У истоков православной империи: выставка «Великий князь и государь всея Руси Иван III»
В Музеях Кремля открылась выставка «Великий князь и государь всея Руси Иван III». Экспонаты для неё собраны со «всей Руси Великой» – из Исторического музея, Эрмитажа, Кирилло-Белозерского музея-заповедника, а также музеев Рязани, Ростова, Сергиева Посада, Новгорода.
Это не случайно, ведь именно при Иване III, объединившем (в основном) Россию, государство начинает масштабное строительство и широкую благотворительную деятельность. Многочисленные вклады в монастыри были проявлением как новых амбиций московских великих князей, так и своеобразного патерналистского отношения к вотчинам. Государь был воинственен, удачлив в делах и щедр, эти три качества и доставили ему исторически закрепившееся прозвище – Великий.
Экспонаты подобраны так, чтобы охватить главнейшие вехи правления Ивана III – и собирание земель, и становление независимости Русской церкви, и, конечно, женитьбу на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. Среди особо ценных – так называемый Корсунский крест из горного хрусталя, который привезло посольство Софьи. Этот крест после венчания Ивана III и Софьи был помещён в Успенский собор, а позже участвовал во всех крестных ходах.
Много здесь и иконописных шедевров, например, торжественные образы Дионисия и мастеров его круга. Иконы не только были обычным вкладом князя в монастырь, но и выполняли идеологическую функцию: закрепляли для всей страны культ московских святителей, помогавших в объединении государства.
Один из разделов экспозиции посвящён перестройке Московского Кремля, которая происходила при Иване III. В честь закладки трёх кремлёвских башен зодчим Пьетро Антонио Солари на Спасской башне была установлена плита, на ней – текст на латыни, где впервые зафиксирован полный титул Ивана III.
При Иване привычного для более поздних времён противопоставления «веры латинской» и «веры православной» ещё не сложилось. Да и странно было этого ожидать от человека, женившегося на воспитанной в Риме принцессе и приглашавшего для работы в Россию итальянских мастеров.
Ивана III первым среди московских князей называют царём, хотя формально венчан на царство был лишь его внук – Иван IV Грозный. Среди множества экспонатов, имеющих отношение к его правлению, Судебник – первый общероссийский законодательный свод, созданный в 1497 году.
Иконы, фолианты, государственные документы – композиция выставки подчинена главной идее: Московская Русь строилась на развалинах Орды и впитывала наследие павшей Византии, пришедшее из Италии. Москва превращается в духовный Третий Рим – именно при Иване закладывается идеологическая основа Московского царства.
Исторических «интересностей» – оружия, украшений, одежды – на выставке практически нет. В этом смысле она суха и скорее понравится тем, кому история интересна как процесс, а не только как старина.
Выставка продлится до 14 июля.
Борис Серов