EN
 / Главная / Публикации / Hard или soft? Какие навыки нужнее для будущего

Hard или soft? Какие навыки нужнее для будущего

Тамара Скок07.10.2021

Фото: сайт Министерства образования и науки РФ

6 октября стартовал Московский международный салон образования – наверное, крупнейшая в России интеллектуальная и деловая площадка, посвящённая современным образовательным технологиям. Московские салоны проводятся с 2014 года, и в этом году организаторы ожидают 250 тыс. участников – родителей и учеников, учителей и воспитателей, бизнесменов и чиновников.

Навыки для будущего

На ММСО-2021 много говорили о настоящем и грядущем, сличая их характерные черты применительно к системе образования. Так, в ходе работы дискуссионной площадки «Навыки для будущего, которое уже наступило» Евгений Малеванов, директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» в Агентстве стратегических инициатив, обратил внимание собравшихся на то, как быстро в современных условиях детям приходится адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, а педагогам, кроме того, предугадывать, какие навыки станут самыми важными для будущего. Об этих детских умениях и навыках и размышляли спикеры площадки.

Заведующая детским садом № 2 из Новосибирска Татьяна Бурдина, лидер проекта «Техносад», назвала ключевым навыком гибкость, мобильность. По её словам, предлагая детям поучаствовать в разных практических и творческих проектах, воспитатели развивают в детях коммуникабельность, лидерство, умение договариваться, проявлять инициативу. Проекты, над которыми работают воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет, не воспринимаются как детская забава: фермерство, журналистика, программирование, электроника и прочие важные для настоящего и будущего направления осваиваются вполне по-взрослому. При этом, по мнению Т. Ю. Бурдиной, основная детсадовская функция осталась прежней: «Мы просто поменяли игрушки».

Ирина Шульгина, руководитель социально-образовательного проекта «Школа позитивных привычек» Благотворительного фонда содействия развития социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», поддержала коллегу. Навыки работы в условиях неопределённости, по её мнению, это умение работать в команде и принимать на себя роль лидера. Взрослым в этой ситуации нужно всячески поддерживать детскую инициативу и создавать базу для реализации личностных качеств ребенка.

Генеральный директор ООО «Европейский центр бизнес-коучинга» Наталия Долина одним из ключевых навыков назвала умение создавать собственную реальность: принимать ответственность за «поворот руля», понимать, что своим умом и интеллектом ты создаёшь и формируешь жизненное пространство, определяющее твоё настоящее и будущее. Взрослым при этом очень важно помочь ребёнку поверить в свои силы, раскрыть личностный потенциал.

Продолжила эту мысль Любовь Зубарева, ведущий методист Международной школы программирования и математики «Алгоритмика». По её мнению, задача взрослых – показать ребёнку, что он многое может. Родители и педагоги должны поддерживать в детях креативность, от простых задач переходя к более сложным. Для будущего важно стремление развиваться, идти к новому, решая проблемные задачи в команде. Она привела пример такого взаимодействия разновозрастных групп в ходе реализации проекта «Астроквест», когда дети из разных городов работали сообща и смогли наладить дистанционное взаимодействие, добившись впечатляющих результатов.

С точки зрения индивидуального предпринимателя Ирины Леонтьевой, для бизнеса будущего нужны люди, умеющие создавать новое, креативить и проявлять инициативу. Это, по её мнению, позволит обойти роботов, не способных творить и генерировать идеи.

Участники дискуссионной площадки обозначили несколько проблем, мешающих школьникам в полной мере реализовать свой потенциал: замешанная на страхе за чадо родительская любовь; давление не всегда доброжелательного социума; акцент в образовании и воспитании на ошибки и промахи, а не на успехи и достижения ребёнка; неумение делать правильные выводы из ситуации проигрыша; низкая самооценка и неверие в собственные силы; неготовность родителей и педагогов к жизни в новых реалиях. Однако все спикеры отметили, что участники образовательного процесса нынче совсем другие: более активные и смелые, желающие взаимодействовать и учиться новому, создавать мыслью новую реальность.

«Жёсткие» навыки или «мягкие» умения?

