EN

Даниил Голубев. Все дороги ведут в «Эстонию»

 / Главная / Фонд / Проекты / 1150-летие славянской письменности / Эссе / Даниил Голубев. Все дороги ведут в «Эстонию»

Даниил Голубев. Все дороги ведут в «Эстонию»

Если вы любите Таллинн и пешие прогулки по нему, то наверняка обратили внимание на памятник, который находится в центре города недалеко от Национальной оперы. Памятник носит название «Ось времени». С одной стороны на нём изображён старый театр, которого давно уже нет, а с другой новый, всем хорошо знакомый. И как будто для продолжения идеи этого памятника «от старого к новому», от него ведут таблички, на которых мы видим следы с именами идущих людей, путь которых лежит к театру «Эстония». Каждый год добавляются всё новые плиты. Эти символические следы с разных улиц Таллинна ведут нас к одной цели и как бы говорят: «Все пути ведут в театр «Эстония»!».

Самая первая плита. На ней мы видим имя: Пауль Пинна и годы жизни 1884-1949. Почему именно он? Потому что когда-то в далёком 1907 году в Петербурге на представлении в Мариинском он так восхитился увиденным, что влюбился в театр окончательно и бесповоротно и оставался верен ему до конца жизни. Мы не знаем, каким увидел Пауль Пинна представление в Мариинском театре, мы можем лишь предполагать. Может быть, это было подобно тому, что примерно 100 годами ранее увидел главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

В одном я уверен точно, благодаря этому впечатлению мы имеем сейчас тот театр «Эстония», который является нашей общей гордостью.

Где и когда берёт начало этот путь, путь которым идёт театр уже более ста лет? В 1865 году в Таллинне было основано музыкально-певческое общество «Эстония». Общество объединяло людей, обожавших музыку и театр, энтузиастов-любителей.

В 1906 году по инициативе постановщиков и актёров Пауля Пинна и Теодора Альтермана при обществе «Эстония» был создан профессиональный театр «Эстония. В то время театр ютился в небольшом здании, которое находилось на шоссе Вяйке-Тарту.

В 1910 году был заложен краеугольный камень и объявлен сбор пожертвований для строительства Таллиннского Эстонского театрального дома. Юхан Лийв пожертвовал свой пиджак. Почему пиджак? Да, просто, ничего другого у него не было!

Спустя 20 лет Пауль Пинна, вспоминая о старой «Эстонии», пишет: «Часто задаю себе вопрос, как мы могли в столь примитивных условиях: узкая сцена (зимой неотапливаемая), почти полное отсутствие мебели и декораций – поставить такие произведения, как «Смерть Ивана Грозного», «Король Лир», «Отелло». Ответ здесь может быть только один: бесконечная любовь к своему делу, молодость и энергия, и, конечно, надежда на лучшее. А ещё старая «Эстония» была для меня всем!»

Первые сезоны существования театра представления давали только 2 раза в неделю, по субботам и воскресеньям. Репертуар требовал постоянного обновления, это было связано с ограниченным кругом публики. Один и тот же спектакль играли не более 1-2 раз. На актёров и постановщиков ложилась огромная репетиционная нагрузка. В 1903 году было решено на сцене театра «Эстония» поставить пьесу Максима Горького «На дне». «Я должен признать», – пишет Эдуард Вильде, – «нашим актёрам удалось вдохнуть в героев подлинную русскую душу». Эта постановка принесла театру огромный успех. В первый сезон «На дне» играли целых 8 раз, а в следующем ещё 5. Для того времени эти цифры были колоссальными.

Когда я заинтересовался этой темой, самое главное для меня было определить, измерить влияние русской культуры, музыки, театрального искусства на становление и развитие Национальной оперы «Эстония» и эстонского театра. Информация, которую я нашёл в интернете, книгах мне показалась недостаточной. Хотелось чего-то большего! И мне необыкновенно повезло! Со мной согласился встретиться главный режиссёр театра «Эстония» с 1977 по 1994 год, один из самых выдающихся эстонских оперных постановщиков, преподаватель оперной студии Эстонской Музыкальной академии, человек, который знает о театре «Эстония» всё, Арне Микк. Первый вопрос, который я ему задал, был о влиянии русских театральных традиций на эстонский театр.

