EN
 / Главная / Все новости / Молодые русисты Европы в мире русского языка и культуры

Молодые русисты Европы в мире русского языка и культуры

Галина Шамонина, Варна
16.08.2018


Десятилетний опыт работы Международной квалификационной школы «Современные педагогические технологии в обучении русскому языку как иностранному» был обобщен в пленарном выступлении проф. д-ра Г. Шамониной и проф. д-р пед. н. Л. Московкина. Основное внимание было уделено продуктивным инновационным и компьютерным технологиям (проектной, театральной, экскурсионной), обучению русскому языку через сказки, песни и танцы. Акцент был сделан не на лекции, а на практические и семинарские занятия, мастер-классы. Авторы расположили материал в хронологическом порядке, отмечая новации каждого года обучения, которые в своей совокупности стали основой разрабатываемой ими теории непрямого обучения русскому языку как иностранному. 


Все 10 лет школа учит:
  • знакомству с актуальными процессами развития русского языка;
  • знакомству с направлениями современной лингводидактики;
  • современным педагогическим технологиям;
  • компьютерным программам, необходимым преподавателю РКИ;
  • сетевым ресурсам в помощь преподавателю РКИ; 
На круглом столе «Молодые русисты – важная часть Русского мира» студенты из 14 европейских университетов поделились практиками изучения и преподавания русского языка в их странах.  


Команда студентов из Румынии рассказала всем, что участница школы-2017 года поставила себе интересную цель – вычислить, сколько кубометров воды  протекло через Дунай с тех пор, как она начала изучать, а потом и преподавать русский язык. Представители Миланского университета назвали себя «сеятелями» доброго и вечного русского языка, а студент Романо Марра с чувством юмора заключил, что «если хотите сеять доброе и вечное, то надо пахать и пахать». Студенты из Грузии поздравили всех красивым национальным танцем и песней.

Русисты из Пловдивского университета определили значимость школы словами: «Для нас международная квалификационная школа – это особое, насыщенное и яркое событие. Мы благодарны фонду «Русский мир» за то, что благодаря этой Школе мы общаемся со своими  коллегами и друзьями из разных стран и чувствуем себя неотъемлемой частью профессионального сообщества русистов в мире».


Слушатели Х Международной квалификационной школы в Варне также изучали поэтику танца в преподавании РКИ. Доц. д-р Надя Чернева представила свой взгляд на феномен русского бала и его место в процессе изучения русского языка. По её мнению, «русский бал – уникальный, национально-специфический, целостный, ценностный социокультурный и эстетический комплекс, который не просто сохранил старинные культурные традиции, но и сегодня обладает неизведанным лингвокультурологическим, воспитательным  потенциалом, который может стать частью образовательной программы преподавания русского языка как иностранного». 
Видеоряд отрывков из экранизаций произведений русской классической литературы со сценами балов послужили ярким фоном и стимулом к разговору о том, что говорить и читать о русской культуре можно с самого начала изучения русского языка, обогащая и углубляя одновременно  лингвистические знания и страноведческую информацию. 


Слушатели  Школы обсудили разнообразие тем, способы привлечения микро- и макротекстов в качестве языкового и иллюстративного материала, богатство лексического и грамматического наполнения, неисчерпаемые возможности применения стандартных форм и методов работы (индивидуальной, групповой, проектной), применение современных педагогических технологий с использованием мультимедийных ресурсов, которые заслуживают особого внимания со стороны методистов и разработки специфической технологии внедрения в процесс параллельного обучения русскому языку и русской культуре как инструмент достижения коммуникативной адекватности, лингвистический, страноведческой и межкультурной компетенций.

Естественным продолжением лекции и выходом в практику стал мастер-класс «Универсальный язык танца». Песня и танец «Калинка» предоставляют замечательную возможность сочетания обучения языку, музыке и танцу на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. «Калинку» можно петь и танцевать в начале любого урока – для создания атмосферы и настроя говорить по-русски, в середине урока – для отдыха, обеспечивая чередование умственной деятельности с физической; в конце урока – как награду за активное участие и хорошую успеваемость.


После обсуждения варианта методической разработки урока русского языка для малышей возраста 6–8 лет на материале песни и танца «Калинка» из мультика «Буренка Даша», начался флэшмоб, во время которого участники команд из РГПУ им. Герцена, Пловдивского, Белградского, Миланского и Самцхе-Джавахетского университетов показали не просто умение танцевать, но и знание национальной специфики языка танца.

Разучив основные элементы танцевальных движений и фигур, слушатели школы с огромным старанием и нескрываемым удовольствием сплясали «казачок», болгарский и сербский хоровод, итальянскую тарантеллу и грузинский танец «кинто».

Метки:
грант, РКИ, молодёжь, образование

Новости по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Цветаева