EN
 / Главная / Публикации / Нескучный русский: время надевать шапки

Нескучный русский: время надевать шапки

Тамара Скок14.10.2020

Осень заставляет утепляться. Во многих регионах России без шапки на улицу уже и не выйдешь. А какую надеть – решайте сами. Может быть, вам захочется чего-то экзотического, не как у всех? Тогда обратимся к русским головным уборам прошлого.

Очень практичный вариант – валяный гречневик. Другие варианты названий шапки – валёнка, грешневик, гречушник. Названием своим этот головной убор обязан сходству с популярным некогда высоким гречишным пирогом.

Крестьянин в грешневике (мордвин Симбирской губернии, 1870-е). Фото: telegra.ph

Мягкий, практичный, немаркий гречушник носили, в основном, крестьяне. Украшали его подручными средствами: кожаными ремешками, тесьмой, а по праздникам – цветами и лентами. У А. К. Толстого в его «Князе Серебряном» упоминается именно такая щегольская шапочка – «грешневик, обвитый золотою лентой с павлиным пером».

Валяный гречневик был лёгким, его можно было быстро снять и так же скоро надеть в случае, если встретил на пути какого-нибудь вельможу, перед которым надо шапку ломать, т. е. снимать, демонстрируя тем самым покорность и почтение.

Если вы хотите подчеркнуть свой высокий статус, то шапку выбирайте повыше, как у знатных бояр старой Руси. Нелепые и неудобные в носке, на наш современный взгляд, эти меховые головные уборы в старину предназначались для демонстрации социального превосходства. Назывались эти шапки горлатными, т. к. их шили из качественного меха, взятого с горла убитого зверя: бобра, соболя, куницы. Чем выше сан боярина, тем больше была его роскошная шапка, хотя носить такие было проблематично. Ни перед кем вельможи шапок не ломали, лишь в ожидании царя снимали их и держали на сгибе левой руки.

Русские бояре в горлатных шапках. Фото: aria-art.ru

У А. Н. Толстого в его романе «Пётр Первый» описывается как раз такой эпизод: «Тихий отрок смиренно доложил о прибытии. Бояре не спеша сняли горлатные шапки. Наталья Кирилловна сморщилась, глядя на дверь, но, слава богу, Петр был в русском платье, еще за дверью сдержал смех и вступил весьма достойно…»

Не любите тяжёлые шапки – носите картуз. Этот несколько легкомысленный головной убор – кожаная или тканевая фуражка с козырьком. Нередко картуз с цветком на боку (наряду с красной рубахой и заправленными в сапоги шароварами) являлся атрибутом стилизованного русского мужского костюма. «Фуфайка и какой-то форменный картуз … не то сельский шофёр, не то слесарь-сантехник, с лёгким намёком на участие в художественной самодеятельности» (В. Шукшин «Калина красная»). Картуз – это ещё и популярный головной убор пролетариев, революционных элементов, как у блоковских двенадцати: «В зубах – цигарка, примят картуз…»

Специальные картузы носили наездники на ипподроме или военные, и тут следует упомянуть ещё одно, устаревшее значение слова, которое встречается в литературе: у Гоголя читаем – «Посмотри, там, в картузе, табаку нет?», и у Тургенева – «Куплено четыре картуза табаку».

В. Перов. Охотники на привале, 1871.

Неужто табак носили в головном уборе? Нет! Речь идёт об устаревшем значении слова: картуз – это ещё и пакет или мешочек для различных сыпучих веществ. Кстати, в прошлом военные называли картузом (от голланд. Kardoes – патрон) специальный мешок с артиллерийским порохом или патронами.

А теперь перед нами целый набор облегающих шапочек: ермолка, она же тафья, скуфья, кипа. Эти удобные и мягкие модели в шутку именовали плешегрейками или наплешниками. Шили их из сукна, атласа, бархата и даже парчи, у кого на что средств хватало, могли украсить богатой золотой вышивкой и жемчугом. Плотно лежащие по голове шапочки носили в помещении или поддевали под громоздкие головные уборы, бояре – под горлатные шапки, цари – под венцы и короны, чтобы плотнее сидели.

