Русский язык и литература в школе и вузе: проблемы изучения и преподавания
01.10.2012
VII Международная конференция «Русский язык и литература в школе и вузе: проблемы изучения и преподавания» проходила под эгидой МАПРЯЛ при поддержке фонда «Русский мир» с 13 по 16 сентября 2012 года на базе Горловского института иностранных языков Донбасского государственного педагогического университета. Местом проведения конференции стало село Юрьевка на побережье Азовского моря. Инициаторами и организаторами данного мероприятия выступили Украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы (УАПРЯЛ) во главе с президентом ассоциации, доктором филологических наук, профессором Людмилой Алексеевной Кудрявцевой и инициативная группа преподавателей кафедры языкознания и русского языка и кафедры зарубежной литературы Горловского института иностранных языков Донбасского государственного педагогического университета во главе с членом президиума УАПРЯЛ, доктором филологических наук, профессором Вячеславом Исаевичем Теркуловым и заместителем директора по научной работе ГИИЯ ДГПУ, доктором филологических наук, профессором Татьяной Михайловной Марченко.
В работе конференции участвовали специалисты в области преподавания и изучения русского языка – преподаватели школ и высших учебных заведений. География конференции была представлена участниками из практически всех регионов Украины, России, Беларуси, Казахстана, Китая. Учебные заведения, представители которых приняли участие в конференции:
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия);
- Высокопольская ОШ Александровского района Донецкой области;
- Винницкий гуманитарно-педагогический колледж;
- Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского;
- Владимирский государственный университет (Россия);
- Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого (Беларусь);
- Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины (Беларусь);
- Горловская вечерняя ОШ ІІ-ІІІ ст. №20 Донецкой области;
- Горловский институт иностранных языков ДГПУ;
- Гуманитарный институт филиала ФГАОУ ВПО Северного Арктического федерального университета им М. В. Ломоносова (Россия);
- Днепропетровская медицинская академия;
- Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта;
- Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара;
- Донбасский государственный педагогический университет;
- Донецкий институт психологии и предпринимательства;
- Донецкий лицей №30 Донецкого городского совета Донецкой области;
- Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького;
- Донецкий национальный технический университет;
- Донецкий национальный университет;
- Донецкий областной институт последипломного педагогического образования;
- Западно-Казахстанский университет им. Утемисова (Казахстан);
- ОШ № 11, г. Торез;
- ОШ № 24, г. Алчевск;
- Иверская ОШ Александровского района Донецкой области;
- Институт иностранных языков Аньхойского университета (КНР);
- Институт филологии Киевского национального университета им. Т. Шевченко;
- Киевский национальный лингвистический университет;
- Киевский национальный университет им. Т. Шевченко;
- Крымский государственный медицинский университет им. С.И. Георгиевского;
- Крымский инженерно-педагогический университет;
- Луганский государственный медицинский университет;
- Луганский национальный университет им. Т. Шевченко;
- Луцкий национальный технический университет;
- Львовский национальный университет им. И. Франко;
- Мариупольский государственный университет;
- Мордовский государственный университет им. М.П. Огарева (Россия);
- Московский педагогический государственный университет (Россия);
- Национальный авиационный университет;
- Национальный педагогический университет им. Н. Драгоманова;
- Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»;
- Нежинский государственный университет им. Н. Гоголя;
- Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова;
- Одесский областной институт усовершенствования учителей;
- Оренбургский государственный педагогический университет (Россия);
- Приазовский государственный технический университет;
- Севастопольский городской гуманитарный университет;
- Сумской государственный педагогический университет им. А.С. Макаренко;
- Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля;
- Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского;
- Тернопольский национальный педагогический университет им. В. Гнатюка;
- Ужгородский национальный университет;
- Украинская медицинская стоматологическая академия;
- Украинский Центр оценивания качества образования;
- Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет;
- Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды;
- Харьковский национальный университет радиоэлектроники;
- Херсонская академия непрерывного образования;
- Херсонский государственный университет;
- Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого;
- Черновицкий национальный университет им. Ю. Федьковича.
14 сентября состоялось торжественное открытие VIІ Международной научной конференции «Русский язык и литература в школе и вузе: проблемы изучения и преподавания». К собравшейся аудитории со словами приветствия обратились сопредседатель оргкомитета конференции, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, президент УАПРЯЛ Людмила Алексеевна Кудрявцева; сопредседатель оргкомитета конференции, доктор исторических наук, профессор, директор Горловского института иностранных языков (Донбасский государственный педагогический университет) Виктор Николаевич Докашенко; доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Донецкого национального университета, профессор кафедры языкознания и русского языка Горловского института иностранных языков ДГПУ Вячеслав Исаевич Теркулов; доктор филологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Горловского института иностранных языков ДГПУ Татьяна Михайловна Марченко.
14-15 сентября состоялись секционные заседания, тематика которых предполагала обсуждение и решение актуальных проблем русского языка и литературы сквозь призму их теоретического исследования и практического применения результатов этого исследования: «Лингвокультурология: русский язык и русская ментальность», «Социолингвистика. Русские диалекты в России и за рубежом. Проблемы анклавной (островной) диалектологии», «История языка: от Нестора до наших дней», «Русская литература XIX века: жанрово-стилевая динамика», «Дискурс модернизма в русской литературе рубежа XIX-XX веков», «Современные аспекты исследования постмодернизма», «Интертекстуальные связи и рецепция художественного текста», «Фонетика и грамматика русского языка», «Лексикология и фразеология. Актуальные проблемы ономасиологии и семасиологии», «Структура и семантика текста. Текст и дискурс», «Сопоставительное изучение языков: теоретические и методические аспекты», «Поэтика художественного текста», «Методика преподавания русского языка и литературы в условиях би- и полилингвизма», «Методика преподавания русского языка как иностранного».
15 сентября на заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции и намечены пути дальнейших исследований; была принята резолюция VII Международной конференции «Русский язык и литература в школе и вузе: проблемы изучения и преподавания».
Вячеслав Теркулов