Китаев Глеб. О героизме и благородстве в истории
Китаев Глеб. О героизме и благородстве в истории
Когда заходит речь о героизме и благородстве в истории, то одним из первых сразу вспоминается имя великого русского полководца и замечательного человека – Александра Васильевича Суворова. Этот гениальный человек, безусловно, является ярким примером высокоморальной и цельной личности. Обладая мужественным характером, он путём самообразования и самосовершенствования смог достичь небывалых высот в карьере, покрыв себя в веках неувядающей воинской славой. Но в то же время он всегда оставался человеком с большой буквы этого слова, способным понять простых людей, солдат. Вот поэтому именно об этом уникальном, на мой взгляд, человеке и пойдет речь.
Александр Васильевич Суворов – отец солдатам и скромнейший человек, завещавший, как говорят, написать на своей надгробной плите слова «Здесь лежит Суворов». Просто «Суворов», и этим все сказано... Так написать завещал человек, имевший титулы: граф Рымникский, светлейший князь Италийский, граф Российской и Римской империи, генералиссимус российских морских и сухопутных войск, фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц, награжденный за выдающиеся боевые заслуги высшими российскими и зарубежными орденами: святого апостола Андрея Первозванного, св. Георгия I степени, св. Владимира I степени, св. Александра Невского, св. Анны I степени, св. Иоанна Иерусалимского, австрийским Марии Терезии I класса, прусскими – Черного Орла, Красного Орла и «За достоинство», сардинскими – Благовещения и св. Маврикия и Лазаря, баварскими – св. Губерта и Золотого Льва, французским – Кармельской Богородицы и св. Лазаря, польскими – Белого Орла и св. Станислава.
Надо сказать, что личность Суворова представляет редкое явление, особенно в современном ему русском обществе. В малорослом, хилом и невзрачном мальчике трудно было предугадать будущего великого полководца, пробившего себе дорогу к высшим почестям не силой могущественных связей, а только своими личными дарованиями и железным характером. При довольно поверхностном домашнем воспитании, он хорошо ознакомился с немецким и французским языками, а впоследствии выучился и нескольким другим. С детства любознательный, он со страстью предался чтению, преимущественно книг военного содержания. Вынеся из родительского дома уважение к науке и жажду знаний, он и на службе, чуть не до конца жизни, постоянно пополнял свое многостороннее образование. Обладая чрезвычайной личной храбростью, он без нужды не выказывал её, но там, где считал нужным, бросался в самый пыл боя, платясь за это неоднократными ранами.
Александр Васильевич Суворов родился в Москве 13 ноября 1730 года в семье военного. Детство Саши проходило сначала в родовом имении отца среди крепостных детей. Отец был офицером, служил далеко, и сына воспитывала мама да несколько нянь. Затем семья Суворовых переехала в московский дом, находившийся в Покровской слободе. Ребёнком Саша был некрасивым, хилым, тощим, маленького роста, зато был резв, подвижен, сметлив. Гувернантов и хороших учителей у Саши не было, т.к. генерал был скуповат и не любил лишней траты денег. Но у мальчика нашлись прекрасные наставники – книги по военной истории из отцовской библиотеки. Благодаря им, Саша самостоятельно ознакомился с Плутархом, с деятельностью Александра Македонского, Цезаря, А.П. Ганнибала и других замечательных полководцев. Мальчик, восхищаясь кумирами, тоже решил стать сильным. Он стал заниматься гимнастикой, закаливаться, обливаться холодной водой, зимой не кутаться, ходить в лёгкой одежде. Любил под проливным дождём, когда сверкали молнии и грохотал гром, скакать на лошади.
Очень важную роль в образовании Суворова занимала религия; он отличался большой набожностью и благочестием, досконально знал Библию.
Василий Иванович занимал сына рассказами о прошлом, о временах Петра I и проведённых им войнах. Под руководством отца Александр изучал артиллерийские науки, фортификацию, военную историю. Блестящие лингвистические способности Суворов также унаследовал от отца, который был при Петре I не только денщиком, но и переводчиком. Александр с детства мечтал стать военным.
