EN
 / Главная / Все новости / Российским музеям придётся хранить работы импрессионистов в темноте

Российским музеям придётся хранить работы импрессионистов в темноте


15.02.2011

Возможно, российским музеям, в которых хранятся полотна импрессионистов позапрошлого столетия, придётся держать картины в темноте. Группа исследователей из Антверпена обнаружила, что краски на некоторых картинах Ван Гога тускнеют под воздействием ультрафиолета.

Учёные считают, что хромат свинца, который использовал при работе Ван Гог, входил и в состав красок его современников. Статью об этом опубликовал журнал Analytical Chemistry. Авторы публикации также надеются найти способ вернуть полотнам, которые уже потускнели, их первоначальную красоту.

Потускнение жёлтых красок вызвано процессом химического восстановления хрома в их составе. По мнению исследователей, это должны учитывать музеи, хранящие картины других художников ХIХ века.

Основу жёлтой масляной краски, которую использовали Ван Гог и его современники, составлял хромат свинца PbCrO4, так называемый жёлтый хром. Появившиеся в ХIХ веке краски на его основе позволили художникам-импрессионистам отказаться от реалистичного изображения и перейти к неестественно ярким тонам. Однако он токсичен и потому, как пишет РИА «Новости», был заменён более безопасными красками в середине прошлого столетия.

Художникам и владельцам художественных салонов практически сразу стало известно, что такие краски могут со временем потускнеть. Впрочем, несмотря на двухвековую историю жёлтого хрома, подобный процесс затронул лишь часть картин, тогда как остальные сохраняют первоначальную яркость цветов. Например, картины Поля Гогена, написанные с применением этого пигмента, до сих пор сохранили первозданную насыщенность цвета.

Выяснить природу явления, пагубно сказывающегося на некоторых творениях импрессионистов, решила группа учёных под руководством Коэна Янсенса (Koen Janssens) из Университета Антверпена. Для этого учёные применили самые современные аналитические методы, включая рентгеновскую дифракцию, проведённую в Европейском центре синхротронного излучения.

Использовав образцы старых красок, хранящихся с конца позапрошлого столетия, учёные искусственно «состарили» их, подвергнув 500-часовому воздействию ультрафиолета. Обнаружив потемнение одного из образцов – с ярко-жёлтого цвета до тёмно-коричневого, шоколадного – учёные провели его анализ.

Полотна импрессионистов XIX века хранятся во многих музеях России. Среди них такие крупные хранилища, как Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный музей Эрмитаж.

Анна Рогачёва, редактор информационной службы фонда «Русский мир»

 
Метки:
музеи, музеи, искусство, Ван Гог, Третьяковская галерея, Эрмитаж

Новые публикации

В самом конце 2021 увидел свет роман «Эспер. Франция. 1917 год. Тайна старинной открытки». В книге воссоздаются малоизвестные страницы истории Русского экспедиционного корпуса во Франции в годы Первой мировой войны. Автор Людмила Дюбург, живущая во Франции, рассказала, как случай привёл её к историческому расследованию, и как оно вылилось в создание романа.
Во все времена переписка с родными и дорогими сердцу людьми давала силу, уверенность, надежду на лучшее. Немало и трагических историй связано с письмами. В День ручного письма вспомним несколько эпистолярных примеров, запечатлённых в русской литературе.