EN
 / Главная / Публикации / «Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде»

«Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде»

Светлана Сметанина13.05.2021

Образ Александра Невского, древнерусского князя и православного святого, 800 лет со дня рождения которого отмечается в эти дни, оказался неожиданно актуальным и востребованным в обществе. Его имя постоянно на слуху, а в рейтингах героев России он неизменно оказывается в первой тройке, с лёгкостью обходя более современных исторических персонажей.

Александр Невский на триптихе Ю. П. Пантюхина «За землю Русскую». Фото: pravmir.ru###https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskiy-svyatoy-kinogeroy/

Возможно, дело в том, что именно в образе Александра Невского сошлись все народные представления об идеальном правителе Руси – защитнике земли Русской и хранителе православной веры, сумевшем сохранить Отечество в критическое для страны время угроз как с Запада, так и с Востока. И неожиданным образом те давние события откликаются в современных вызовах, вновь стоящих перед Российским государством.

Прозвище Невский юный новгородский князь Александр Ярославович получил за победу над шведскими рыцарями-крестоносцами, напавшими на Русь в расчёте на лёгкую победу. Действительно, обстоятельства вроде бы к этому располагали. Только что в 1237 – 1238 годах по Руси прокатилось войско татаро-монгольского хана Батыя. Русские города и селения были разграблены, местные жители угнаны в плен. Казалось, история Руси как самостоятельного государства на этом закончена. И этим решает воспользоваться Ливонский рыцарский орден под покровительством Папского престола. Рыцари со всей Европы собираются в очередной Крестовый поход – теперь уже на Русь, чтобы передать под власть Папы народ Северо-Западной Руси.

Таким образом, войско крестоносцев оказалось на берегу Невы, где получило неожиданный и мощный отпор от 19-летнего новгородского князя Александра. Причём сам Александр даже сразился с предводителем завоевателей – ярлом Биргером, поразив того ударом копья. Оставшись без полководца, крестоносцы не выдержали напора русского войска и бежали.

Рерих Н. К. Александр Невский поражает ярла Биргера, 1904 г. Фото: Виртуальный русский музей### https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/rerih_n._k._aleksandr_nevskiy_porazhaet_yarla_birgera._1904._zh-1960/index.php

Вроде бы не самая главная битва Александра Ярославовича – впереди ещё знаменитое Ледовое побоище. Но народная молва, руководствуясь своими соображениями, нарекла князя Невским и тем самым во многом определила его дальнейший выбор и судьбу.

Авторитет у народа молодого князя не пришёлся по нраву новгородским боярам и те сумели удалить его из города, в котором власть князя была ограничена народным вече. Но очень скоро поплатились: немецкие войска захватили Псков и почти вплотную приблизились к Новгороду. Пришлось строптивым боярам вновь просить князя вернуться в город. И в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище – на льду Чудского озера. Заманив неповоротливых рыцарей в тяжёлых доспехах на тонкий лёд, русская конница атаковала и разгромила их войско. И после этого крестоносцы оставили свои попытки обратить Русь в католичество и подчинить её Папе Римскому.

Точнее, были оставлены попытки поработить Русь силой. Спустя несколько лет глава Римско-католической церкви прислал письмо русскому князю, в котором шантажом и уговорами предлагал ему военный союз с западными странами против Ордынского ига, а также пытался подкупить обещанием укрепить его власть над другими русскими княжествами. Но при условии перехода в католичество, разумеется. Александр Невский отказался. Вместо этого он едет в Орду, чтобы получить от монгольских ханов ярлык на княжение.

Почему русский князь делает именно такой выбор? Российский историк Николай Костомаров писал, что «XIII век был периодом самых ужасных потрясений для Руси. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать своё существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твёрдое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославович Невский».

Александр Невский прекрасно понимал, что вести борьбу на два фронта раздробленная Русь не в состоянии. Под властью Орды Русь оставалась православной и сохраняла свои устои, откупаясь от захватчиков данью. И князь сделал единственно верный выбор в этой сложнейшей ситуации – жертвовать материальным, сохраняя духовное. Поэтому, когда новгородцы в очередной раз восстали против сборщиков дани и убили их, князь предпочёл сурово покарать зачинщиков беспорядков и лично обложить город данью. А после этого сам с богатыми дарами отправился в Орду, чтобы избежать карательного похода татаро-монголов на Русь. Поездки в Орду нередко заканчивались для русских князей смертью, и отец Александра – князь Ярослав Всеволодович – по преданию также был отравлен в ханской ставке.

