часто называет молодое поколение музыкантов, не укладывается в стандарт типичной «русской музыки».
Чтобы новогодние праздники не были скучными, разнообразьте досуг интеллектуальными играми – буриме, шарадами, ребусами и т. д. Весёлое времяпрепровождение вам и вашим гостям будет обеспечено!