Нидзельницкий Антон. Смысл и ценности Русского мира
Нидзельницкий Антон. Смысл и ценности Русского мира
Россия сама есть вселенная и никто ей не нужен.
Екатерина II Великая.
Эта цитата Императрицы Всероссийской Екатерины II, чей период правления называют золотым веком, на мой взгляд, подчеркивает уникальность Русской культуры и всей нашей страны в целом. Россия не просто страна, мы самая большая страна в мире, мы отдельный мир, а культура наша есть вселенная, большое дерево, чьи семена проросли даже в самых дальних уголках земного шара.
Начиная писать эссе на столь обширную тему, я бы хотел сразу дать такое определение понятию Русский мир, которое мне кажется наиболее подходящим. Русский мир – это уникальная тысячелетняя цивилизация со своими обычаями, устоями и традициями, значительно отличающимися от современных западных ценностей, это сохранившийся духовный центр истинной христианской культуры с элементами культуры Востока. Русский мир это не только Россия, он существует не только в ее географических границах, но это и Украина, Белоруссия, а также те страны, с которыми мы были связаны исторически, в которых продолжает жить «русская душа», представители русской культуры, те страны, в которые вступила нога русского человека, и после себя он оставил университеты, школы, больницы. Это не варварская, как это принято считать на западе, а созидательная нация. Так в чем же особенность нашей культуры? История может нам многое рассказать. Христианская культура стала фундаментом культуры русского мира при правлении князя Владимира I Святославича. Именно при нем христианские традиции были переняты из Византии, которая в свою очередь являлась наследницей традиций Римской империи. Западная цивилизация формировалась как христианская, до времен реформации. Именно до 15-16 веков Русь и Западная Европа шли по одному пути духовного развития. Но реформация уничтожило духовную основу христианства в Европе, и Русь явилась наследницей истинной христианской культуры. Основополагающие ценности христианства, такие как, сострадание и любовь, равнодушие к материальным ценностям, удалось сохранить именно русскому миру. Наши предки после набегов на Византию создавали не банки, не ломбарды, как это делали Венецианцы, они нашли настоящее сокровище Византии – Бога. В дальнейшем они создали Русь-Россию – духовную преемницу Византии. Из этого видно, что главное для человека русского мира это духовная сфера, материальные блага уходят на второй план.
Я попробую сравнить ценности европейские и ценности русского мира, чтобы была видна наша уникальность.
Ценностями Европы незадолго до реформации стали индивидуализм и частный произвол, ростовщичество и алчность, реформация же в свою очередь всё это узаконила. Она была обусловлена глубинным духовным кризисом западноевропейской культуры. Торговля индульгенциями, разврат, обман и т.д. явились необходимым звеном сложившейся в те времена идеологии составившей основу современной западной цивилизации. Смыслом же существования Русского мира было обретение Бога. Именно в православных храмах люди стоят, а не сидят как протестанты и католики. Это символизирует то, что мы не считаем, будто бы Бог нам что-то обязан сделать или дать, наоборот, это мы служим богу, мы стоим, а не сидим перед ним. Вспомним кризис 2008 года, ведь он был вызван именно обвалом ипотечной пирамиды, жизнь в долг и мизерный процент по ипотеке в мгновение увеличил человеческую алчность, которая и стала причиной кризиса. Основная ценность русского мира – это служение высшей цели – служение Богу, своей Родине, Родина для человека русской цивилизации превыше всего. У протестантов и католиков богатство означает благоволение к тебе Бога, в то время как у русского человека совершенно другие нравственные ориентиры, у нас совершенно другая ментальность.
Испокон веков в русском мире интересы государства всегда были выше интересов одного человека. Концепция индивидуалистская – где человек является важнее всего, а государство защищает его права и свободы – принадлежит западу. Вот что писал Освальд Шпенглер в своем произведении «Закат Европы» про особенности русского восприятия – «Отсутствие какой-либо вертикальной тенденции в русском жизнечувствовании проявляется и в былинном образе Ильи Муромца. Русский начисто лишен отношения к Богу – Отцу. Его этос выражен не в сыновней, а исключительно братской любви, всесторонне излучающейся в человеческой плоскости. Даже Христос ощущается как брат. Фаустовское, совершенно вертикальное стремление к личному совершенствованию представляется подлинному русскому тщеславным и непонятным. Вертикальная тенденция отсутствует в русских представлениях о государстве и собственности».
