EN
 / Главная / Все новости / Российским музеям придётся хранить работы импрессионистов в темноте

Российским музеям придётся хранить работы импрессионистов в темноте


15.02.2011

Возможно, российским музеям, в которых хранятся полотна импрессионистов позапрошлого столетия, придётся держать картины в темноте. Группа исследователей из Антверпена обнаружила, что краски на некоторых картинах Ван Гога тускнеют под воздействием ультрафиолета.

Учёные считают, что хромат свинца, который использовал при работе Ван Гог, входил и в состав красок его современников. Статью об этом опубликовал журнал Analytical Chemistry. Авторы публикации также надеются найти способ вернуть полотнам, которые уже потускнели, их первоначальную красоту.

Потускнение жёлтых красок вызвано процессом химического восстановления хрома в их составе. По мнению исследователей, это должны учитывать музеи, хранящие картины других художников ХIХ века.

Основу жёлтой масляной краски, которую использовали Ван Гог и его современники, составлял хромат свинца PbCrO4, так называемый жёлтый хром. Появившиеся в ХIХ веке краски на его основе позволили художникам-импрессионистам отказаться от реалистичного изображения и перейти к неестественно ярким тонам. Однако он токсичен и потому, как пишет РИА «Новости», был заменён более безопасными красками в середине прошлого столетия.

Художникам и владельцам художественных салонов практически сразу стало известно, что такие краски могут со временем потускнеть. Впрочем, несмотря на двухвековую историю жёлтого хрома, подобный процесс затронул лишь часть картин, тогда как остальные сохраняют первоначальную яркость цветов. Например, картины Поля Гогена, написанные с применением этого пигмента, до сих пор сохранили первозданную насыщенность цвета.

Выяснить природу явления, пагубно сказывающегося на некоторых творениях импрессионистов, решила группа учёных под руководством Коэна Янсенса (Koen Janssens) из Университета Антверпена. Для этого учёные применили самые современные аналитические методы, включая рентгеновскую дифракцию, проведённую в Европейском центре синхротронного излучения.

Использовав образцы старых красок, хранящихся с конца позапрошлого столетия, учёные искусственно «состарили» их, подвергнув 500-часовому воздействию ультрафиолета. Обнаружив потемнение одного из образцов – с ярко-жёлтого цвета до тёмно-коричневого, шоколадного – учёные провели его анализ.

Полотна импрессионистов XIX века хранятся во многих музеях России. Среди них такие крупные хранилища, как Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный музей Эрмитаж.

Анна Рогачёва, редактор информационной службы фонда «Русский мир»

 
Метки:
музеи, музеи, искусство, Ван Гог, Третьяковская галерея, Эрмитаж

Новые публикации

В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.