SPA FRA ENG ARA
EN

На их ликвидацию немцы отвели 30 минут, а они держались от суток до нескольких месяцев

Алексей Фёдоров22.06.2016

У любой памятной даты есть своя особая история. Для современников какой-нибудь день значил одно, у следующего поколения – другое, а затем и вовсе превращался в «древность», о которой можно посудачить на свой вкус. И 22 июня не является исключением. Ведь 75 лет назад это был самый обычный выходной, который для многих стал войной лишь в полдень. И постигать всю горечь этого дня пришлось долгие четыре года и многие десятилетия после. 


На западной границе СССР – 20 июня 1941 года

Впоследствии 22 июня превратился в вероломное нападение Германии на Советский Союз, его долгое время именовали началом Великой Отечественной войны, и в этом чувствовалась не только великая печаль, но и память о Победе. А последние двадцать лет его официально именуют Днём памяти и скорби. Название, безусловно, правильное, но в нём улавливаются совсем иные, нежели раньше, смыслы.

Кто-то сегодня помянет своих родных, прадедов и дедов, которые погибли на той войне или же прошли её до победного конца. А кто-то подумает о том, сколько пришлось пережить людям после этого скорбного дня. Будут и такие, кто попытается объяснить, что если бы не глупость и ошибки правителей, то не было бы никакой печали – тяжёлых поражений и миллионов погибших. И в ответ им возразят, что именно в тот, самый первый день войны и начался путь к победе. Одним словом, непременно разгорятся жаркие споры и словесные бои. Только среди буйства современных страстей мы запросто можем забыть о тех «моментах», тех деталях, которые решили исход войны уже в первый её день. Например, о стойкости и необычайном умении пограничников, которые встретили 22 июня раньше всех советских граждан и оказали незабываемый приём захватчикам.

О пограничниках действительно вспоминали, да и вспоминают, крайне редко. Всё же первые месяцы войны приходилось отступать, оставляя землю, людей и даже надежду, и некогда было разбираться, кто и что успел сделать. А после оказалось, что многие солдаты в зелёных фуражках погибли ещё в первые дни, и свидетелей их подвигов практически не осталось. Только недавно появились скупые воспоминания и ещё более скупые сводки, из которых, несмотря на всю их краткость и сухость, складывается какая-то невероятная картина… 

Трудно, невозможно поверить, но пограничники бились с врагом невероятно долго! Неравнодушные историки подсчитали, что на нашей западной границе было 715 пограничных застав, из которых треть оборонялась почти сутки. И это притом что немецкое командование отвело на их ликвидацию не более 30 минут. Однако остальные заставы держались и того дольше – двое, трое, пятеро суток, неделю. А целая сотня пограничных отрядов вопреки всему удерживала позиции, порой переходя в наступление, от двух недель до двух месяцев. Но, как оказалось, и это не был предел. На одном из северных участков, недалеко от Мурманска, наш пограничный отряд своими силами отразил все атаки финнов, являвшихся тогда верными союзниками нацистской Германии. И вплоть до сентября 1944 г., когда Финляндия вышла из войны, государственная граница здесь оставалась нерушимой.

Март 1944 года

Повторимся, о многих боях, что развернулись на нашей границе в течение всего жаркого лета 1941 года, мало что известно. В научной литературе и мемуарах можно встретить описание лишь трёх десятков сражений, которые советские пограничники дали излишне самонадеянным немцам и их разношёрстным союзникам. Например, известно, что Кагульский погранотряд, защищавший границу с Румынией, две недели сдерживал натиск и, насчитывая в своих рядах всего две-три сотни бойцов, уничтожил тысячу вражеских солдат и офицеров. А 500 пограничников совместно с несколькими армейскими подразделениями в ночь на 23 июня 1941 года предприняли неожиданное наступление и выбили фашистов из Перемышля. И этот древний русский город они удерживали до 27 июня, пока не получили приказ об отходе. А вот о том, что тогда творилось в Белоруссии, в книжках почти не пишут. Разве что немецкие офицеры, которые после проигранной войны взялись за воспоминания, отмечали, что к ним в плен попадали только тяжелораненые пограничники, их было совсем немного, и ни один из них не сложил оружие по своей воле. А ещё говорят, что в вермахте существовал приказ: «Зеленоголовых в плен не брать». Так или нет, сказать трудно. Но если всё это правда, то появилось распоряжение явно не случайно. «Зелёные» действительно были героями, и в первое лето войны их на западной границе было не меньше 80 тысяч…

Сейчас историки всё чаще говорят, что в июне 1941-го из наших солдат лучше всего себя показали именно пограничники. Конечно, здесь можно и поспорить, припомнив, что моряки Балтийского флота сразу же встретили противника во всеоружии, а лётчики Юго-Западного фронта в первый же день нанесли немцам и румынам столь ощутимый удар, что тем пришлось на время сбавить обороты. Столь же «злыми» и напористыми оказались и советские танкисты, которые 23–30 июня нанесли контрудар в районе Дубно – Луцка – Ровно и не дали немцам прорваться к Киеву. Но важнее понять, почему пограничники, относившиеся тогда к НКВД, оказались не только героями, но и весьма умелыми воинами. А такое редкое качество появляется не вдруг, не сразу и не само по себе.