Хан год продержал Александра у себя в неволе. Таким образом, через смирение и покорность русский князь покупал у Орды мир и безопасность для своей земли. Профессор Императорского Московского университета И. Д. Беляев, подготовивший в 1849 году первую серьёзную научную работу, посвящённую Александру Невскому, так оценивает его последнюю поездку в Орду: «Александр и здесь опять явился обычным ходатаем и спасителем Русской земли, с упованием на помощь Божию и на правость своего дела он шёл в Орду почти на верную смерть. Он шёл как добровольно обречённая искупительная жертва за Русскую землю». И действительно, вскоре после возвращения из ордынской неволи Александр Невский скончался.

Князь Александр Невский, миниатюра из «Царского титулярника», 1672 г. Фото: ru.wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:AlexanderNevskyTitul.jpg

Но в памяти народа он остаётся не просто живым, а ещё и небесным заступником, к которому можно обратиться за помощью в трудную минуту. О нём слагаются былины, пишутся жития. При царе Иване Грозном Александра Невского канонизируют. И происходит это отнюдь неслучайно, а для духовной поддержки военных походов русского царя во время многолетней Ливонской войны. Царь Пётр Первый также обращался к образу и памяти русского князя, возведя в его честь Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербурге, где хранятся мощи Александра Невского. А ровно 500 лет спустя после рождения великого князя – в 1721 году – Пётр Первый подписал мир со Швецией, положивший конец многолетней Северной войне.

И в наше время фигура Александра Невского становится востребованной всякий раз, когда российскому обществу предстоят серьёзные испытания. В 1938 году выходит знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», музыку к которому написал Сергей Прокофьев. А 29 июля 1942 года – в разгар Великой Отечественной войны – был учреждён советский военный орден Александра Невского.

И сегодня образ русского князя – воина и праведника – продолжает вдохновлять и объединять, показывая, как можно и в самых критических ситуациях отстаивать национальные интересы и защищать свой суверенитет. А слова Александра Невского, приведённые в книге историка Николая Карамзина: «Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде», – вполне можно назвать девизом сегодняшнего дня.

Также по теме

Новые публикации

В Великой Отечественной войне с врагом сражались не только бойцы Красной Армии. Не менее сильным оружием по своему воздействию на моральный дух солдат стали сотни песен, написанные в это время и вошедшие в золотой фонд советского песенного искусства. А главной из них, бесспорно, является великая по праву песня – «Священная война».
В годы войны публицистика играла наиважнейшую роль. Газеты военных лет не просто информировали население о том, что происходило в тылу и на фронтах, они формировали в обществе единый настрой, пробуждали праведный гнев и желание бороться с коварным врагом, не жалея сил и собственных жизней.
Волгоградец Олег Максимов, волею судеб оказавшийся на другом конце света, открыл клуб военно-исторической реконструкции в новозеландском Гамильтоне. Реконструкция, которой он увлёкся после переезда за рубеж, стала ответом россиянина, выросшего в семье военного, на отношение к СССР и Красной армии, с которым он столкнулся в Новой Зеландии.
Болгарский знаток русской литературы, театровед и публицист Орлин Стефанов в разгар лета не прекращает активно проводить онлайн-встречи, посвящённые русский классике. В интервью «Русскому миру» профессор Стефанов рассказал, за что Софокл мог бы обидеться на современных переводчиков, какова главная идея романа о Дон Кихоте и в чём причина популярности Остапа Бендера.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир»  – в программе «Коридоры власти с Александром Гамовым» на Радио «Комсомольская правда».
В Грузии, в курортном Шекветили, при поддержке фонда «Русский мир» вновь работает Летняя театральная школа. В неформальной обстановке молодые актёры из стран СНГ проходят здесь профессиональную подготовку – здесь проходят занятия по сценическому движению и речи, грузинскому танцу и т. д. Ученики и педагоги школы делятся своими впечатлениями.
Десятки православных семей из США хотят переехать в Россию. Их мотивация – беспокойство за будущее своих детей из-за политики американских властей, направленной на разрушение традиционных семейных ценностей. Об этом они написали в проект «Не один на один», который ведут журналисты телекомпании RT.