EN
 / Главная / Публикации / «Мы отстаиваем право наших детей получать российское образование»

«Мы отстаиваем право наших детей получать российское образование»

Светлана Сметанина31.08.2020

Российские соотечественники из разных стран – родители школьников – объединились в Международный родительский комитет, чтобы отстаивать право своих детей на получение российского образования. Один из организаторов МРК Дмитрий Вальдман (Франция) рассказал «Русскому миру», с какими проблемами сегодня сталкиваются те, кто хочет учиться в русской школе за рубежом.

– Вы стали одним из инициаторов создания Международного родительского комитета. Почему возникла необходимость в такой организации и каковы её цели и задачи?

– Всё началось с того, что мы столкнулись с проблемой получения российского образования для детей российских соотечественников во Франции. Вначале был создан родительский комитет в русской школе при посольстве в Париже, который занимался вопросами очно-заочного и заочного образования. Потому что дети работников посольства РФ учатся в этой школе очно, а дети соотечественников – на очно-заочной форме обучения.

Российское посольство во Франции. Фото: Kavkazr.com

20 мая в посольстве было объявлено, что очно-заочная форма обучения сокращается. Хотя она существовала 30 лет. Мы начали борьбу за восстановление этой формы обучения. Мы написали обращения в Министерство иностранных дел, Госдуму, Совет Федерации. И в какой-то момент узнали, что в других странах практически такие же проблемы. На нас стали выходить родители из других стран. Например, в русской школе при посольстве РФ в Японии год назад закрыли очно-заочное отделение и заочное. Также на нас вышли родители из Германии и рассказали, что в местной школе при посольстве также собираются сократить заочное обучение.

Но при этом также есть немало посольских школ, где ничего подобного не происходит. Например, в Женеве и в Праге. Более того, в Женеве даже больше проводится занятий, чем было в нашей школе в Париже.

И таким образом у нас собрался костяк из тех стран, где родители либо хотят сохранить очно-заочную форму обучения в школе при посольстве, либо восстановить её. Ну а дальше к нам подтянулись ещё и страны Прибалтики, где другие проблемы – политические. Там в русских школах, которые изначально были довольно многочисленные, оставили на русском преподавание только русского языка и литературы. Эти проблемы не имеют ничего общего с нашими. Но там также живут русские дети, которые также хотят получать российское образование и быть частью Русского мира.

Сейчас во Франции проживает от полумиллиона до миллиона русскоязычных соотечественников – выходцев из бывшего СССР. И большинство из них сконцентрированы именно в Париже. И также у нас есть группа стран, где соотечественники живут не в столицах, а в других городах. Это Египет и Марокко. Там у соотечественников проблема с получением именно хорошего заочного образования на русском языке. А в Турции, например, другая проблема. Там много хороших русских школ, но они не могут получить аттестацию для сдачи ЕГЭ.

В итоге мы собрали родителей из разных стран с разными проблемами, но объединённых одним общим желанием – чтобы их дети получали хорошее образование на русском языке. У нас уже состоялось два заседания, и во втором также принимала участие депутат Европарламента Татьяна Жданок. По итогам этого заседания мы написали обращение в правительство России – на имя его главы Михаила Мишустина. А также отправили наши письма в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, в Министерство иностранных дел и Россотрудничество, а также главе Всемирного координационного совета российских соотечественников Михаилу Дроздову.

Мы отстаиваем право наших детей получать российское образование, потому что понимаем, что оно одно из самых лучших в мире.

Встреча родительского комитета русской школы в Париже. Фото: Родительский Комитет ОЗФ ЗФ Русская Школа Париж / Facebook

– Что касается посольской школы во Франции, сколько детей там училось на очно-заочной форме?

– На момент начала предыдущего школьного учебного года на сайте школы была такая информация: 170 человек учились на очно-заочном отделении и 59 – на заочном. А 150 детей проходили обучение в очной форме. То есть на очно-заочной форме обучалось больше всего детей. И именно эту форму обучения и сократили. И по итогам трёх месяцев борьбы мы до сих пор не понимаем, почему так произошло. Нам сказали, что проблема в каких-то СанПинах. Но из-за санитарных норм не могут закрывать всю форму образования. Есть «Закон об образовании Российской Федерации». Там сказано, что есть три формы образования: очное, очно-заочное и заочное. И все три формы являются императивными – это юридический термин, обозначающий, что все они равны, и родители имеют право по закону выбирать форму обучения для ребёнка. То есть в нашем случае по сути идёт нарушение федерального закона, и мы не понимаем, почему это происходит.

Традиционно очно-заочная форма обучения при посольских школах адаптирована к системе местного образования. Это значит, что дети ходят на очную форму во французскую школу или швейцарскую. А один или два раза в неделю посещают русскую школу при посольстве. Например, во Франции дети ходили в русскую школу один раз в неделю по средам, потому что в этот день во французской школе нет занятий. И такой порядок обучения существовал на протяжении 30 лет. И вот теперь почему-то было решено это прекратить. При этом в США, Румынии, Швейцарии, Чехии и Финляндии в посольских русских школах такая очно-заочная форма обучения сохранилась.

