EN

Нужен ли букварь поколению гаджетов?

Сергей Виноградов04.10.2019

Театр начинается с вешалки, а школа с букваря. Именно букварь, первый учебник в жизни человека, предопределяет, с каким чувством ученик откроет второй. О роли букваря в современной эпохе, новых методиках в начальной школе России и русских школ зарубежья «Русский мир» накануне Дня учителя побеседовал с автором одного из самых современных русских букварей, директором центра проектного творчества «Старт-ПРО» Института непрерывного образования МГПУ Еленой Восторговой.

Более 20 лет назад Елена написала букварь с соавторами – известным психологом и автором учебников Владимиром Репкиным и поэтом Вадим Левиным. На протяжении этих лет букварь перерабатывался и дорабатывался, выпускались пособия и электронные приложения. Иными словами, он проявил себя как книга, в которой невозможно поставить точку. «Букварь должен не только рассказывать о буквах, он должен учить ребёнка мыслить», – говорит Елена Восторгова.

Елена Восторгова

Как научить учиться

– Вопрос первый, но сразу главный – кому и зачем сегодня нужен букварь?

– Вопрос дискуссионный. Букварь – особая книжка, и у него очень жёсткий традиционный формат. Это всегда буквы, слоги, слова, тексты для чтения и занимательные задания. Шаблон очень чёткий, и его нужно придерживаться. Любое нарушение этого шаблона должно быть оправданным. Изначально букварь (или азбука) был книгой, которая обучает детей чтению. Она знакомит ребёнка с буквами, некими правилами работы этих букв и вводит его в мир литературного чтения. И ещё важная деталь: букварь – обязательный атрибут первоклассника и в чём-то даже символ.

Теперь посмотрим на реальную современную ситуацию. Дети обучаются чтению задолго до прихода в школу, используя разные способы и инструменты. Распространена подготовка к школе, кроме того, современный ребёнок с малых лет погружён в мир текстов гораздо в большей степени, чем его сверстники 10 – 20 лет назад. И гаджеты играют в этом большую роль. Ребенку только 5 лет, а ему уже хочется посылать сообщения, создать свою телефонную книжку. И вот дети приходят в школу, получают букварь, но фактически эта книга им уже не нужна, а потому, может быть, и не интересна.

– Что же плохого в том, что ребёнок рано начал читать?

– Ничего плохого, но это меняет задачи построения курса обучения и учебника. У современного ребёнка отсутствует мотивация к освоению того, что представлено в букваре. А в нём ведь не только читать учат. Сегодня много говорят о том, что задача современной школы не в том, чтобы дать ребёнку максимальное количество знаний, а в том, чтобы научить его учиться. Развить у него желание и умение учиться. И, прежде всего, этим должна заниматься начальная школа.

Современные учебники обязаны не столько отвечать на вопросы (то есть содержать много информации), сколько учить умению задавать эти вопросы и самостоятельно искать ответы на них. В учебниках как можно меньше должно быть императивов: «заучи», «запомни», «обрати внимание» и прочих «заклинаний». Их место должны занять призывы – «понаблюдай», «сравни», «как ты считаешь», «приведи примеры». Может быть, я скажу категорично, но если продолжать обучать по принципу заучивания, то всё меньше детей будут идти учиться в школу. Я работаю директором детского центра и вижу, как стремительно растёт количество детей, которые находятся на семейном обучении.

– Родители считают, что научат лучше профессиональных педагогов?

– Между прочим, среди родителей, которые решают перевести своих детей на домашнее обучение, много педагогов. Но не в этом дело. Особенность современной ситуации в том, что в обсуждение глобальных вопросов образования вовлечены огромные массы людей. Это уже не разговор профессионалов, в дискуссии участвуют политики, экономисты, родители. Такого раньше не было. Эта общественная дискуссия влияет на принимаемые решения и иногда даже мешает образованию меняться в правильном направлении.

Смартфон или собачка?

– Каким же Вы видите современный букварь?

– Я вижу его книгой, которая не только предъявляет буквы и материал для тренингов по освоению чтения. Букварь должен учить ребёнка задавать вопросы о буквах, и о том, как эти буквы соотносятся со звуками. Правильное изложение материала и подбор заданий могут заинтересовать ребёнка поиском и открытием интересных особенностей русского языка. Учебник должен ориентировать детей на наблюдения и открытия, удивлять его, и это будет мотивацией к обучению. Также очень важно, чтобы букварь и любая учебная книга имели диалогический характер. То есть в учебниках должны быть такие вопросы, с помощью которых учитель может организовать диалог в классе.