Большое влияние на судьбу Суворова оказал генерал Ганнибал – друг семьи Суворовых, который, заметив тягу мальчика к военному делу и образованность, повлиял на его отца, чтобы тот избрал для сына военную карьеру.
В октябре 1742 года Александра Суворова зачислили солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, в котором он начал действительную военную службу, постепенно повышаясь в звании. Он был солдатом необыкновенным, потому что считал – лучше солдатской жизни нет ничего на свете. Учился с увлечением, знакомился с военными науками во всех подробностях. Он изучил воинские уставы, постановления, бывал постоянно на строевых учениях и ходил в караул. Суворов был образцом для всех. Он закаливал свое тело, укреплял здоровье, и, будучи с виду тщедушным и хилым, лучше других переносил усталость, голод, ненастье и всякие лишения. Находясь в полку, Суворов посещал кадетский корпус. Корпусными уроками он не ограничивался и занимался усиленно дома. Он экономил деньги, полученные на свое содержание от отца, и тратил их на книги.
Солдатская наука давалась Суворову легко. Девять лет служил он в Семеновском полку в солдатском звании. Эти годы не прошли для него напрасно. Он полюбил солдат, а солдаты полюбили его. Он научился говорить их языком, и в дальнейшем мог просто и ясно объяснить военные премудрости самому непонятливому солдату. Он последовательно производился в капралы, подпрапорщики, сержанты и в апреле 1754 года был произведен в офицеры. Став офицером и поступив в Ингерманланский пехотный полк поручиком, он старался и дальше не оставлять военные науки. В результате к двадцати четырём годам Александр Васильевич обладал разносторонним, прочным образованием.
В полку Суворов прекратил телесные наказания, сократил хождение строем. Он относился к солдатам, как к разумным существам, а не как к стаду, посвящал освободившееся их время навыкам штыкового и рукопашного боя, взятию крепостных сооружений и стрельбе. Суворов был великим психологом, каждый его солдат действовал сознательно, понимая, что, почему и для чего он делает. Суворов одним из первых научил солдат читать, писать и считать. Он написал для них специальное пособие «Полковое учреждение», лёгшее в основу его знаменитой книги «Науки побеждать».
Суворов ненавидел праздность, и постоянный труд солдат считал непременным условием для достижения высших требований службы. Пройти суворовскую школу было нелегко. В особенности тяжело приходилось новичкам, но Суворов умел достигать своего, и молодые солдаты скоро привыкали к его требованиям. Будучи требователен к солдатам, Суворов, однако не был мелочен и придирчив в своих требованиях. Его всегда отличало благородство. Никогда не подвергал он суду, если видел в подчиненных раскаяние, и нередко даже платил от себя деньги, растраченные или потерянные по неосторожности его подчиненными. Обучать солдат он приказывал толково, сам постоянно бывал на учениях и повторял: «Первое – храбрость». Больше всего он заботился, чтобы у каждого солдата была «своя голова на плечах», и он мог все делать с пониманием. Примечательно, что слова «отступление», «отход» были запрещены Суворовым к употреблению. Он говорил: «Русак не рак, задом ходить не умеет». Александр Васильевич всегда был среди своих солдат. Если кто войдет к нему на квартиру, то увидит: на полу насыпано сено, на сене подушки и солдатская шинель – такая постель у Суворова. Ел он то же, что и солдаты. Вставал до зари и весь день занимался, обучал солдат, писал наставления. Полководец был чрезвычайно скромен в своих потребностях, порицал роскошь, указывая на ее растлевающее действие.
В Русско-турецкой войне проявился полководческий талант и героизм Суворова. Слыша голос своего любимого генерала, солдаты оказывали чудеса храбрости. В честь победы над турками Суворов был награждён золотой шпагой с бриллиантами и лаврами. В это время Александр Васильевич начал писать свою знаменитую книгу «Наука побеждать».