Дело в том, что пограничным войскам в СССР с самого начала уделялось особое внимание. Служили здесь три года – дольше, чем в пехоте (2 года), но меньше, чем на флоте (4 года). Отбирали новобранцев весьма тщательно, учитывая не только физические данные, но и умственные способности, умение действовать самостоятельно. Эти качества сначала развивали в учебных пунктах, причём по особым программам. Именно поэтому чуть ли не каждый пограничник был хорошим спортсменом, следопытом, сапёром и, конечно же, стрелком, а то и снайпером. Офицеров для пограничной службы тоже готовили по-особому – в пограничных училищах, Высшей школе НКВД и Военной Академии имени Фрунзе. А ещё у пограничников имелись морские школы, школы служебного собаководства, связи и даже свой собственный научно-популярный журнал. И следует заметить, что их образовательный уровень был выше, чем у армейских коллег. Впрочем, и с боевым опытом дела у пограничников обстояли отлично. Ведь в преддверии войны с Германией среди них появилось много участников боевых действий на Халхин-Голе и в Финляндии.

От армии пограничники отличались ещё и своей технической оснащённостью. Современная связь, новейшее по тем временам автоматическое оружие, прежде всего, пистолеты-пулемёты Шпагина, станковые и ручные пулемёты, грузовые автомобили, необходимые для быстрой переброски сил, и даже собственная авиация – всё это и многое другое появилось буквально за 2–3 года до начала войны. И главным «виновником» такой технической революции, а заодно и увеличения численности пограничных войск аж на 50 %, оказался Лаврентий Берия, который в ноябре 1938 года возглавил НКВД. Ведь в отличие от своего предшественника Николая Ежова, бывшего сугубо партийным чиновником, он успел побывать и чекистом, и крупным хозяйственником (при нём поднялась экономика Грузинской ССР), и поэтому понимал, что нужно пограничникам, и знал, как этого добиться.

Не нужно забывать, что пограничники помимо прочего постоянно проводили разведку, осуществляя наружное наблюдение и собирая нужные данные при помощи местного населения. Благодаря этому они не только снабжали вполне достоверной, хотя и неполной информацией высшее руководство страны, но и сами понимали, к чему всё идёт. Наверняка знали, когда ожидать неизбежного. Именно поэтому приказ о приведении пограничных войск в боевую готовность поступил ещё 20 июня 1941 г., а к 21:30 следующего дня войска уже находились на заранее подготовленных рубежах. И поэтому-то, к удивлению немцев, дали весьма организованный и действенный отпор. И заодно обеспечили Красной Армии те бесценные минуты, часы, дни и даже недели, без которых трудно было бы собраться с духом в то внезапное и горькое время.

Брестская крепость – памятник пограничникам и их семьям, погибшим в первые дни Великой Отечественной

Подвиг пограничников заключается не только в том, что они приняли на себя первый удар и кое-где даже сумели своими силами отразить его. Но и в том, что они выжили, сохранили боевой дух и продолжали сражаться в течение всей войны. Более 100 тысяч из них влилось в различные воинские подразделения и проявили себя во всех крупных операциях от обороны Киева и Одессы до штурма Берлина. Сотни остались в тылу противника и приняли самое активное участие в партизанском движении. А те, кто всё же продолжил носить зелёную фуражку, занимались охраной тыла армий. И это дело было нисколько не легче, чем идти в атаку на пулемёты противника. Ведь для того чтобы задержать 12 654 шпиона, уничтожить и пленить 322 тысячи вражеских солдат и офицеров и заодно обезвредить 40 тысяч бандитов разных мастей пришлось пролить немало крови и приложить недюжинные умственные усилия. Впрочем, как бы ни сложилась судьба пограничников, все они мечтали о победе. И, наверное, не очень ошибусь, если скажу, что для них она наступила чуточку раньше, чем для остальных. 26 марта 1944 года, когда части 2-го Украинского фронта вышли на государственную границу СССР.

Также по теме

Новые публикации

«Ничего на свете лучше нету», - распевают в классе и на переменках кубинские школьники, которые учатся в классе петербургского педагога Дарьи Гридасовой, участницы проекта «Российский учитель за рубежом». По словам Дарьи, многие кубинцы владеют русским языком - даже случайный таксист как-то заговорил с ней о Петре Первом...
Правописание наречий и наречных выражений часто вызывает затруднение, поскольку при их графическом отображении возможно как слитное, так и дефисное или раздельное написание. Более того, в классической литературе встречаются примеры, когда одно и то же слово пишется по-разному.
Татьяна Ким, председатель Координационного совета российских соотечественников Таиланда, никогда не думала, что займётся гастродипломатией. Тем не менее уже не первый год на её мастер-классы по русской кухне в Паттайю регулярно приезжают тайские студенты. Во время приготовления борща, блинов и других блюд общение всегда ведётся на русском языке.
17 ноября исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Михайловича Бахтина, выдающегося русского философа и литературоведа. Его жизнь, как и жизнь всякого, кто мыслит нестандартно и живет в эпоху перемен, полна трагизма, но в то же время наполнена высоким содержанием и духовностью.
Ученики старших классов Лицея имени М. В. Ломоносова (г. Хвасонг), совершили вдохновляющую и необычную поездку в город Чхонан, где расположен частный музей Анны Ахматовой — уникальное культурное пространство, созданное профессором-физиком Хван Ун Хаком.
Чехова играют почти во всех аргентинских театрах, а продажи романов Достоевского в местных книжных магазинах опережают местную и зарубежную классику. Об этом «Русскому миру» рассказал известный переводчик и исследователь русской литературы, президент Аргентинского общества Достоевского Алехандро Ариэль Гонсалес.
Продолжая тему «естественного билингвизма», мы поговорили с двумя преподавателями русского языка как родного в Швеции, Надеждой Абрамовой и Сабиной Маммедовой. Обе выросли в многоязычных странах, в Армении и Азербайджане соответственно, а теперь используют этот бесценный опыт в своей педагогической практике.