– Я думаю, Вы согласитесь с тем, что в современном букваре особое значение имеют иллюстрации, поскольку сегодняшний ребенок окружён визуальной продукцией. В букваре моего детства букву «С» иллюстрировал рисунок сита, которого многие современные дети никогда не видели. Сегодня рядом с «С» нужно рисовать смартфон или всё же лучше классическую собачку?

– Вопрос очень важный. С одной стороны, у букваря должно быть своё лицо, и мы не должны забывать о том, что он является детской книгой. Иллюстрации должны быть образными, сюжетными и вызывать у ребёнка эмоциональный отклик. Но в то же время, какая-то лаконичность тоже должна быть, излишний акцент на рисунки не нужен. Что касается смартфонов, собачек и сита, я выступаю за то, чтобы все иллюстрации были актуальны для ребёнка и понятны ему. Соглашусь с вами – сито, наверное, помещать в букварь не стоит. Как не стоит отмахиваться от гаджетов, поскольку это наша реальность. Приведу другой пример – в учебниках русского языка приводится список словарных слов, составленный в первой половине XX века. И он особенно не пересматривался. Но многие слова потеряли свою актуальность.

Русский букварь за рубежом

– Вы проводите презентации букваря и других учебников за рубежом, встречаетесь с российскими соотечественниками. Какие даёте советы коллегам и мамам, которые обучают русскому языку в иной языковой среде?

– Это очень интересная и невероятно актуальная история, поскольку количество билингвов резко увеличивается в силу свободы перемещения, миграции и других причин. Мы, педагоги и методисты, несколько отстаём от этого процесса. Я не специалист в этой области, она довольно специфична, но своё мнение могу высказать. Во-первых, речевая деятельность начнёт развиваться только тогда, когда есть соответствующие речевые задачи. Для билингва важно, чтобы у него была разная сменяющаяся речевая среда. И в ней бы возникали те речевые задачи, с помощью которых он будет двигаться вперёд в освоении языка. Иными словами, у билингва должно быть как можно больше полей для общения на этих двух (или более) языках. Отсюда совет родителям, которые хотят, чтобы их ребёнок говорил на языке страны проживания и осваивал, допустим, русский язык, – обеспечить ему поле для общения на обоих языках. Нужно водить в клубы, кружки, студии, где он может разговаривать по-русски. Также не стоит забывать о том, что школьные уроки русского языка должны быть занимательными и динамичными, поскольку многие билингвы посещают их по выходным дням, и им нужна мотивация.

– А каши в голове не возникнет, если изучать несколько языков одновременно?

– Нужно понимать, что билингвальная ситуация невероятно развивающая. Ребёнок находится внутри нескольких знаковых систем, один язык начинает работать на другой, происходит взаимоподдержка языков. И тогда может возникнуть ситуация сравнительного языкознания, к которому ребёнок приходит интуитивно. Я убеждена в том, что в курсе обучения для билингва обязательно должны быть встроены задания на сравнение: допустим, в русском языке гласные звуки вот так передаются на письме, давайте посмотрим, как это происходит в английском.

– Педагоги, которые занимаются с детьми-билингвами, используют российские буквари?

– Да, безусловно. В нашем букваре, хотя он и не предусмотрен для детей-билингвов, есть задания на сравнение из разных языков. Например, в ходе игры мы просим ребёнка прочитать то или иное слово с русским ударением (оно проставлено), а потом на польский (ударение на второй слог с конца) и французский манер (последний слог). Это помогает ребёнку понять, куда падает ударение в русском языке, и как его определять. Думаю, это задание было бы интересным и полезным и для билингвов.

– Вы говорите, что эпоха классических букварей прошла, и дети не воспринимают его как источник знаний. Возможно, буквари пригодятся иностранцам, желающим выучить русский язык? В букваре всё доходчиво – буква, картинка, слог, слово…

– И мы с этим сталкивались, к нашему великому удивлению. Мы позиционировали наш букварь для детей, которые выросли в русскоязычной среде. Потому что для наблюдений, к которым мы призываем на страницах книги, необходимо иметь некоторый языковой опыт. Но наш букварь, действительно, использовался как учебное пособие для иностранцев, причём не только детей, но и взрослых. Даже были случаи переводов нашего букваря. Также букварём активно пользуются дети из национальных республик России, в том числе, не владеющие русским языком.

– О чём чаще всего Вас спрашивают коллеги и родители во время зарубежных презентаций?

– Часто задают вопросы на конкретные темы, которые волнуют людей, – как обучать правильно ставить ударение или как разобраться с падежами. Также много спрашивают о гаджетах, их влиянии и использовании, о цифровых ресурсах в образовании и о том, как научить детей слушать. Я говорю о том, что учить современного ребёнка, гиперактивного и не умеющего слушать (это примета времени), можно только в диалоге.

Также по теме

Новые публикации

В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.