БРИКС диктует моду 07.10.2024
В Москве на прошлой неделе завершился BRICS+ Fashion Summit. На нём собрались представители модной индустрии из ста стран мира со всех континентов. Результаты форума свидетельствуют: традиционные ремёсла не собираются сдаваться глобальным трендам и поточному производству. «Учить отроков и студентов надо так, чтобы они думали...»
Редакция портала «Русский мир»
01.11.2014
В Сочи, в конгресс-центре отеля «Жемчужина», открылся I Педагогический форум Русского мира «Русский язык в современной школе». В рамках форума, который проводит Российское общество преподавателей русского языка и литературы при поддержке фонда «Русский мир», работает IV конгресс РОПРЯЛ. В этом году его темой стала динамика языковых и культурных процессов в современной России.
Около трёхсот педагогов со всей России и русисты из разных стран мира приехали в Сочи, чтобы изучать и распространять передовой педагогический опыт в области преподавания русского языка (родного и неродного) и литературы, приобщать детей и молодёжь к чтению, прививать им вкус к русскому языку и родной речи. Поскольку 2015 год в России объявлен Годом русской литературы, Педагогический форум отдельно рассматривает проблему того, как в школе будущего будет меняться статус литературы.
— Язык и литературу трудно отделить друг от друга, — в интервью «Русскому миру» сказала председатель попечительского совета фонда «Русский мир», президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Людмила Вербицкая. — Однако, когда сегодня звучат инициативы принять закон о единых учебниках по русскому языку и литературе, я против любого единого учебника. Что касается учебника истории, то речь, насколько я знаю, идёт о единых стандартах преподавания истории, а не о едином учебнике. Что-то подобное могу сказать и об обновляемых стандартах преподавания русского языка и литературы.
Как полагает Вербицкая, именно в направлении создания единых стандартов и будут развиваться русский язык и литература, но учебники будут разные. «Даже в СССР было три учебника русского языка, — заметила Вербицкая. — Зачем же нам снижать планку? Мне ближе позиция Петра I. Когда он реформировал образование, он часто повторял: „Учить отроков и студентов надо так, чтобы они думали, анализировали...“»
Основные направления полемики — русская литература в современном мире; русский язык (родной, неродной) в школах и в дошкольных образовательных учреждениях России; русский язык (родной, неродной, иностранный) для взрослых.
Форум — это ещё и смотр инновационных педагогических технологий, обмен опытом в области дидактических разработок школьных учителей и вузовских преподавателей.
Содержательные дискуссии и обмен опытом состоятся на круглых столах. Они рассматривают самые разные проблемы: создание учебников русского языка и литературы для общеобразовательных школ, использование компьютерных технологий, государственное тестирование по русскому языку как иностранному, проблема чтения в молодёжной среде, новое поколение учебников по русскому языку и литературе для высшей школы и др. Особое внимание будет уделено особенностям преподавания русского языка как родного и неродного не только детям, но и взрослым учащимся. Участниками одного из круглых столов, который называется «Российские писатели в осмыслении жизни современной России», станут писатели Алексей Варламов и Андрей Аствацатуров.