EN

Эрштейн Анна. История войны в судьбе моей семьи

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Сочинения / Эрштейн Анна. История войны в судьбе моей семьи

Эрштейн Анна. История войны в судьбе моей семьи

Меня зовут Эрштейн Анна. Я воспитываюсь в приемной семье этнических немцев, которые дали мне свою фамилию. Я хотела бы рассказать о том, как отразилась история Великой Отечественной войны на судьбе моей семьи. Но сначала небольшой экскурс в историческое прошлое.

Первые появления немцев на территории России отмечаются еще с эпохи правления Рюриковичей, когда в русских городах оседали немецкие купцы, ремесленники, воины, лекари и учёные. Позже, уже в XVIII веке, по приглашению Екатерины II началось переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и Северного Причерноморья. Однако особенно судьбоносным стал для этнических немцев советский период в истории России. По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. Они приравнивались к нацистам, их считали предателями. Но пример моей семьи доказал, что немцы, живушие в России, сражались за нее с честью и,несмотря ни на что, всегда были верны своей Родине.

Дедушку моего отца звали Эрштейном Александром Фроловичем. Родился он в 1909 году в Иркутской области. В 1939 году, когда ему было 30 лет, его забрали в Манчжурию (сегодня – территория Китая) на пограничную службу. В том же году он участвовал в войне против финских вооруженных сил, противостоящих Советскому союзу, а в 1941-м судьба забросила его в Брянск, где предстояло сражаться с главным врагом – армией нацистской Германии. Пережив несколько тяжелых ранений, полученных в боях с фашистами, он не переставал сражаться за Родину. Весну и победу 1945 года Александр Эрштейн встречал уже в Восточной Пруссии.

Домой молодой боец вернулся с четырьмя медалями, одной из которых - «За взятие Кенигсберга» – он особенно гордился. Но радость победы была омрачена горечью утраты: в его семье из шестерых детей осталось только двое – четверым не удалось пережить голод и холод военных лет. Послевоенное время было крайне тяжелым - приходилось очень много работать, недоедать и недосыпать. Дедушка работал на стройке, восстанавливал дома и дороги, а иными словами - восстанавливал страну, разоренную войной. Спустя несколько лет семья была вынуждена переехать в Киргизию.

Никто не ожидал, с какими трудностями придется столкнуться на новом месте семье, носящей немецкую фамилию. Их обходили стороной, детей не брали в детский сад, было трудно найти работу. Молодую семью упрекали в пособничестве фашистам во время войны, и никто не верил, что глава семьи - герой советской армии. О друзьях на новом месте не могло быть и речи - никто не хотел дружить с немцами.

Им дали заброшенный дом на окраине деревни: крыша текла, забора не было, стены наполовину обвалились. Но отчаиваться было некогда - муж стал восстанавливать дом, жена - обрабатывать небольшой земельный участок возле дома, дети ходили за грибами и ягодами. Родители могли объяснить своим детям, что трудности с жильем, одеждой и питанием -  временные. Но как объяснить, что они оказались чужими среди своих только из-за того, что носят немецкую фамилию?!

Чтобы сделать хоть какую-то мебель и посуду, отец срубил в лесу дерево. Местные жители доложили об этом куда следует. Семью предупредили: еще раз такое повториться – выселения не миновать. Теперь семья была вынуждена добывать древесину ночью, чтобы никто не увидел, а днем, вдали от посторонних глаз, мастерить мебель и посуду.

К счастью, не все вокруг были жестокими. Одна сердобольная семья все-таки отважилась помочь приезжим - продала им поросят, отдала кое-что из домашней утвари и старалась всячески помогать новым жителям. Со временем семья обзавелась хозяйством, встала на ноги и вскоре зажилa лучше многих старожилов. И стали им жители деревни завидовать. Где это видано, чтобы немцы жили лучше русских? Появились слухи, что им из Германии тайком помогают, и началось… Если где-то у кого-то что-то украли, во всем винили семью Эрштейнoв. Если у кого-то пожар случился, опять подозревали их. Местные жители не разрешали своим детям играть «с немцами», старшего сына не взяли в армию, боясь, что он окажется предателем. И неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы не один счастливый случай.

Однажды в конце лета приехали в деревню представители важного военного начальника и попросили позвать Александра Эрштейна. Некоторые из жителей даже обрадовались: наконец-то этого зарвавшегося немца «прижмут» как следует, а может быть, даже и выселят. Kаково же было их удивление, когда человек в военной форме при всем честном народе громко объявил, что Эрштейн Александр Фролович награждается медалью «За отвагу», проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками! Люди были в смятении и не верили своим ушам. Переспрашивали друг друга, пересказывали слова военного и даже плакали от стыда. С тех пор жизнь семьи Эрштейнов изменилась. Люди по-иному стали к ним относиться, помогали, кто чем мог, а главное – перестали видеть в них врагов и стали им друзьями.

Мой папа родился в Киргизии, там же встретил мою маму, а в начале 90-х они переехали в Калининградскую область, бывшую Восточную Пруссию, которую в далеком 45-ом освобождал от фашистов мой прадедушка.

Сегодня Германию и Россию объeдиняет многое: общая история, культурные традиции, деловое сотрудничество. Но мне кажется, что больше всего наши страны объeдиняют простые человеческие отношения и судьбы людей, которые считают себя частичкой двух стран одновременно.

Эрштейн Анна

Новости

Цветаева