С ермолкой связано немало литературных образов прошлого и настоящего. В детской загадке «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает» речь идёт о землянике. У Гоголя в «Ревизоре» Земляника – надзиратель над богоугодным заведением – «совершенная свинья в ермолке». И хотя сам Земляника посчитал это неостроумным: «Где ж свинья бывает в ермолке?», выражение закрепилось в языке.

Денис Давыдов в казакине и ермолке. Фото: wikimedia.org

Чехову так это сравнение понравилось, что он не раз применил его в своих текстах: «Этот Ескимосов парвеню и мове-жанр, свинья в ермолке и моветон» («Тапёр»); «Смирнов и Балабайкин — какие это актёры? Это бездарности, свиньи в ермолке, тупицы» («Бумажник»); «Я такой же мерзавец и свинья в ермолке, как и все» («Иванов»).

Этимологические словари сообщают, что слово ермолка употребляется в русском языке с XVII в. и является производным от тюркского jaymurluk (дождевик). В нашем варианте звуки [р] и [м] для удобства произношения поменялись местами, и слово приобрело современный вид. Напоследок – милый пример из «Тамбовской казначейши» Лермонтова:

На кудри мягкие надета

Ермолка ви́шневого цвета

С каймой и кистью золотой,

Дар молдаванки молодой.

Очень романтично, не то что у Гоголя с Чеховым.

Также по теме

Новые публикации

У российских врачей и служб, которые используются для контроля за больными коронавирусом, похоже, скоро появятся новые и очень неожиданные помощники – собаки. Как сообщается, кинологическая служба «Аэрофлота», самолёты которого базируются в московском аэропорту «Шереметьево», начала тренировку новой породы на выявление больных Covid-19.  
Стоянка Почеканска, известный болгарский русист, недавно была награждена медалью Пушкина за большой личный вклад в популяризацию русского языка. Государственный эксперт Департамента дошкольного и школьного образования Минобрнауки Болгарии рассказала «Русскому миру» о выстроенной в Болгарии системе преподавания русского языка и культуры.
В этом году знаменитый Гнесинский дом отмечает своё 125-летие. Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Людмила Зыкина, Микаэл Таривердиев, Иосиф Кобзон и множество других выдающихся музыкантов вышли из стен Гнесинки, а многие вернулись туда же преподавать. Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных – одна из визитных карточек российского музыкального искусства.
Сварщики, металлурги, комбайнёры и другие люди труда вернулись в выставочные залы. Экспозиция второго Фестиваля позитивного идейного искусства «Время, вперёд!» открылась в Новой Третьяковке. По её итогам будут определены финалисты, которые разделят между собой призовой фонд в размере двух миллионов рублей.
В минувшие выходные в рижском Доме Москвы состоялась 13-я конференция российских соотечественников Латвии, на которую прибыло более 200 делегатов от региональных общественных организаций со всей страны. В этом году встреча была посвящена 75-летию Победы.
12 октября исполнилось 670 лет со дня рождения князя Дмитрия Донского, почитаемого Русской церковью святым. Мало кто помнит, что ещё за пять веков до канонизации князя святой была признана его супруга – княгиня Евдокия Московская. Она была одной из самых образованных женщин своего времени, построила много храмов и монастырей, но главное – была любимой и любящей женой.
Среди наших соотечественниц немало активных людей, которые не только смогли реализовать себя в другой стране, но и оказывают помощь тем, кто столкнулся с трудностями. О своей работе рассказывают адвокат из Ирландии Елизавета Доннери, семейный психолог из Финляндии Наталья Жукова и Анастасия Тихонова, член Russian Women Association в Малайзии, на волонтёрской основе помогающая женщинам, столкнувшимся с проблемой домашнего насилия.