Тема получила своё развитие во время дискуссии «Hard & Soft. Какие умения нужны в профессиях будущего?». Её участники оперировали такими понятиями, как hard skills и soft skills применительно к педагогическим и ученическим навыкам. И тут взгляды были диаметрально противоположными. Так, по мнению директора московской школы № 444 Ирины Акуловой, профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, важнее, чем «мягкие навыки» из серии универсальных социально-психологических качеств. А вот, по мнению Веры Ниловой, возглавляющей «Школу Дмитровский», именно soft skills определяют развивающую среду, основанную на взаимодействии и бережном отношении друг к другу, позволяют в полной степени раскрыться талантам ребенка и даже обеспечивают успех правильной профориентации в будущем.

Антон Марко из Городского методического центра Департамента образования города Москвы призвал говорить не о разделении, а о разумной конвергенции hard & soft. Именно в синтезе успех, как в разумном единении практики и теории, фундаментального знания и дерзкого эксперимента, классической науки и современных прорывных технологий. То же и с пресловутыми скилами: чтобы реализовать успешный проект, необходимо не только в технике разбираться, но и уметь работать в команде, доверять другим людям, делегировать, контролировать и т. д.

«4К» для учителя

Итоговая часть дискуссии коснулась вопросов, каким должен быть современный учитель, и нет ли опасности, что в скором будущем он уступит своё место роботам? Владимир Попов, учитель ГБОУ «Цифровая школа», поспешил заверить коллег, что такой угрозы для педагогов в ближайшее время нет, а вот бухгалтерам, продавцам и даже программистам стоит крепко задуматься. Учитель же сегодня должен, по мнению спикера, «прокачивать» предметные, метапредметные и личностные качества, отшлифовывать умение обучать дистанционно, развивать в учениках ключевые компетенции XXI века, так называемые «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникацию и кооперацию (умение взаимодействовать). Важно также желание педагога самосовершенствоваться, постоянно учиться, быть в курсе последних достижений в области своего предмета, а кроме того, уметь говорить с учениками на одном языке и пробуждать в них живой интерес к изучаемой науке. По мнению участников дискуссии, учитель будущего – это уже не автономный носитель знаний, как в недавнем прошлом, а больше модератор и фасилитатор, направляющий работу учеников и обеспечивающий их успешную групповую коммуникацию.

Завершая дискуссию, спикеры упомянули созданный для подростков «Атлас профессий 3.0», в котором содержится множество увлекательных статей о реальных специальностях ближайшего будущего, и процитировали фантаста Айзека Азимова: «Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее».

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Как правильно – не интересно или неинтересно, не важно или неважно? Наверняка с этим вопросом хоть раз сталкивался каждый пишущий. Однако решить эту лингвистическую задачку не составит труда, если вооружиться правилом.
«В латвийских политических условиях право на уроки русского языка и литературы приходится отвоевывать с боем. Русский язык и литература полностью вытесняются из системы школьного образования для того, чтобы ассимилировать русских. Или заставить их выехать», – пишет в своем эссе «От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский?» на XXII Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Латвии Александр Филей.
Фонд «Русский мир» продолжает поддерживать международную программу Всероссийского детского центра «Океан» «Дети мира». В этом году смена проходила в рамках VII Международных спортивных игр «Дети Азии». «Океан» принял порядка 1300 ребят из Армении, Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Ливана, Монголии, Пакистана, Таиланда, Туркмении, Узбекистана и России.
История слова «Телеграм» насчитывает менее 10 лет, но за такой незначительный по меркам языка срок оно успело прочно войти в нашу речь. Однако чем чаще мы используем «Телеграм», тем больше возникает вопросов, касающихся правописания и склонения названия популярного мессенджера.
В Республике Конго надеются открыть русскую школу. Об этом проекте и о продвижении в Африке русского языка и российского образования рассказывает Дюк Мишель Нгебана – Почётный консул Российской Федерации в городе Пуэнт-Нуаре, заместитель председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников.
В городах Германии прошёл опрос, приуроченный к 80-летию Сталинградской битвы. Немцев спросили, знают ли они о нападении гитлеровцев на Советский Союз, о потерях СССР и значении Дня Победы для россиян, выходцев из советских республик и их потомков.
Освежает в жару, создаёт хорошее настроение, нравится взрослым и детям, отличается разнообразием вкусов – всё это о мороженом и его предшественниках. Интересны лакомства и с лингвострановедческой точки зрения.