EN
 / Главная / Публикации / В Египте прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки

В Египте прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки

Алина Мухина09.06.2021

Форум русистов Африки 3.jpg

29 – 31 мая 2021 года в Российском центре науки и культуры в Каире прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки. Участниками мероприятия, организованного ООО СП «Содружество» при поддержке Россотрудничества, стали более 80 гостей: специалисты в сфере образования, в том числе учёные, литераторы, авторы учебников и учебно-методических пособий, филологи из стран Ближнего Востока и Африки; руководители и преподаватели организаций, осуществляющих в странах Ближнего Востока и Африки образовательную деятельность по основным или дополнительным общеобразовательным программам; преподаватели национальных учебных заведений и образовательных центров стран Ближнего Востока и Африки с преподаванием русского языка как иностранного, филологи; представители СМИ.

Сегодня на русском языке за пределами Российской Федерации говорят 127 миллионов человек. По количеству говорящих русский язык находится на шестом месте в мире, по уровню распространённости занимает восьмую позицию, являясь также одним из самых переводимых языков.

Русский язык изучают, чтобы получить образование в России, найти работу, развивать бизнес и туристическую деятельность совместно с российскими партнерами. На базе представительств Россотрудничества работают курсы русского языка в 58 странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, например, функционируют специализированные курсы, нацеленные на различные аудитории слушателей: детей соотечественников, студентов, сотрудников государственных структур, работников туристических компаний, представителей бизнеса и др. Однако в условиях, когда русский язык переживает сложные времена и число говорящих на нём в мире сократилось, важно активизировать технологии поддержки педагогов, преподающих РКИ за рубежом. Поэтому одними из главных, рассмотренных на форуме в Каире, стали вопросы развития образования на русском языке и поддержки педагогов-русистов в странах Ближнего Востока и Африки.

В рамках форума работали две секции: «Современное состояние и перспективы развития образования на русском языке в странах Ближнего Востока и Африки, в том числе для учащихся и/или студентов» и «Язык и межкультурные коммуникации, особенности преподавания русского языка и литературы для школьников и студентов, владеющих русским языком как иностранным. Мотивирование к изучению и преподаванию русского языка как иностранного».

Форум русистов Африки 1.jpg

Новации в обучении РКИ

Открылся форум приветственным словом руководителя Представительства Россотрудничества в Египте Алексея Теваняна. Доклады в рамках пленарного заседания были посвящены современному состоянию русского языка, основным тенденциям обучения русскому языку как иностранному, особенностям обучения русскому языку в странах Ближнего Востока и Африки. Также были рассмотрены актуальные вопросы, основные потребности и перспективы развития преподавания русского языка как иностранного в данных странах.

О тенденциях, методиках, новациях обучения русскому языку за рубежом рассказала заведующая кафедрой довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета профессор Елизавета Хамраева. В своём выступлении она подчеркнула особую востребованность русского языка в мире, в частности, в странах Ближнего Востока и Африки. Специалист также представила доклад о традициях и новациях в обучении детей-билингвов в условиях отсутствия языковой среды и диагностике общеучебных умений детей-билингвов.

Особое внимание докладчик уделила детскому модулю преподавания русского языка за рубежом, а также диагностической системе определения уровня владения русским языком у всех категорий детей, обучающихся в русских школах за рубежом разного типа; сделала акцент на общеучебных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных и учебно-информационных умениях для билингва. Кроме того, Е. А. Хамраева рассмотрела метапредметные, нарративные навыки, а также монологической и диалогической речи у детей-билингвов.

Тема выступления доцента кафедры довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета Марии Кожевниковой – «Образование на русском языке в XXI веке: особенности и преимущества». Акцент был сделан на положительных последствиях перехода на дистанционную форму обучения, проведён сравнительный анализ очной и дистанционной форм обучения на русском языке иностранных студентов. В последующих выступлениях эксперт рассмотрела современные интегративные традиции в обучении РКИ, а также обучение РКИ на основе диалога культур посредством учёта и преодоления интерференции в рамках лингвистического, психологического, психолингвистического и лингвокультурного аспектов.