Ошибочно утверждать, что русский мир состоит из одной нации или культуры, проповедует одну религию, это многоконфессиональная и многонациональная цивилизация. Обусловлено это историческим процессом объединения, Россия не только расширялась за счёт включения в неё новых территорий и этносов, но и сохранением культур этих этносов. Хоть процесс объединения и носил силовой характер, наши предки не истребляли народы, они сохранили их и их самобытную культуру, тем самым обогатив культуру русскую. Культура каждого включенного в состав России народа сохраняла свои ценности и традиции, но в тоже время включала в себя ценности других культур, которые ей подходили, и отказывалась принимать те, которые ей были чужды. Шел своего рода взаимный обмен традициями и ценностями всех культур между собой. Европейцы же безжалостно уничтожили индейцев и всю их цивилизацию, не задумываясь о том, что это был целый мир новых обычаев, они не знали греха, ведь его можно было искупить за деньги.
Очень много вопросов появляется в наше время о слове «русский», кто-то говорит, что русских уже нет, и наша кровь – это смесь народов, кто-то, что русский тот, кто родился в России и по нации является русским. Но, по моему мнению, еще одной отличительной чертой русского мира является «русскость». Если человек считает, что он принадлежит к русской культуре и к русскому народу, если он находится в другой стране и скучает по обычаям и традициям России, чувствует неотделимость от своей Родины, то значит он русский, не важно, какая у него «кровь». Принадлежность к русской культуре и осознание себя "гражданином" русского мира являются основными критериями «русскости». Слово «русский» не следует отождествлять с этническим происхождением, а с происхождением души. Ментальность русского человека устроена так, что он жаждет справедливости, он готов умереть за свою веру и свою родину. Как сказал польский писатель Станислав Лем: «Русскость – это мировоззрение справедливого жизнестроя». Чувство справедливости более характерно человеку русского мира.
Соборность – еще одна черта характера человека русского мира, мы привыкли жить сообща, помогая друг другу. На Руси издавна существовало выражение: «Помочь всем миром». При крепостничестве за крестьянином стояла община, поддерживавшая его в трудную минуту. Именно при помощи соборности – единства народа, мы дали отпор войску Наполеона и Гитлера.
Наиболее важной духовной ценностью русского мира была и остается «идея», «идея» ради которой стоит жить. Во времена Российской Империи это было служение царю, служение Богу, во времена СССР это была идея построения коммунизма и всеобщая справедливость. Русский человек так устроен, что не может жить просто зарабатывая деньги, для него это чуждо. Чтобы жизнь наполнилась смыслом, нужна высшая идея, идея способная привнести в этот мир справедливость. Я не могу не упомянуть о словах Владимира Соловьева в его сочинении «Русская идея»: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности… Призвание, или особая идея, которую мысль Бога полагает для каждого морального существа – индивида или нации – и которая открывается сознанию этого существа как его верховный долг, – эта идея действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа». Человек русского мира – это моральное существо, регулятором поведения которого является мораль, совесть, а не логика и законы. Уже сейчас наши государственные лидеры ведут поиск национальной идеи, которая смогла бы скрепить наш народ, дать государству и людям цель, ради которой стоит жить.
В период демократических реформ русская культура приобрела тенденцию на сближение с западом, и постепенно перенимает его ценности и идеалы. Как когда-то это было при Петре, практически то же самое случилось в 90-х годах XX века и без крови, и несчастий не обошлось. В наше время хозяином жизни стал ростовщик, а место Бога или идеологии заняли деньги. Все это привело к чрезмерному обману, воровству и убийству. Как много в нашей стране тех, кто хочет видеть Россию в Европейском союзе, а голливудская продукция становится неотъемлемой частью нашей жизни. На место христианского общества пришло общество потребления, денежная цивилизация с ее стремлением к получению материальных благ, алчностью и свободой личности. Но ничто еще не смогло сломить наш народ и уничтожить нашу культуру, она всегда возрождалась и защищала нас от тех ценностей, которые нам были несвойственны. К примеру, сейчас Запад нам настойчиво пытается навязать терпимость к мужеложству, называет нас дикой страной от того, что мы не можем этого принять, но как возможно принять чуждые традиции, от них наоборот необходимо защищаться для сохранения своих.
Сейчас нам нельзя перенимать стереотипы поведения Запада, мы должны быть собой, необходимо сохранять наши традиции, укреплять ценности, повышать популярность русского языка ведь это один из самых красивых и богатых языков мира. Русский мир мне представляется чем-то великим и могущественным, у него великая судьба. Россия всегда была спасительницей слабых, это мы спасли мир от нацизма, это мы заступились за Сирию и не позволили Западу снова показать его разрушительную сущность. Смысл Русского мира в созидании нечто нового, более светлого, прекрасного.
Нидзельницкий Антон