Знание русского языка в национальных республиках ухудшается
Редакция портала «Русский мир»
26.10.2016
Жители национальных республик и малых населённых пунктов всё хуже владеют русским языком, и это уже становится проблемой, считает Игорь Баринов, возглавляющий Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Об этом он сказал в ходе второго совещания по теме «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности», сообщает РИА «Новости».
Игорь Баринов напомнил, что знание русского языка на хорошем уровне помогает самореализации представителям любых национальностей — владея русским языком, проще получить хорошее образование, достигнуть успехов в профессии. При этом руководитель ФАДН подчеркнул, что крайне важно сохранить и владение родным языком.
«Огромная угроза — снижение уровня владения русским языком, особенно это актуально для национальных республик, для малых населённых пунктов, для сёл, это актуально для коренных малочисленных народов, для детей мигрантов. И эту проблему нужно решать в кратчайшие сроки», — заявил Игорь Баринов. Он отметил, что большая часть детей, относящихся к этим категориям, начинают учить русский только в школе, в результате чего образуется глубокий провал по другим предметам школьной программы.
Глава ФАДН привёл пример успешного проекта преодоления этой проблемы — поликультурное образование. Участники программы — дети из национальных республик в начальной школе изучали русский язык как иностранный — все предметы давались в учебниках на национальном и русском языках. Эксперимент проводился в кавказских республиках, в Татарстане. В итоге — уже через нескольких лет дети умели говорить на русском языке не хуже, чем их сверстники, и при этом не страдало и обучение по остальным предметам. Но два года назад эксперимент был завершён, а программа закрыта.
Игорь Баринов напомнил, что знание русского языка на хорошем уровне помогает самореализации представителям любых национальностей — владея русским языком, проще получить хорошее образование, достигнуть успехов в профессии. При этом руководитель ФАДН подчеркнул, что крайне важно сохранить и владение родным языком.
«Огромная угроза — снижение уровня владения русским языком, особенно это актуально для национальных республик, для малых населённых пунктов, для сёл, это актуально для коренных малочисленных народов, для детей мигрантов. И эту проблему нужно решать в кратчайшие сроки», — заявил Игорь Баринов. Он отметил, что большая часть детей, относящихся к этим категориям, начинают учить русский только в школе, в результате чего образуется глубокий провал по другим предметам школьной программы.
Глава ФАДН привёл пример успешного проекта преодоления этой проблемы — поликультурное образование. Участники программы — дети из национальных республик в начальной школе изучали русский язык как иностранный — все предметы давались в учебниках на национальном и русском языках. Эксперимент проводился в кавказских республиках, в Татарстане. В итоге — уже через нескольких лет дети умели говорить на русском языке не хуже, чем их сверстники, и при этом не страдало и обучение по остальным предметам. Но два года назад эксперимент был завершён, а программа закрыта.