Он давно был готов для великих дел – и вот получил возможность для реализации полководческого гения. Его переводят в Екатеринославскую армию. Во вновь начавшейся войне между Россией и Турцией Суворов снова продемонстрировал образец героизма и благородства. С пленными обходился милостиво: если он вооруженного врага бил нещадно, то когда враг бросал оружие, он не проявлял к нему ни малейшей жестокости, ни бесчинства. Пленных он приказывал хорошо кормить и перевязывать раны раненым. Для Суворова враг был только до тех пор враг, пока он не сложил оружие. Побежденным «давай пощаду, они такие же люди, – учит он, – грех напрасно убивать». «С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства». Как точно выбрал Суворов слова! Как сильно сказано – не избегать, а именно стыдиться варварства, ненужных жертв, бессмысленной жестокости.
Когда Суворов был назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания, он также проявил гуманное отношение к «мятежникам» – отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал не допускать «обид жителям».
После смерти Екатерины II император Павел I стал проводить новые реформы в армии. Критика Павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ императора: привести подчинённые ему войска «в мой порядок», повлекли за собой увольнение фельдмаршала из армии и его ссылку в село Кончанское Новгородской губернии.
Павел I всячески преследовал его: имя Суворова вытравляли из армии, идеи его подвергались гонению. Однако при всем своем сумасбродстве он понимал, какое неблагоприятное впечатление производит ссылка Суворова не только в России, но и за границей. Видя вокруг лишь покорность и поклонение, Павел не сомневался, что и старик-фельдмаршал скоро уступит и, если не присоединит прямо своего голоса к хору восхвалений, то выразит хотя бы согласие и вернётся в ряды армии на вторые роли. Но время шло, а Суворов не сдавался. Передовые люди тогдашнего русского общества с восхищением следили за неравной борьбой опального фельдмаршала с деспотическим монархом. Однако, бездеятельность и одиночество угнетали Суворова. К упаду духа присоединилось физическое недомогание. Сказывались полученные им шесть ран. Казалось, старый фельдмаршал уже сыграл свою роль на жизненной сцене. Но не было в России другого Суворова! Пришлось императору отменить свой указ. Павел звал его в Италию командовать русско-австрийскими армиями, действовавшими против французов. Тощим, ослабевшим физически, болезненным явился Суворов в Петербург после вынужденного двухлетнего пребывания в ссылке. Но дух его был ясен и бодр, как никогда.
Павел I по просьбе союзников назначил Суворова главнокомандующим русскими войсками, направленными в Италию. В ходе Итальянского похода Суворова русско-австрийские войска под его командованием разгромили в ряде сражений французские войска, освободив от них всю Северную Италию. Затем Суворову было предписано, оставив в Италии австрийские войска, во главе русских войск направиться в Швейцарию и начать наступать против Франции.
Начался героический Швейцарский поход Суворова, ставший великой страницей русской истории, где проявился полководческий гений Суворова.
За этот беспримерный по трудностям и героизму поход Суворов был удостоен высшего воинского звания генералиссимуса, став четвёртым генералиссимусом в России.
Вскоре Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска Суворова в Россию. Суворов вновь подвергся царской опале за нарушения «высочайшего устава». Тяжелые душевные муки растравили старые, недолеченные раны, и исстрадавшийся Суворов скончался. Великий Полководец был похоронен в Нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры при огромном скоплении народа.
Таким образом, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Александр Васильевич Суворов вошел не только в русскую, но и в мировую историю, как выдающийся полководец и военный мыслитель, став ярчайшим образцом героизма и благородства, сочетающим в себе все самые лучшие человеческие качества.
Суворов – это гордость русской армии, слава русского народа! Он один в мировой истории пример человека, который прошёл путь от простого дворянина, рядового солдата до графского и княжеского достоинства и званий фельдмаршала и генералиссимуса.
Суворов – это пятьдесят лет доблестной службы в армии, шесть крупнейших войн, двадцать больших походов, шестьдесят сражений и боёв, проведённых без поражения!
Где был Суворов – там была победа!
Китаев Глеб