Традиции русского театрального искусства оказали огромное влияние на становление эстонского театра. Это влияние, во-первых, обусловлено тем, что многие актёры, певцы, постановщики получили образование или стажировались в России, а, во-вторых, репертуаром, в котором всегда были произведения русских драматургов, композиторов.

Первый дирижёр театра Отто Херманн учился в Петербургской консерватории, первая эстонская профессиональная актриса Эрна Вильмаристе получила своё образование в Московском Художественном театре, а первый театральный художник, получивший специальное образование, Роман Ниман, закончил в Петербурге школу Александра Штиглица по специальности театральная декорация. Первый художник по костюмам театра «Эстония», Ольга Оболянинова-Крюммер, закончила Петербургскую академию художеств. Всем известные балерины Май-Эстер Мурдмаа и Кайе Кырб получили образование также в России, в Москве. Этот список можно продолжать и продолжать!

Здесь в «Эстонии» постановщиками были и Георгий Анисимов, и Борис Покровский, и Дмитрий Бертман. На сцене театра блистали такие звёзды как Архипова, Нестеренко, Атлантов, Мазурок.

Что же касается репертуара, то это тема неисчерпаема! До 1949 года в Национальной опере существовало три направления: драматическое, оперное и балетное. И в каждом из них творчеству русских драматургов и композиторов отводилась существенная роль.

Горький, Толстой, Чехов. Произведения этих драматургов не сходят со сцены! 5-ый сезон профессионального театра. На сцене вечный чеховский «Дядя Ваня». В роли дяди Вани Пауль Пинна, в роли доктора Астрова Теодор Альтерман. И всё та же чеховская грусть, боль, безнадёжность, состояние распада. Места в зале распроданы до последнего! Восторженные отзывы критиков!

Впервые русская опера была поставлена на сцене театра «Эстония» зимой 1920-ого года. Это был «Евгений Онегин» Петра Чайковского. А потом были «Пиковая дама» Рубинштейна, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, «Князь Игорь» Бородина.

И, наконец, балет! Балетная труппа была создана в 1926 году. К творчеству русских композиторов обращаются лишь 10 лет спустя. В 1936 году своё 10-летие отмечают балетом Чайковского «Щелкунчик». Четырьмя годами позже на сцене «Лебединое озеро». Затем «История солдата» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Мастер и Маргарита» Лазарева. Сейчас в афише театра «Эстония» такие балеты, как «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», которые не сходят со сцены театра уже 70 лет.

Идя по фойе театра, Арне Микк остановился около бюста Георга Отса и произнёс, на мой взгляд, совершенно потрясающие слова. «Он нам всем очень близкий человек». Вот так просто в настоящем времени сказал о человеке, которого уже 36 лет нет на свете.

Георг Отс о себе:
- Что вы цените в самом себе?
- Недовольство собой.
- Ваши слабые стороны?
- Слабый голос, техническая несовершенность и недостаточная эрудиция.

Популярность Отса в стране и за рубежом была необыкновенная. В 1962 году гастроли в Ленинграде. Георг Отс исполняет роль Демона в одноимённой опере Антона Рубинштейна. После представления зрители вызывали артиста на сцену 12 раз. Наибольший успех выпал на его долю в опере Чайковского «Евгений Онегин», где он исполнял роль Евгения Онегина. За исполнение этой роли студенту консерватории Георгу Отсу была присуждена Государственная премия СССР.

Помните? (Звучит песня «Я люблю тебя жизнь» в исполнении Георга Отса)

Слова песни «Я люблю тебя, жизнь!» в исполнении Георга Отса звучали в разных странах на 18 языках. Композитор Эдуард Колмановский сочинил её специально для Отса. Его несравненное исполнение сделало песню всенародно популярной.

100 лет профессионального театра «Эстония» - много это или мало? Смотря с чем сравнивать. По сравнению с Античной Грецией мы только в начале пути, а ведь если задуматься, то театр «Эстония» старше государства Эстонии!

На этом история не кончается. Продолжение следует!

Даниил Голубев

Новости

Цветаева