Большое значение для повышения эффективности обучения РКИ имеют современные технологии преподавания и актуальная учебная литература. Так, смешанные формы обучения в процессе преподавания РКИ представил на Форуме преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки Илья Карпенко, доцент департамента иностранных языков Московского физико-технического института. Он также обозначил тенденции обучения РКИ и ключевые проблемы РКИ, в частности проблему системности в преподавании РКИ.

Светлана Ремизова, генеральный директор издательства «Русский язык. Курсы», поделилась актуальными походами к выбору эффективного учебника по РКИ. Она представила наиболее актуальные учебники, формирующие лингвистическую и коммуникативную компетенции на начальном уровне обучения; учебники по русскому языку для начинающих, включающие практический русский язык, актуальную грамматику; учебные пособия по развитию речи, чтению. Светлана Юрьевна также провела презентацию онлайн-приложения к учебному пособию для иностранных студентов «О России по-русски», мультимедийного комплекса «Путешествуем по России» и др.

Большой интерес вызвал доклад доцента Московского физико-технического института Елены Скороходовой, рассказавшей об изменениях в системе функциональных стилей современного русского языка и использовании текстов СМИ для обучения РКИ.

Свои выступления главный редактор издательства «Златоуст» Анна Голубева посвятила современным теориям освоения второго языка и их отражению в учебных пособиях по РКИ для арабоговорящих учащихся, а также особенностям быстрой и эффективной подготовки к экзамену на сертификат ТРКИ.

Форум русистов Африки 2.jpg

Темой доклада заведующей кафедрой русского языка как иностранного Московского государственного лингвистического университета Ирины Масловой стали способы формирования мотивации изучения русского языка через лингвокультурологические и профессиональные интересы. В рамках последующего выступления на форуме И. Б. Маслова представила основные акценты коммуникационной стратегии популяризации курсов русского языка.

Тему мотивации продолжила старший преподаватель департамента иностранных языков и подготовительного отделения международного департамента Московского физико-технического института Ольга Тиханова, рассказав об особенностях вовлечения в материал студентов-нефилологов при изучении РКИ. Эксперт также представила педагогический дизайн электронных курсов в обучении на русском языке.

Доцент ДА МИД РФ, профессор Российской академии естествознания, научный редактор издательства «Русский язык. Курсы» Елена Денисенко рассказала, как сделать уроки РКИ яркими и интересными посредством работы с лингвокультурологическим материалом.

Медиатворчество как инструмент изучения русского языка за рубежом представила Елена Черникова, педагог, руководитель образовательного центра «Родник». Художественному тексту как источнику страноведческих знаний, нескучной грамматике на улицах Москвы и визуальным средствам как стимулам к общению на русском языке были посвящены доклады Тамары Каргы, заместителя начальника Центра обучения РКИ, старшего педагога Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Русский язык в Африке и на Ближнем Востоке

Большое внимание на форуме было уделено специфике преподавания русского языка как иностранного в странах Ближнего Востока и Африки. В частности, учитель Ляйсан Батыркаева (Русский дом в Лусаке) и переводчик Файед Ахмед Мустафа Мохамед (Русский дом в Александрии) рассказали об актуальных проблемах изучения РКИ, с которыми сталкиваются студенты при изучении русского языка как иностранного. Особенностями обучения детей русскому языку поделилась Нагиб Хода Мухаммед, учительница из школы Сент-Клэр. Тенденции преподавания русского языка в международных школах представила педагог Лариса Разова (International school of London Qatar, Berlitz language center), опыт преподавания РКИ в Ливане – Алла Монзер, заместитель председателя ЛОПРЯЛ (Ассоциация русскоговорящих женщин («Радуга») в г. Сайда). Вопросы преподавания РКИ в Конго рассмотрел в своем докладе педагог Окала Итона Шансель (Русский дом в Конго).

