EN

Вячеслав Никонов: «Ничто никогда не заменит живого общения преподавателя с учеником»

Дмитрий Попов07.06.2021

Фото: spa.msu.ru

Доктор исторических наук, писатель, политолог, политик, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета госуправления МГУ, один из первых знатоков телеклуба «Что? Где? Когда?», ну и, как не упомянуть, внук Молотова, Вячеслав Никонов отмечает 65 лет. Пользуясь случаем, мы решили поздравить его с полукруглой датой и заодно немного поговорить о политике, проблемах образования и жизни.

– Вячеслав Алексеевич, начнём с глобального – вы имперец? Как вы видите роль нашей страны в мире?

Россия – один из суверенных центров современного мира. Их не так много. Есть суверенный центр – Соединённые Штаты, есть – Китай. Есть Индия, есть Россия. Вероятно – Европейский союз. Хотя его суверенность под большим вопросом. И, пожалуй, всё. Все остальные государства – они либо не суверенны в полном смысле, либо суверенитет их не имеет большого значения. На самом деле, суверенный центр, это центр, влияющий на расклад сил в мире. И Россия принадлежит к ним.

– В таком случае, что можно ждать от встречи Путина и Байдена?

Успехом этой встречи будет возобновление хотя бы части из тех переговорных форматов, которые существовали в последние десятилетия между нашей страной и США. Прежде всего – по вопросам стратегической безопасности. Если движение какое-то в эту сторону будет осуществлено, то это будет уже позитивный итог саммита. Может ли саммит провалиться? На мой взгляд, безусловно – нет. Потому что с одной стороны у Путина никогда не было провальных саммитов. А у Байдена саммит провальным объявить некому. Трампу объявили провал американские мейнстримовские СМИ и глубинное государство не позволило реализовать ни одного из достижений того саммита. Было многое договорено, но ничего не было исполнено. Потому что просто саботировали. А сейчас, поскольку Байден имеет ореол святости для американского мейнстрима, то с американской стороны будет объявлен очередной успех. Поэтому, я думаю, саммит в целом не может быть провальным.

– Давайте перейдём к нашему мейнстриму. Вы вошли в руководящий состав общества «Знание». Что вы ждёте от этого начинания? Я помню в школьные годы ходил на лекции общества «Знание», мне нравилось. Что это будет сейчас?

Я думаю, тоже самое, что было, когда вы ходили на лекции и вам нравилось. Я в своё время тоже работал в обществе «Знание» и в Институте марксизма-ленинизма вёл лекции, в том числе в балетной труппе Большого театра, в Театре сатиры и в театре «Ромэн». В Большом театре была самая благодарная аудитория в моей жизни.

– И что вы им рассказывали?

Я им рассказывал о той стране, в которую им предстояло ехать на гастроли. Им надо было перед этим пройти выездную комиссию в райкоме партии, и я им рассказывал абсолютно всё то, что нужно было, чтобы пройти эту комиссию.

А что касается общества «Знание» это перезагруженное общество. Оно в большей степени сейчас будет полагаться на современные информационные технологии. На то, что даст возможность охватывать всё больше и больше слушателей. Во всяком случае, за первые неделю-две работы общества лекции прослушало порядка 70 миллионов человек. Речь идёт о том, чтобы в работе общества принимали участие не только активисты общества, которые получают за свою работу определённый гонорар, но и все – вы, наверное, заметили, что и Владимир Путин принял участие в открытии работы этого общества. Не говоря уже о ведущих ньюсмейкерах нашей страны, министрах. На самом деле это работа на совершенно другом уровне.

– Тогда к вопросу об образовании. Бытует мнение, появившееся после пандемийного опыта, что живое образование станет уделом богатых. А всех бедных загонят в онлайн и учить будут дистанционно, поскольку это дешевле.

Ничего подобного даже в планах нет. Цифровизация была вызвана в первую очередь ситуацией, пандемией. В этих условиях надо было учить детей, студентов. И это было сделано, причём сделано лучше, чем во многих других странах. К счастью, мы оказались к этому гораздо лучше подготовлены. Я знаю, как с этим мучились мои коллеги в разных государствах, в том числе самых развитых. Надо сказать, что их мучения были гораздо более серьёзными, чем у нас. Выяснилось, что у нас и инфраструктура лучше организована, и сами преподаватели оказались более подготовлены к тому, чтобы эту работу вести и не нарушать учебный процесс. Никакой цели введения такой цифровизации образования нет. Ничто никогда не заменит живого общения. Как преподаватель с 42-летним стажем, могу сказать вам, что преподавание живьём – это совсем другое дело и для студента, и для преподавателя. Должен быть контакт учителя с учеником – иначе это не работает. Система образования наша всегда была на этом построена. И она и будет на этом построена.

– Ещё один момент беспокоит школьников и родителей. В пандемию ЕГЭ сдавали только те, кто собирался идти в вуз. Остальные сдавали государственный выпускной экзамен. Эта практика будет продолжена?

Пока это исключительный случай. Я считаю, что система экзаменов должна быть универсальной для всех. Иначе мы создаём разные категории выпускников, чего никогда не было. Сейчас ситуация в значительной степени вынужденная, а дальше – надо думать. У нас есть аргументы и за, и против, чтобы эта система была продолжена. Будет дискуссия на этот счёт и, соответственно, будут решения приняты. Причём эти решения принимаются не на уровне закона, чем занимается Государственная дума, а на уровне подзаконных министерских актов.

– Будет ли что-то меняться в системе оплаты труда преподавателей? Это же огромная проблема – руководство получает огромные зарплаты, рядовые педагоги – мизер, но статистика хорошая – средняя-то зарплата вполне на уровне.

У нас были большие парламентские слушания еще в 2019 году. Мы тогда предложили формулу и даже согласовали с Министерством образования и науки, оно тогда было объединённым. Формула предполагала, что в оплате труда преподавателей не менее 70% должно приходиться на базовую ставку. Это сняло бы, в том числе, вопрос начальной зарплаты для молодых преподавателей. Но эта формула до сих пор не реализована. Мы продолжаем вести бои касательно оплаты труда педагогов и вообще бюджетов образования и науки в нашей стране. Бои ведутся с Минфином. В ежедневном режиме. Минобразования и Минпросвещения воюют на нашей стороне, но не всегда успешно.

– Начали с глобального, давайте теперь немного о личном. Какой самый запоминающийся подарок у вас был на день рождения?

Когда?.. В любые времена?.. Ну, например, мне очень понравился велосипед «Школьник», который мне подарили на восьмилетие. Классный был велосипед!

– А сейчас чтобы вы хотели получить в подарок?

Для меня самый большой подарок – когда мы соберёмся узким кругом самых близких людей, моих родных. Возможность повидать всех своих – самый большой подарок.

Источник: MK.ru

Также по теме

Новые публикации

В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.