EN

Александра Маркова. Ломоносов

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Сочинения / Александра Маркова. Ломоносов

Александра Маркова. Ломоносов

«Три великих дела Ломоносова –
он основал Российскую академию наук,
Московский университет и
написал первую Русскую грамматику».
В.А. Садовничий, ректор МГУ

Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в Москве. В первый же день я познакомилась со столицей России на обзорной экскурсии. Меня удивляло все – многолюдность, высотные современные и красивые старинные здания, количество машин, ширина дорог, метро, названия кафе и магазинов, рекламные баннеры…

Но больше всего впечатлили Воробьевы горы, громадное и величественное здание МГУ. Здесь царит особая атмосфера, спешат на лекции студенты, прогуливаются важные профессора и доценты…

Я смотрела на студентов и думала: возможно, мимо меня сейчас проходят будущие известные ученые, писатели, великие математики или журналисты. А еще я немножко завидовала студентам – им повезло учиться в одном из лучших университетов мира; в университете, который закончил сам Ломоносов! Это ему памятник стоит у входа в главное здание МГУ.

Каково же было мое удивление, когда я узнала от экскурсовода, что Михаил Ломоносов не учился здесь, он основал университет.

Конечно, за короткую экскурсию познакомиться с университетом невозможно, мне даже не хватило трех дней, которые я провела в Москве. Но тем не менее у меня появился интерес ко многим личностям и событиям, о которых я узнала в России.

Ломоносов – это гордость России и российской науки. Вот поэтому я решила написать свою работу именно о нем, о великом ученом. Ведь только благодаря ученым мир развивается и меняется очень быстрыми темпами. Все, чем мы живем, что нас окружает, дано нам наукой – это и горячая вода в кране, и настольная лампа, и телевизор, и холодильник. Мы едем в школу на транспорте, который придумали ученые, нас лечат врачи, используя новейшие достижения науки… Если бы ученые не придумали компьютер и Интернет, то и, скорей всего, я не узнала бы о вашем конкурсе и не смогла в нем участвовать.

Знакомство с Ломоносовым я продолжила в Латвии. В первую очередь я прочла имеющиеся в нашей библиотеке книги (Г.М. Прашкевич «Самые знаменитые ученые России», Д.К Самин «100 великих ученых», Э. П. Карпеев «Михаил Васильевич Ломоносов»).

Описание жизни великого ученого в этих книгах отличалось. Но я думаю, не так важно, был ли Ломоносов сыном поморского рыбака из бедной деревни, или его отец был владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом; был ли Ломоносов неучем, отправляясь в Москву, или все же имел достаточное для своей деревни образование. Главное то, как много успел сделать Ломоносов за свою жизнь! Он совершил открытия в физике, астрономии, химии, геологии и минералогии, географии, литературе и языкознании и даже в изобразительно искусстве!

Больше всего мне понравилась и запомнилась книга профессора МГУ Сергея Перевезенцева «Михайло Ломоносов». Я думаю, эту книгу должен прочитать каждый школьник. Судьба великого ученого – отличный пример для каждого из нас. Нам надо учиться добиваться и сражаться за свои мечты и цели. Никогда не надо искать себе оправданий и думать, что кто-то решит наши проблемы за нас. А чтобы чего-то добиться в жизни, надо приложить много усилий, пройти через тяготы, лишения, а иногда и унижения.

Вот небольшой пример из книги, как Ломоносов заработал денег на хлеб, будучи в Лейпциге на ярмарке.

«На имевшийся грош взял Михайло на лесной бирже три бревна, топор и лопату. Вкопал два бревна в землю, соединил их перекладиной, наподобие русской буквы П. Третье бревно положил поперек, уравновесив его мешками с песком. Потом на длинный конец бревна крюки для гирь приделал, а на короткий конец веревку привязал, чтобы коров под грудки подхватывать. Получились весы. Скотопродавцы немецкие восхитились умом молодого студента, а Ломоносов умом и трудом заработал несколько талеров».

Эту книгу я порекомендовала бы прочитать политикам нашего государства. Может быть, прочитав ее, они открыли бы для себя простые истины. Например, что получать образование правильнее на родном языке, перестали бы закрывать русские школы и позволили бы русским детям получать высшее образование на русском языке; что образование должно быть «открытым для всех лиц, способных к наукам», а не только для тех, чьи родители могут оплатить обучение. И наконец, очень надеюсь, что, прочитав слова Ломоносова, который свободно владел двенадцатью иностранными языками, о том, что «русский язык имеет преимущества перед всеми европейскими языками, ибо вы найдете в нем великолепие испанского, живость французского, красоту немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка», исправят в школьных табелях позорное название предмета «язык национальных меньшинств» на «русский язык». И, может быть, в моем городе будет дом русской культуры, а не как сегодня он называется – дом культуры национальных меньшинств. Тогда, может быть, Латвия смогла бы стать местом, где все жители, несмотря на свою национальность, могли бы говорить на родном языке, сохраняли  свою культуру и не навязывал свой уклад жизни другим, уважали друг друга.

Но вернемся к великим делам великого ученого. На мой взгляд, главное его достижение – это МГУ. По плану Ломоносова в университете были образованы три факультета. Лекции читали здесь не только на латыни, но и на русском языке (и впервые это сделал тоже Ломоносов!). Ломоносов добился, чтобы в университет могли поступать выходцы из различных сословий. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды», – так он считал.

МГУ наших дней превзошел, я думаю, даже самые смелые фантазии его создателя. Сегодня это главный вуз страны с 39 факультетами и более 40 тысячами студентов. 2, 5 тысячи докторов и почти 6 тысяч кандидатов наук, более 300 академиков. Среди выпускников – нобелевские лауреаты, лауреаты Ленинской премии, Государственных премий СССР и России. Им всем очень повезло – они причастны к детищу великого ученого!

Александра Маркова

Новости