Важную роль в развитии интереса к русскому языку за рубежом сегодня играют образовательные и культурные центры. Представительства Россотрудничества – Российские центры науки и культуры за рубежом – выступают площадками для образовательных и культурных мероприятий, развития международных контактов, активизации взаимодействия молодёжи.

В ходе форума заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОЦ «Наши традиции» (Хургада) Залина Сикоева представила доклад об организации и функционирования Русского образовательного центра, поделилась опытом и особенностями работы ОЦ «Наши традиции» в Египте. О курсах русского языка в РЦНК (Амман) рассказала преподаватель Светлана Салех (Русский дом в Аммане). Особый акцент Светлана Юрьевна сделала на организации учебных занятий на курсах, в частности в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

Особое внимание РКИ в условиях пандемии в своём докладе уделила преподаватель русского языка культурного центра «Родник» в Ирбиде Елена Шестова.

Алина Гильманова, директор образовательного центра «Аист» в Дубае, ознакомила слушателей с особенностями развития детей-билингвов и трилингвов в ОАЭ. Технологии создания интерактивного урока РКИ на базе системы Moodle представил Абу Эль-Иля Мохаммед Абдель Фаттах, преподаватель РКИ (факультет иностранных языков (Аль-Альсун), Айн-Шамский университет и Русский дом в Каире). Большое внимание слушателей привлек также доклад об использовании игр как метода обучения РКИ нейропсихолога, преподавателя РКИ, руководителя Русского подросткового клуба в Каире Дарьи Мацук.

Форум русистов Африки 4.jpg

Форум стал актуальной платформой для профессионального общения русистов, экспертов, представителей культурных и образовательных центров и позволил обсудить широкий спектр вопросов. Помимо этого, на выставке учебной литературы участники смогли ознакомиться с новыми учебно-методическими изданиями по русскому языку как иностранному. Дискуссионный круглый стол позволил участникам обменяться опытом в сфере преподавания русского языка и литературы для школьников и студентов, владеющих РКИ.

Практическую часть форума составил мастер-класс Эльмиры Афанасьевой, главного научного сотрудника лаборатории филологических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. Она также выступила модератором литературной гостиной «Пушкинский код в период изоляции 2020 года».

Прошедший форум был направлен на активизацию педагогического, культурно-гуманитарного сотрудничества, поддержку позиций русского языка и популяризацию российского образования в странах Ближнего Востока и Африки. Формат форума дал возможность экспертам обменяться лучшими практиками в сфере обучения РКИ и передовыми технологиями продвижения русского языка, помог педагогам ознакомиться с современными методами преподавания РКИ. По мнению участников, он стал продуктивной площадкой для развития профессионального взаимодействия преподавателей-русистов, учёных и филологов Ближнего Востока и Африки.

Материалы форума преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки представлены на официальном сайте мероприятия.

Также по теме

Новые публикации

Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
Многие иностранные студенты уже получают образование в вузах РФ, а нацпроект «Наука и университеты» предполагает развитие этого направления и повышение привлекательности отечественного высшего образования. В августе пять российских университетов объединились в консорциум, чтобы предложить уникальную программу подготовки иностранцев к обучению на русском языке.
Как и чему сегодня нужно учить инженеров? Могут ли российские технические вузы конкурировать с зарубежными? Стоит ли опасаться роботов и искусственного интеллекта? На эти и другие вопросы отвечает и. о. ректора МГТУ СТАНКИН Владимир Серебренный.
В Международном союзе немецкой культуры представлена книга «Немецкие тайны» Александра Фитца. Это исследование о том, как немцы стали российскими, затем уехали в Германию, а теперь кто-то возвращается, а кто-то живёт на две страны.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» прокомментировал заявление Президента Украины Владимира Зеленского о возможной войне с Россией.