– То, что ваши дети посещают одновременно две школы – местную и русскую – для чего вам это нужно? Это же дополнительная нагрузка на детей…

– Да, действительно это дополнительная нагрузка. Но у нас есть для этого веские причины. Во-первых, мы считаем, что российская система образования одна из лучших в мире, особенно среднее образование, и то, что касается точных наук, – это признаёт весь мир. Приведу пример: ребёнок ходит параллельно в русскую и французскую школу, и по математике русская школа идёт на два-три года вперёд по сравнению с французской. Это очень много. Я не хочу сказать, что французская школа плохая, нет. Но по физике, химии и математике они отстают на год-два-три.

Во-вторых, мы все видим, что сегодня происходит в Европе, где либеральные ценности размывают традиционное общество. В частности, идёт если не перевирание истории, то сокрытие каких-то важных исторических событий. Коснусь истории. Мой ребёнок учится во французской школе, и в 10-летнем возрасте они проходили период Второй мировой войны. Им было нужно выучить четыре важных даты: начало войны, дату обращения генерала Де Голля, дату высадки союзников в Нормандии и дату подписания капитуляции гитлеровской Германии. Всё. Что это значит?


Это значит, что наши русские дети – дети соотечественников – они не узнают, что была Великая Отечественная война, что была Курская битва. С точки зрения французской истории, Курской битвы не было, как и Сталинградской битвы. Наши дети не узнают про дневник Тани Савичевой, про блокаду Ленинграда, про 27 миллионов погибших советских солдат и мирных жителей. На наш взгляд, не знать этого – это просто невозможно для русских людей. Именно поэтому мы хотим, чтобы наши дети ходили в русскую школу.


– Вы уже получили ответы на ваши обращения?

– Сначала мы писали на имя российского посла во Франции. У нас состоялась встреча с его двумя заместителями. Мы договорились, что они могли бы дать нам заочную форму вместо полного отчисления. Но родители не хотят терять очно-заочную форму. Потому что в этом случае дети ходили на занятия и общались с учителями. Вот как можно спорные вопросы той же Революции 1917 года изучать заочно? Их же нужно обсуждать – что хорошо, что плохо. А стихи как сдавать заочно? И родители решили, что мы продолжаем борьбу за очно-заочную форму. Почему в Швейцарии и других странах она остаётся, а во Франции её закрывают?

Дмитрий Вальдман. Фото из профиля в Facebook

Потом мы написали письмо на имя министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова. Нам пришёл ответ от начальника отдела заграншкол, который занимается всеми посольскими школами. Он нам ответил, что в соответствии с приказом МИД РФ «обучение в заграншколах осуществляется только в очной форме, а иные формы обучения могут использоваться по заявлению родителей и по решению руководителя загранучреждения только в сочетании с очной формой». И что в нашей школе очно-заочная форма обучения сокращается. Но мы так и не поняли, почему.

Татьяна Аркадьевна Жданок, которая сама доктор физико-математических наук и прекрасно понимает проблемы образования, помогла нам передать наши обращения в Комитет Госдумы по образованию и науке, а также в Комитет Совета Федерации по международным делам. И председатель Комитета ГД Вячеслав Алексеевич Никонов, и глава Комитета СФ Константин Иосифович Косачёв были глубоко озабочены и удивлены тем, что сложилась такая ситуация с образованием детей соотечественников.

Вячеслав Никонов обратился с депутатским запросом по этому поводу к министру иностранных дел. Был получен ответ на этот запрос, где говорится, что в связи с принятием закона о бесплатном образовании для детей соотечественников из бюджета посольства выпадают те деньги, которые раньше родители платили за обучение в посольской школе. Но в то же время в других же школах такая форма обучения осталась. Из комитета по международным делам СФ нам ответили, что они поддерживают расширение школ для обучения детей соотечественников и введение дополнительных ставок для учителей и дополнительного финансирования. То есть и Госдума, и Совет Федерации нас поддерживают.

А теперь мы ждём ответ на наш запрос на имя председателя правительства РФ. Насколько мне известно, там уже дано поручение Министерству просвещения разобраться с этим вопросом.

Параллельно мы предложили провести круглый стол, в котором могли бы принять участие представители Министерства иностранных дел и Министерства просвещения, а также комитеты по образованию и науке ГД и по международным делам СФ. Также у нас идёт общение и с Евгением Александровичем Примаковым, главой Россотрудничества, который тоже высказал нам свою поддержку.

У нас в семье и у меня, и у жены российское гражданство. Наши дети хотят учиться в русской школе и изучать русскую литературу и историю. Это же хорошо, что в разных странах будет больше людей, которые говорят языком Пушкина и Толстого. Но главное, что нас поддерживают, и законодательная и исполнительная власть понимают, что эту проблему нужно решать и русские школы при посольствах нужно развивать.

Также по теме

Новые публикации

Городок Нерехта Костромской губернии стоит в стороне от главных дорог Золотого кольца России. Туристические автобусы пролетают его небрежно, лишь изредка высаживая шумную толпу путешественников для обзорной экскурсии. Между тем этот старинный городок, основанный в 1214 году, поверьте, достоин более пристального внимания.  
С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».